Железнодорожники Казахстана в очередной раз пытаются переложить свои проблемы на плечи экспортеров и других грузоотправителей. Вместо того, чтобы повышать экономическую эффективность своих компания, они идут по легкому пути – повышают тарифы на перевозки, пишет «КазахЗерно.kz».
Ущерб от этих решений может вылиться в сотни миллиардов тенге потерь для бюджета Казахстана. Также он продолжит раскручивать маховик инфляционного давления на всю экономику.
Рост на четверть
Стоимость перевозки зерна и других грузов в скором времени может существенно вырасти. Дело в том, что компания «КТЖ-Грузовые перевозки» подала заявку в Комитет регулирования естественных монополий на повышение тарифа на локомотивную тягу. С 1 августа железнодорожники хотят поднять тариф в среднем на 14,7%.
При этом «КТЖ-ГП» предлагает вернуться к дифференциации тарифов по видам сообщений, которая в рамках ЕАЭС была отменена десяток лет назад. Если это предложение будет поддержано, то рост тарифов окажется неравномерным:
- для внуриреспубликанских сообщений, а также для импортных перевозок – в среднем 9%;
- для экспорта запрошен рост в среднем на 25,9%.
Таким образом, экспортеры зерна столкнуться с более существенным ростом издержек.
Хочется обратить внимание на всю несвоевременность роста аппетитов компании «КТЖ-ГП». Инфляция в стране, особенно продовольственная, бьет все рекорды. То есть, растут цены на саму продукцию. Если к этому добавится рост тарифов на перевозки, это станет еще одним триггером подорожания. Поскольку стоимость перевозок заложена в цены абсолютно всех товаров, то и повышение отразится на себестоимости всего – от гвоздя и булки хлеба до стройматериалов и оборудования.
Разумно ли это делать сейчас, когда население нищает, а промышленность и селькое хозяйство трещат по швам? Цены на удобрения и гербициды, на запчасти и сельхотехнику выросли в два-три раза. Зачем толкать их еще выше?
Международный опыт

Не секрет, что железнодорожные перевозки в соседнем Китае как минимум в два раза дешевле, чем в Казахстане. В особо уязвимом положении находятся наши экспортеры зерна, поскольку Казахстан не имеет выхода к морю. Для них железнодорожные перевозки – единственный вариант реализации урожая и сохранения цен на сельхозпродукцию на выгодном для фермеров уровне. Не будет продаваться зерно – цены на него на внутреннем рынке рухнут, и аграрный сектор постигнет коллапс. Прощай тогда и продовольственная безопасность Казахстана, и экспортная выручка, и налоговые поступления в бюджет, и рабочие места на селе.
К этому толкают нас железнодорожники?
Кроме того, опыт соседних стран показывает нам, к чему ведет неконтролируемый рост цен на железнодорожные перевозки – экспортеры начинают переключаться на автомобильный транспорт. То есть, трассы заполняют огромные фуры, зачастую с перевесом, что не только осложняет движение, но и ведет к разрушению дорог. Этот опыт в свое время прошла Россия, а совсем недавно Иран. Там после повышения тарифов на ж/д перевозки резко вырос объем перевозок по аводорогам, что привело к разрушению полотна на миллирады долларов. И все это легло бременем на государственный бюджет. Для чего нашему государству повторять эту ошибку? Может быть, умнее будет изучить этот опыт и сделать выводы?
Золотые вагоны
При этом, все эксперты говорят о том, что в железнодорожных перевозках есть масса внутренних резервов к оптимизации расходов и улучшению экономической эффективности компании – без роста тарифов. Достаточно вспомнить примеры с «последним километром», тариф за движение по которому частные компании завышали в десятки (если не в сотни) раз. Правительство только-только навело порядок в этом вопросе – и вот на рожон лезет проблема локомотивной тяги.
При этом, кроме пресловутого «последнего километра», который контролировали частные контроки под крышей влиятельных людей, в железнодорожной отрасли осталась масса таких вот теплых местечек, которые делают деньги из воздуха, не позволяя зарабатывать самой государственной компании «КТЖ». И похоже, эта ситуация устраивает и руководство, и чиновников. Перевозчики жалуются, что услуги подачи локомотива, порой, доходят до 40% от всей стоимости перевозок. Есть еще услуги по мойке вагонов, которые тоже настолько дороги, как будто вагоны моют золотом, а не водой.
Что мешает «КТЖ» взять все эти участки работ в свои руки, а не отдавать в аутсорсинг кому попало? Очевидно ведь, что это – возможность зарабатывать, не повышая тарифы на перевозки.
Прохиндеи в кабинетах

Хочется призвать и антимонопольные органы, и в целом правительство – провести комплексный анализ всей отрасли железнодорожных перевозок, глубокую тщательную проверку всех структур, работающих в секторе, что найти-таки скрытые резервы к сохранению тарифов на нынешнем уровне, а то и принудить снизить их. Эта цель полностью укладывается в задачу, озвученную президентом Токаевым по сдерживанию необоснованной инфляции.
Ну, и совсем в идеальном варианте было бы правильно полностью сменить прежний менеджмент госкомпаний, который привык работать с убытками, покрывая их за счет государственной казны, вместо поиска экономически эффективной модели. А что касается чиновников, курирующих отрасль и закрывающих глаза на преступную некомпетентность или злонамеренность менеджеров, то их неплохо было бы привлечь к уголовной ответственности.
Иначе как мы построим Новый Казахстан со старыми прохиндеями в кабинетах?
КТЖ через пару лет 🤣🤣
ҚТЖ «Қазақ темір жолы» – үлкен үйінді. Мен осы кеңседе алты ай жұмыс істедім, бұл жеткілікті болды. Барлық жерде былық, ұрлық, непотизм. Достарыңыз, сыныптастарыңыз немесе теміржолшылардың ата-аналары болмаса, онда бұл жерде жұмыс жоқ.
В КТЖ творится самый настоящий бардак, люди, обеспечивающие её состояние и лицо просто герои, особенно проводники, механики ! НУЖНО СПРОСИТЬ У МАМИНА, ГДЕ ДЕЛИСЬ ЗЕРНОВОЗЫ !!??????
Мамин жулик и вор, десять лет доивший Казахстан темыр жолы, ставший на этом миллиардером и сумевший вовремя соскочить
«Казахстанские железные дороги» (КТЖ), имея примерно такой же, по численности, персонал и длину сети, перевозит вдвое меньший объем грузов и вчетверо меньшее число пассажиров, чем компания «Китайская железная дорога» (КЖД), сообщает Азиатский банк развития (АБР).
«Казахстанские железные дороги» (КТЖ), имея примерно такой же, по численности, персонал – 130 тыс. работников, как железнодорожная компания «Китайская железная дорога» — 165 тыс., и протяженность сети — 16 тыс. и 20 тыс. км, перевозили в 2018 году вдвое меньший объем грузов – 398 млн и 850 млн тонн, соответственно», — следует из нового исследования АБР «Состояние железных дорог в странах ЦАРЭС и возможности для инвестиций, коммерциализации и реформ».
Согласно документу, объем пассажирских перевозок КТЖ – в 4 раза меньше, чем у КЖД — 23 млн человек.
В то же время, «Узбекские железные дороги» работают еще менее интенсивно в грузоперевозках: при персонале, вдвое меньшем КТЖ — 70 тыс. работников и протяженности сети – менее 5 тыс. км, перевозят 68 млн тонн грузов. Пассажиров компания перевозит почти столько же, сколько КТЖ — 22 млн.