Начало положено. Что дальше?

Новость на Казах-зерно:

Итак, государство устами Первого Президента страны ещё в феврале вновь обозначило эту проблему. Ел басы, выступая на 18-м съезде партии Nur Otan, поручил правительству разработать проект «Аул – колыбель народа». Тогда, в феврале Нурсултан Назарбаев отметил, что необходимо вкладываться в те села из 7,5 тысячи имеющихся, которые имеют перспективы своего развития, напоминает собкор «КазахЗерно.kz».

На реализацию проекта было запрошено 90 миллиардов тенге, дали больше. В сёлах должны построить новые дома, отремонтировать дороги и провести качественную питьевую воду. Это, по идее, должно остановить отъезд из села молодёжи. С самого начала правительство обозначило полторы тысячи перспективных сёл, которые будут по программе получать средства на развитие. И при отборе наиболее перспективных населённых пунктов собирались учитывать возможные направления развития сёл. Больше ста сёл Павлодарской области попали в число наиболее перспективных сёл республики. По программам «Қүтты мекен» и «Ауыл – ел бесігі» на дальнейшее развитие этих сел из республиканского бюджета выделили 1,4 миллиарда тенге, еще миллиард — из областного бюджета. И тогда подумалось – хорошее начало.

Ведь чудес не бывает, и если в села не вкладываться, если не открывать там как можно больше современных производств, а не маломощных крестьянских хозяйств, то никто не будет нести свои средства в организацию бизнеса на селе. Это жестокая реальность – у государства просто нет денег, дабы враз поднять то, что рушилось десятилетиями. Да ещё в то время, когда во всем мире сельское хозяйство становится индустриальным, а сёла выглядят совсем иначе, чем раньше. И каждая страна решает задачи по-своему, потому что тут нет готовых и стандартных рецептов.

С самого начала программы «Аул – колыбель народа» считалось, что средства надо направлять туда, где ещё проглядываются перспективы. Это наиболее прагматичный подход. Но не только государство должно вкладываться в развитие сельской инфраструктуры. Хозяйствующие субъекты, если они думают о своём будущем, тоже должны вкладывать в село, в человека. А многие ли крестьяне сегодня участвуют в социальном развитии родной деревеньки?  

Сейчас решается проблема центрального водоснабжения в сёлах. Это хорошо. А надо идти дальше – создавать на селе условия более комфортные, чем в городе. Это не фантазии: если не создать привлекательных условий, начиная с чистого воздуха и хорошего образования и заканчивая бытовым комфортом, молодежь не удержать. И думать об этом вместе с государством, наверное, должны и крестьяне, ведущие здесь свой бизнес. Тем более что государство своё слово скажет – до 2027 года на развитие сёл, по последним данным, решено направить больше 900 миллиардов тенге.

В нынешнем году Павлодарской области на проект выделено 1,4 миллиарда тенге из республиканского бюджета. В следующем году региону на развитие сёл дадут ещё столько же. Всего же по стране до 2027 года на реализацию проекта будет потрачено 900 миллиардов. Много или мало – 1,4 миллиарда? Это как посмотреть, ведь всё познаётся в сравнении, не правда ли? Всего по стране на финансирование «Ауыл – ел бесігі» нынче направлено 30 миллиардов тенге. Например, Костанайская область получила два миллиарда, Жамбылская – три, Туркестанская – четыре миллиарда тенге. Павлодарцы, как видим, получили меньше. А в 2020 году республика увеличит финансирование проекта более чем в два с половиной раза. Более того, как заявлял недавно вице-премьер Роман Скляр, в будущем году начнётся широкомасштабная модернизация сельской инфраструктуры. К предусмотренным 30 миллиардам тенге в 2020 году будут выделены дополнительно 50 миллиардов. А павлодарцы опять останутся где-то с краю?

Сегодня в Павлодарской области в 352 сёлах живёт 221 тысяча человек. Это почти 30 процентов населения области. При этом в Прииртышье есть 17 сёл с населением менее 50 человек, эти сёла умирают, и помогать им никто не собирается. Всё по тому же прагматизму, как бы это цинично не звучало по отношению к жителям уходящих сёл. Для участия в проекте «Ауыл – ел бесігі» в Павлодарской области отобрали 104 села «с высоким потенциалом развития». Однако деньги пошли пока только райцентрам.

В этом году 1,4 миллиарда тенге распределили между четырьмя районными центрами – Баянаулом, Железинкой, Иртышском и Теренколем. Что интересно, из этой суммы больше половины приходится на ремонт внутрипоселковых дорог — 861,4 миллиона тенге.

Среди четырёх райцентров больше всего получил Баянаул – 559,7 миллиона тенге, средства направили на реализацию трёх проектов. Кроме дорог, в посёлке провели капитальный ремонт в районной больнице и в одной из местных школ. Павлодарские сёла деньги проекта «Ауыл – ел бесігі» потратили на освещение, ремонт водопровода, стадиона, детских садов, здания суда, которое переделали под детскую музыкальную школу.

Сначала в списке вместо Иртышска был поселок Ленинский, однако в последний момент решили сосредоточиться именно на финансировании районных центров. В 2020 году деньги вновь направят на развитие райцентров – теперь уже Актогая, Аккулы, Коктобе, Успенки, Шарбактов. На 1,4 миллиарда тенге предусмотрели 34 проекта.

Не знаю, верное ли это решение – начинать с райцентров, которые и без того без финансирования не остаются. Но они перспективны, вот в чём суть. Однако и тут не всё утраивает областные власти. Да, вроде бы есть в природе план развития опорных и спутниковых сёл, но его надо конкретизировать. Сейчас в области есть сельские проекты в общей сложности на 15 миллиардов тенге. Но, рассмотрев сметы этих проектов, глава региона Булат Бакауов остался недоволен прочитанным. У него создалось впечатление, что сметы писались с кондачка, чуть ли не на коленке. Например, подают смету на средний ремонт уличного асфальта, на одной улице – на 180 миллионов тенге. То есть, глава области требует самым тщательным образом просчитывать каждый проект, на который пойдут государственные деньги.

Конечно, одно из приоритетных направлений улучшения качества жизни на селе – обеспечение жителей чистой питьевой водой. За последние три года годы на прокладку водопроводов Павлодарской области отстегнули 40 миллиардов тенге. На эти деньги построили тысячу километров сетей водоснабжения, обеспечив питьевой водой 45 тысяч человек. Повторю – 40 миллиардов на 45 тысяч! Теперь в области водопроводную воду пьют жители 120 сёл, примерно 34 процента сельчан.  В этом году в деле протяжка ещё 52 водопроводов, из которых введены в эксплуатацию 14. До конца планируется завершить 28, остальные переходят на будущий год. То есть, к концу года удастся обеспечить качественной питьевой водой более 38 тысяч человек, 40,5 процента сельчан. На будущий год в министерских кабинетах поддержано 45 проектов на 112,6 миллиарда тенге.

Как и в случае с проектом «Ауыл – ел бесігі», в сфере водоснабжения одна из наиболее распространенных проблем – это качественная подготовка проектно-сметной документации. Хорошо подготовленная смета напрямую влияет на характеристики объекта, его стоимость и реализацию, даже на скорость прохождения самого проекта по коридорам власти. А тут не всегда порядок, есть нашумевшие случаи головотяпства и непомерных аппетитов. Например, для деревни Харьковка Актогайского района сделали проект водоснабжения на 2,5 миллиарда тенге. Однако после его внимательного изучения оказалось, что можно уложиться и в 1,6 миллиарда. Как считали? А в районном центре Майского района – Коктобе – неправильно определили дебет скважины, в результате чего воды не хватило бы на всех жителей села. Поэтому проект пришлось делить на два этапа и искать дополнительные источники воды. Как предлагали такой проект? Ну и как всегда в области есть несколько объектов, где подрядчики не успевают всё сделать в срок. В совокупности это влияет на общий процент обеспеченности жителей питьевой водой и, соответственно, отрицательно скажется на оценке работы акимата области по меморандуму с премьер-министром. Хотя мы, конечно, понимаем, что это не самое главное – рейтинг. Не правда ли?

Все понимают, что выбирая наиболее перспективные сёла в качестве объекта новой программы поддержки села, мы провоцируем из-за оттока населения обычную урбанизацию, которая и без того идёт с ускорением. Этот процесс, конечно, не остановить. Люди всегда ищут для себя комфортные условия для жизни, стабильную работу. Чтобы хоть в какой-то мере пойти им навстречу, и была задумана программа «Ауыл – ел бесігі». Но почему в Павлодарской области работу решили начать с райцентров? Об этом вполне откровенно недавно высказался аким области Булат Бакауов.

— Мы должны создать все условия, чтобы население не уезжало. Внешний облик районных центров и опорных сёл нашей области – это лицо акима села или посёлка. До сих пор у нас, к сожалению, стоят полуразвалившиеся здания, бесхозные коммерческие объекты, брошенные жилые дома. Сейчас разработаны поэтапные планы по ликвидации таких объектов. Либо привлекайте туда инвестиции и наводите порядок. Нужно перестать быть бюджетоориентированными. Чем больше в своей работе акимы сёл будут применять механизмы различных государственных программ, направленных на развитие предпринимательства и бизнеса, тем богаче будут жить люди на селе. Эти слова глава региона адресовал, конечно же, своим подчиненным – акимам разного уровня. И это важно исполнить, ведь основная цель программы Ауыл – ел бесігі в том, чтобы модернизировать социально-экономическую инфраструктуру сельских населённых пунктов. Делается это для устойчивого развития сельской местности и, главное, для закрепления молодёжи на селе. Получится ли это? Скажу просто: пока на селе люди вынуждены топить печки по дедовски, а «удобства» будут во дворе – вряд ли можно надеяться на сокращение оттока молодых людей из сёл.    

Владимир Гегер
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Айсулу

    Наступила всеобщая реорганизация. Что получили бюджетники? Ничего. А в некоторых сферах, таких как культура, снижение заработанной платы до 30 тысяч. ТЕНГЕ! Живем дальше!

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля