«Чертова дюжина — не про 2013 год», — Союз фермеров Казахстана

Новость на Казах-зерно:В прошлом декабре фермеры Казахстана с нетерпением ждали наступления 2013 года, который, по их предположениям, должен был залатать финансовые дыры, сделанные 2012-м. Спустя год снова подводим итоги.

Так, насколько же оказался Год змеи удачным для сельского хозяйства Казахстана, и сбылись ли чаяния агробизнесменов, ответил в беседе с собкором издания «КазахЗерно.kz» вице-президент РОО «Союз фермеров Казахстана» Акжол Абдукалимов.

— Акжол Адильжанович, мы помним, как многие аграрии с упованием ждали 2013 год, надеясь, что он залечит моральные и материальные раны, нанесенные засухой. Надежды на хороший урожай в итоге оправдались. Но, похоже, крестьянам нужно было четко формулировать свои желания, ведь цена на полученный высокий хлеб оказалась далека от ожиданий фермеров, ведь так?

— В принципе, на 2013 год грех жаловаться, ведь он дал неплохой урожай. Правда, собрать его полностью не удалось: осенние дожди спутали карты тем хозяйствам, у которых не было в достатке уборочных машин. Так же стоит выделить высокую влажность нового зерна, отсутствие сушильных установок, вследствие чего все это немного подпортило общую радостную картину. Год на удивление получился неплохим, зерна четвертого и пятого классов оказалось меньше, чем мы предполагали. В основном хлеб шел третьим классом, только с маленькой натурой. Естественно, что и по остальным видам культур у нас вышли неплохие результаты, в том числе — кормовым. В целом год для фермеров сложился благоприятный, единственное, цена на зерновые культуры несравнима с ценниками в 2012-м.

(Справка: В конце декабря 2012 года стоимость пшеницы третьего класса в основных зерносеющих регионах страны не опускалась ниже 40 и 43 тыс. тенге за тонну (с КХ и ТОО соответственно). Сегодня ценники на высококачественный хлеб в тех же территориальных пределах не поднимается выше 26 и 28 тыс. тенге)

Перспективы на следующий год тоже вроде бы неплохие: есть влагозарядка, снег, и будем надеяться, что следующий год не окажется засушливым, как 2010 и прошлый 2012 годы.

— Уходящий год оказался продуктивным и для Союза фермеров Казахстана. Какими положительными новшествами в вопросах развития отрасли сельского хозяйства ознаменовался 2013 год?

— Недавно я посещал фермерские хозяйства Канады. Там у каждого из аграриев, независимо от объемов хозяйства, есть свои складские помещения, где они хранят свой урожай. В основном это стальные силосы. Крестьяне могут держать там зерно в течение двух-трех лет, что позволяет им дожидаться хороших цен на зерно, и после давать его на реализацию. Пока мы не добьемся таких результатов у нас в республике, казахстанский фермер будет страдать от отсутствия хранилищ, становиться жертвой перекупщиков и за бесценок отдавать свое зерно. Даже чтобы продать хлеб Продкорпорации, аграрии обязаны сдавать зерно линейным элеваторам, руководители которых в годы урожая ставят грабительские условия, и фермерам практически достаются копейки.

В этом году мы подсчитали, что в среднем крестьянин, который продает тонну зерна по 28 тыс. тенге, на руки получает только 19. Остальные деньги уходят на услуги элеватора и транспортировку зерна. Получается, что фермеры на руки получают меньше себестоимости своей продукции. Это цифры по ТОО, крестьянские же хозяйства, отдавая по 25 тыс. тенге, получают чистыми 17. В этом случае складывается парадоксальная ситуация, когда у нас вопросы сбыта отданы на откуп зерновой мафии, которая активизируется в период закупа зерна. В грабительских условиях заключается: обвешивание на весах, завышение влажности, сорности. Фермеры вынуждены соглашаться и отправлять зерно на элеватор, таковы условия Продкорпорации. Ежегодно производители зерна остаются с носом, будь то засуха или урожай. Аграрии зависимы от тех, кто занимается вопросами логистики и закупа.

Наша задача была сравнить, на каком уровне эта система работает в Канаде. Там есть агентство, которое подчиняется только Парламенту страны и имеет свои лаборатории с современным оборудованием. Они определяют качество зерна по всем спорным моментам и по обращению фермеров. Определяют качество и экспортного товара (страна продает за рубеж порядка 15-20 млн. тонн). И во всех морских портах у них стоят свои инспекторы. Причем заключение этой лаборатории обязательно для всех участников рынка, в том числе ХПП и зерновых компаний. Обжалованию результаты не подлежат даже  в судебном порядке. В Канаде реальный контроль и надзор над зерновым рынком. Главная цель — не давать в обиду зернопроизводителей. У нас же это не работает.

Есть, конечно, комитет госинспекции у АПК, но они на местах бессильны. Его сотрудники не могут поставить на место зарвавшихся руководителей элеваторов, которые открыто нарушают закон о зерне, его положения. Если на рынке зерно стоит 28 тыс. тенге, то они принимают к себе на элеватор по 14-16 тыс. тенге. А фермеру деваться некуда: ему нужно расплачиваться с долгами, кредитами, выдать заработную плату своим работникам, закрывать все долги перед поставщиками удобрений, семян, запчастей, топлива. Поэтому они вынуждены соглашаться на грабительские условия. И задача СФК — сломать весь этот порочный механизм, над чем усердно работаем.

В этом году Союз фермеров Казахстана продуктивно поработал. Стоит отметить, что мы добились сохранение единого земельного налога (ЕЗН) для крестьянских и фермерских хозяйств. Сначала мы убедили «Атамекен» в том, что необходимо оставить льготный ЕЗН, потом Минсельхоз, после провели более 10 заседаний в стенах Минфина и сумели доказать, что крестьянам, имеющим в наличие менее 3,5 тыс. га земли, нужно оставить этот вид налога. На общеустановленный налог предполагается наличие бухгалтерии, возможности содержать которую у фермеров нет. В общем, это большой наш шаг по защите интересов фермерских хозяйств.

Союз фермеров уже имеет доверие у правительства. Подтверждением тому является появление Единого зернового холдинга (ЕЗХ), который был создан путем подписания договора между Продкорпорацией и СФК. Его деятельность сконцентрирована только на малые и средние сельхозпредприятия. В адрес новой организации было много критики, в частности, потому что в руководстве ЕЗХ стоит общественный совет, который не имеет властных полномочий. Его решение носит лишь рекомендательный характер. Теперь подход пересматривается, есть уже понимание того, что ЕЗХ будет преобразован в консорциум, во главе с управляющим советом из пяти фермеров Казахстана и четырех представителей Продкорпорации.

Большую лепту внес СФК в установление квот на импорт зарубежной техники. Помните, было время, когда Россия, пользуясь теми соглашениями, которые были подписаны, хотела продавить таможенную ставку до 30%. Мы выступили против, и Правительство нас поддержало. Было принято компромиссное решение: казахстанцы могут получать без пошлины до 200 комбайнов. Многие наши производители уже привыкли работать на высокопроизводительной технике, и видят в этом большой смысл и эффективность.

Новость на Казах-зерно:Практически во всех областях Казахстана были созданы наши структуры, поэтому можем гордиться налаженным сотрудничеством с местными исполнительными органами. В процессе взаимодействия вырабатываются более четкие механизмы и подходы в решении вопросов. Позиции, мнения и предложения мы направляем в парламент. Все это говорит о неплохих результатах.

Плюсов 2013 года однозначно больше, чем минусов. СФК добился со стороны правительства понимания. Нас начали приглашать на заседания, совещания, где прислушиваются к мнению союза. Голос фермеров в нашем лице был услышан. Мы стали буферной зоной между правительством и сельхозпроизводителями, и главное — эту планку не опустить.

— С какими целями и задачами Союз фермеров Казахстана будет вступать в новый 2014 год?

— Первостепенная цель союза — это чтобы наши фермеры работали в таких же условиях, как и крестьяне развитых стран. Для этого мы изучаем лучшую практику. Исследования показали, что Казахстан — единственная республика, где реализация аграрной политики проходит по-старому: здесь не было перезагрузки. Мы добиваемся, чтобы все аграрии пользовались одинаковыми мерами господдержки. Чтобы действовала равнодоступность мер государственной помощи. У нас пока есть дискриминация мелких хозяйств. Скажем, если это субсидирование животноводства, то идет ограничение по поголовью скота, если у тебя в хозяйстве меньше 100 коров, то ты не можешь получить субсидию за молоко. Нигде в мире это не практикуется.

Сейчас национальная палата предпринимателей взяла этот вопрос под свой контроль. Мы будем добиваться того, чтобы фермеры вне зависимости от площади их угодий и численности поголовья скота имели право на получение мер господдержки, будь то льготы или субсидии. Тогда мы и увидим, какая категория сельхозтоваропроизводителей наиболее успешная, эффективная и может адаптироваться к условиям ВТО.

Но согласно мировой практике, самым эффективным являются семейные фермы. Если наше государство перейдет на подобную систему поддержки АПК: не будет делить на больших и малых, будет относиться равноудалено и равнодоступно, то народ не будет убегать из села. Сейчас же они наблюдают только то, как мелкие фермеры варятся в собственном соку и покидают деревни.

У нас есть главные направления работы на следующий год. СФК написал письмо в национальную палату предпринимателей, где озвучил вопросы, которые должны быть включены в приоритет деятельности секретариата комитета АПК.

Первое — это проблемы в реализации аграрной политики, выработка предложений по их устранению и совершенствованию. До сих пор крупный сельский бизнес кредитуется и получает 86% поддержки, а малый только 14%. Но ведь стоит обратить внимание, что крупный бизнес производит всего 5% молока, 4% мяса, около 5% овощей, картофеля. Высокий процент их производства отведен зерновым и масличным культурам. Он не обеспечивает своим трудом продовольственную национальную безопасность, потому что они производят то, что и так в избытке.

Второе, что необходимо пересмотреть, это несовершенство идеологии и механизм оказания мер господдержки субъектов АПК. Нельзя оставлять без внимания выработку мер по обеспечению доходности фермеров и компенсации ущерба в период стихийных бедствий. Такая помощь оказывается во всем мире.

В засуху 2012 года в Америке фермерам выделили несколько миллиардов долларов, чтобы погасить ущерб. В Канаде же несколько провинций пострадали от наводнения, и  им средства выделили. В России в прошлом году 6 млрд. рублей (30 млрд. тенге) направили своим фермерам в 22 субъектах РФ, которых поразила засуха. У нас ни одной копейки не выделили. В Казахстане должны быть свои фонды в случае стихийных бедствий. Нужно поддерживать доходность фермеров, независимо от того, какой год сложился, чтобы крестьяне не пошли по миру.

Следующим нашим предложением для рассмотрения было развитие отечественного сельхозмашиностроения с целью обеспечение аграриев доступной по цене сельхозтехникой и оборудованием. На сегодня 99% в стране занимает импортная техника. Республике нужны заводы по выпуску малогабаритной техники для хозяйств с небольшими угодьями. Это мы обосновываем тем, что скоро будем платить субсидии, чтобы облегчить доступ фермеров к технике в 20%. Если же сейчас субсидировать — то это будет поддержка зарубежных заводов, а зачем нам поддерживать чужую экономику. Казахстану необходимо, чтобы фермеры могли достойно войти в ВТО.

В общем, подводя итог уходящего Года змеи, можно сказать, что 2013 год не оправдал звание чертовой дюжины. Период был более или менее успешным как для производителей, так и для экономики. Но наши фермеры и сельское хозяйство еще не готово для здоровой конкуренции.

P.S.

— Для руководящего состава Минсельхоза год заканчивается довольно неприятно: задержанием второго человека в сельском хозяйстве Казахстана. Прокомментируйте эту ситуацию.

— Я Муслима Умирьяева лично знаю. Нам часто приходилось работать вместе на разного рода форумах. Он всегда казался человеком порядочным, грамотным и целеустремленным. Считаю, что в этой ситуации произошла какая-то ошибка: он стал жертвой чьих-то интриг. Рано или поздно правоохранительные органы разберутся.

Такого умного и грамотного человека я давно не встречал в Минсельхозе, и не хотелось бы верить, что он совершил какое-то коррупционное правонарушение. Такими людьми не разбрасываются. Муслим Умирьяев многое сделал для развития сельского хозяйства страны, и думаю, мог бы еще сделать.


Виктория Суслова

Газета «КазахЗерно.kz»

с автором можно связаться по адресу:
[email protected]


admin
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля