Кому помешало «белое золото»?

Кому помешало «белое золото»?

В Туркестанской области приступили к севу хлопчатника. Нынче планируется засеять 120 тысяч га. С каждым годом площади под «белое золото» в единственном хлопкосеющем регионе страны неизменно сокращаются. Властями на сегодня взят такой курс. Хотя всего несколько лет назад была у нас кардинально другая политика, отмечает собкор ИА «Казах-Зерно». Чиновники всех мастей и рангов убеждали нас в том, что в скором времени Казахстан превратится в передовую хлопководческую державу:  главное — чуть-чуть поднапрячься.

«На бабки» (государство напрягли) затея влетела в солидную сумму — несколько сот миллионов долларов.  Газеты пестрели официальной  информацией о том, что в ЮКО стремительно расширяются посевные площади под хлопчатником, о вводе в эксплуатацию перерабатывающих предприятий, в частности, завода по выпуску 180 000 постельных комплектов в год и 672 000 швейных изделий, а также о том, что Казахстан стал членом Международного консультативного комитета по хлопку. И все мы были озарены предчувствием того, что ну очень скоро будем щеголять в красивой и, главное, своей, экологически чистой одежде с лейблом «Made in Kazakhstan».

Однако спустя время деньги закончились, и азарт наших властей заметно поубавился, пропорционально выделенным средствам. Вожделенного текстильного кластера страна так и не получила.

Вот и пришлось срочно менять политику. Сегодня, мол, гораздо выгоднее выращивать, допустим…  дыни и арбузы. Но не все туркестанские аграрии справно заглатывают эти пилюли, пардон, идеи. У них крепко засело в голове, что хлопок — это все ж таки «белое золото». Экспортоориентированная валютная культура, которая к тому же, в отличие от всяких дынь и тому подобному, имеет более длительные сроки хранения, что в агросекторе немаловажно.

В общем, несмотря ни на какие увещевания аграрии начали засевать «белое золото». Правда, нынешнюю посевную притормозила дождливая весна. И вот, наконец, три дня стоит устойчивая жаркая погода — выше 25 градусов.

Возможно, удастся с посевной уложиться в срок и закончить к середине мая. Благо, хозяйства в регионе небольшие.  

К примеру, в КХ «Кульзай» всего-то восемь гектаров хлопчатника. Но глава хозяйства Жусип Алпысбай возлагает на эти гектары большие надежды. Тем более, его участок находится недалеко от Бугунского водохранилища. Это обстоятельство  позволяет решать проблемы с поливом.

— Промывку почвы провели в конце апреля, — рассказывает Жусип. —  Воды много было из-за дождя, полили обильно. Теперь после сева еще пару-тройку поливов как минимум надо сделать.

— С помощью капельного орошения? — интересуюсь.

— Что вы? — машет руками фермер. — Это очень дорогое удовольствие. Как и большинство земледельцев, довольствуюсь арыками и лотками. Про капельное только пишут бойко, мол, системы дренажа совершенствуются и прочая лабудень. Но это очень дорогой механизм. Хотя субсидии государство выделяет: на приобретение семян, удобрений и гербицидов, предоставляя удешевленные ГСМ. На каждый гектар получается где-то более 100 тыс. тенге субсидий. А всего расходы на выращивание каждого гектара  составляют почти 200 тысяч тенге, в два раза дороже. Но все равно это выгодная культура. И это при том, что  не все  могут получить субсидии, слишком много бюрократических преград. Надо много побегать, чтобы получить деньги. А посевная не ждет, ведь весенний день год кормит. Хорошо хоть готовый урожай инвесторы оперативно скупают. Они не тянут.

— А говорят, что наш хлопок уступает по качеству…

— Я много лет трудился на приемных пунктах и ответственно вам скажу: сказки все это. Если был бы плохой, то и спросом бы не пользовался. Наш хлопок с удовольствием берет и Китай, и Турция, и Белоруссия. Это те, у кого мы потом уже готовые изделия приобретаем. Так что и фермеру, и инвестору выгоден наш хлопчатник. Не выгоден он только государству в виде сырья, так как ничего от этого не имеет. А вот если бы наладили полную переработку хлопчатника, кластер бы создали. Тогда и государство бы богатело, и его граждане.

Трудно с фермером не согласиться. Сегодня 85-90% собранного хлопкового волокна экспортируется в Россию, Беларусь, Латвию, Литву и Китай. Основным производителем хлопка в регионе является Мактааральский район. Хлопок составляет порядка 40% в общем объёме производства сельского хозяйства региона.

Видно, что интерес к нему у туркестанских  аграриев всегда высок. Но то, что сегодня получают большинство крестьянских хозяйств, — лишь малая часть от возможного. Тормозит урожайность, хотя в последние годы она, безусловно, растетет, и в среднем, достигает 30 ц/га. К примеру, в Австралии средняя урожайность составляет 55,5 центнера с гектара, а в Израиле — 52.  Чтобы оказаться в одном ряду с мировыми производителями хлопка, казахстанским хлопководческим хозяйствам нужно добиться урожайности на уровне 50 центнеров с гектара, за сезон в целом  получать не менее  500 тыс. т сырца. В мировом рейтинге стран-производителей хлопкового волокна, включающем 63 государства, Казахстан в 2016 году  поднялся до 11-го места, опередив ближайших соседей-производителей Узбекистана.
Добавим, что в хлопковой отрасли с каждой переработкой цена готовой продукции вырастает сразу вдвое. К примеру, если хлопковое волокно, в которое сырец превращается после первого передела, реализуется по $1,5 тыс. за тонну, то за хлопчатобумажную пряжу предприниматели могут выручить уже $3 тыс.,  а  за сотканную из нее ткань все $4,5 тыс. Очевидно, что, если из этих тканей шить одежду или постельные принадлежности,  доход будет еще выше.

Поистине, хлопок — «белое золото». К нему бы еще добавить пусть не золотую, а просто думающую голову… Ой, мы бы в золоте купались!

Справка: 1 доллар = 380 тг.


Рамзия Юнусова


с автором можно связаться по адресу:
[email protected]


admin
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. kgffdui

    у нас умеют чиновники красиво нарисовать планы, а когда не вышло — промолчать в тряпочку… деньги-то государственные, не из своего кармана. если бы спрашивали должным образом, то порядка было бы больше

    Ответить
  2. Южанин

    Любой запрет это плохо! Просто кому-то надо субсидии получить на бахчевых и хлопок теперь не нужна!…

    Ответить
  3. Айсулу

    Именно так. Прям видно, что кому -то это выгодно.

    Ответить
  4. ИИН Рк

    Шелководство — одна из старейших отраслей сельского хозяйства. Вот именно этим крестьянам на югах нужна заниматься! Раньше Им занимались все хлопководческие совхозы и колхозы. На Узбекистан приходилось свыше 58% коконов, заготовляемых в СССР. В советское время выведены высококачественные сорта шелковицы и новые породы шелкопряда.

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля