Сделать ветлаборатории, как в «Олимпе», не получится — эксперт

В Азербайджане создается Центр аграрных исследований

Комитет ветеринарного контроля и надзора МСХ РК прислал в редакцию «КазахЗерно» письмо, где комментирует нашу публикацию и рассказывает о реорганизации районных лабораторий. Эксперты в области ветеринарии считают, что модернизация ветлабораторий в таком виде не получится, передает «КазахЗерно.kz».

По данным Комитета ветконтроля и надзора, «многие региональные ветлаборатории функционируют в ветхих и не приспособленных для работы с микроорганизмами 3-4 группы патогенности зданиях и помещениях. Переформатирование данных лабораторий является вынужденной мерой, так как капитальный ремонт с целью сохранения прежнего профиля работы экономически нецелесообразен. Важно подчеркнуть, что в ходе модернизации ветлаборатории не закрываются, а продолжают работать в качестве пунктов забора проб. Для работы в новом формате не требуется соблюдение Санитарных правил и разрешение Режимной комиссии на работы с микроорганизмами, поскольку в пунктах забор проб не проводятся манипуляции с биологическими материалами».

Почему и когда районные лаборатории оказались ветхими и не подлежащими ремонту? Разве на их ремонт и модернизацию государством не выделялись средства? Такими вопросами задается профессор, доктор ветеринарных наук Гайса Абсатиров.

Еще 3 февраля 2017 года на расширенном заседании Правительства Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев подверг резкой критике неэффективное использование бюджетных средств, направленных на строительство ветеринарных лабораторий в различных регионах Казахстана. Сегодня в стране попросту простаивает 75 новых ветеринарных лабораторий, построенных за счет бюджетных средств.

«По сравнению с 2015 годом объем выявленного неэффективного использования бюджетных средств вырос в три раза и составил 382 млрд. тенге, задумайтесь. Так, например, в течение трех лет пустуют построенные вторые этажи 75 районных ветеринарных лабораторий на сумму 4,4 млрд. тенге. Я помню, как бывший министр пробивал, что если не будет лабораторий, мы не сможем продавать скот. Мы выделили деньги и вот — 75 ветеринарных лабораторий простаивают», — процитировал Назарбаева Абсатиров.

Средства были израсходованы немалые, каждая такая модульная лаборатория обошлась государственной казне в 109 млн тенге. Но конечный итог этого проекта печальный, говорит профессор.

В недавнем прошлом ветеринарные лаборатории входили в структурные подразделения областного и районных ветеринарных отделов и могли оперативно решать возникающие региональные проблемы планирования, организации и проведения противоэпизоотических мероприятий. Теперь все изменилось и не в лучшую сторону – изменилось с момента реорганизации диагностической службы в стране. Ее излишней централизации путем создания Республиканской ветеринарной лаборатории.

«В связи с этим возможно предположить, что одна из причин того, что у нас сегодня 75 дорогостоящих зданий ветеринарных лабораторий бездействуют, есть определенная доля ответственности руководства республиканской диагностической службы. Периферийные структуры РВЛ, особенно в районах, представлены только серологическими отделами, а это означает, что в сфере диагностики непосредственно на местах заняты всего по 3-5 ветеринарных специалистов. Возникающие проблемы с микробиологической, вирусологической, паразитологической, химико-токсикологической, гематологической, радиобиологической диагностики остаются без внимания. Указанные аспекты диагностики возникают часто и способствуют возникновению и распространению различных патологий», — отметил Абсатиров.

Иллюстрацией к сказанному могут послужить следующие примеры по ЗКО:

в КХ «Жанибек» Белогорского сельского округа Шингирлауского района 26 июня 2015 года отмечен падеж среди жеребят 3-5 месячного возраста. При комиссионном эпизоотологическом обследовании ветспециалистов из района в результате учета клинического проявления, патологоанатомического вскрытия был взят патологический материал и направлен для исследования в областную ветеринарную лабораторию. Распространение патологии среди жеребят продолжалось и к 3 –му июля 2015 года от болезни погибло еще 14 жеребят, патологический материал от которых также был отправлен для исследования в областной филиал Республиканской ветлаборатории. В результате за 7-10 дней у фермера пало 25 жеребят, при исследовании патологического материала в облветлаборатории какой-либо патологии не было выявлено. Падеж жеребят в указанном крестьянском хозяйстве продолжался до 14 июля 2015 года. Всего за 20 дней погибло 36 жеребят. И только после детального эпизоотологического обследования с участием специалистов из ЗКАТУ им. Жангир хана в результате комплексной диагностики с учетом эпизоотологических данных, клинических признаков, патологоанатомических изменений и лабораторных исследований был установлен диагноз мыт. В последующем был разработан комплексный план проведения противоэпизоотических мероприятий, который был эффективен, падеж прекратился. Случаев рецидива заболевания не отмечалось в течение последующих 6-ти лет.

Этот пример свидетельствует о том, что если бы в районной лаборатории был отдел бактериологии, диагноз был бы установлен намного раньше и своевременно проведенные лечебно-профилактические мероприятия предотвратили бы значительный экономический ущерб понесенный фермером, который составил на то время 1миллион 200 тесяч тенге.

Между тем, в январе 2017 года на территории Бокейординского района отмечена гибель значительного поголовья сайгаков. По основной версии падеж животных был связан с бескормицей, вызванной обилием снежного покрова и не способностью животных добывать корм при пастьбе. Для комиссионного выяснения причины из одного из самых отдаленных районов были доставлены трупы в областной центр – областной филиал РВЛ. При комиссионном вскрытии с участием представителей Комитета лесного хозяйства и животного мира, НЦР по ветеринарии МСХ РК, областного ветеринарного управления, ученых ЗКАТУ им. Жангир хана было установлено, что гибель животного наступила в результате банального браконьерства.

Опять же напрашивается вывод, что проблему можно было бы решить на месте при наличии соответствующих специалистов в районной ветлаборатории.

Значительный урон фермерским хозяйствам, личным подворьям наносят паразитарные заболевания в сельских округах. Этот пробел также не решается по причине отсутствия целенаправленной диагностики районными ветеринарными лабораториями.

«Таким образом, проект построения 75 ветеринарных лабораторий был заведомо провальным по причине отсутствия согласований на стадии составления проектно-сметной документации с профильными ветеринарными организациями, также не была учтена специфика регионов по возможностям и уровню обеспечения коммуникациями. Например, в ЗКО практически все районные центры имею газификацию, а построенные лаборатории должны в зимнее время отапливаться жидким топливом. Для его хранения и для утилизации биологических отходов предусмотрены строения, но в тоже время в построенных лабораториях отсутствуют необходимый виварий для содержания лабораторных животных», — пояснил профессор.

В сложившейся ситуации определенная доля ответственности лежит на руководителях местных исполнительных органов, которые своевременно не вмешались по ходу планирования и строительства на вверенной территории важного и дорогостоящего объекта без учета региональных особенностей обслуживания его коммуникаций, считает Абсатиров.

«Реорганизованные лаборатории пришли в ветхое состояние не за один день и не вдруг. У отдельных из них (говорю о тех, где я ранее бывал) в Бурлинском, Акжаикском, Казталовском (ранее Фурмановский) в свое время были добротные, соответствующие здания. Но из-за отсутствия контроля со стороны головной организации, часть из них лишилась зданий, остальные пришли в негодность. В то же время государством выделялись огромные материальные средства. Например, со слов экс вице-министра МСХ Г.Исаевой на развитие животноводства и ветеринарии в 2015 году на 7 лет было выделено 2 миллиарда евро (это по минимальному курсу 1 € = 400 тенге) порядка 800 миллиардов тенге. ВОЗНИКАЮТ РЕЗОННЫЕ ВОПРОСЫ. ГДЕ ДЕНЬГИ? КТО МЕШАЛ ПОЭТАПНО ПРИВОДИТЬ РАЙОННЫЕ ЛАБОРАТОРИИ В НАДЛЕЖАЩЕЕ СОСТОЯНИЕ?» — возмутился Гайса Абсатиров.

Что касается эффективности модернизированной сети лабораторий, Абсатиров отметил, что слепое копирование структуры КДЛ «Олимп» вряд ли подойдет для районных ветеринарных лабораторий.

В «Олимпе» есть широкая сеть процедурных кабинетов, расположенных в населенных пунктах компактного проживания населения; многолетняя отработанная логистика в КДЛ «Олимп» позволяет организации осуществлять движение товаров и услуг от поставщиков к потребителям; услуги КДЛ «Олимп» максимально территориально приближены к потребителю; в КДЛ «Олимп» четко и бесперебойно налажена информационная поддержка и обратная связь с заказчиками; в КДЛ «Олимп», собственно лаборатории, где проводятся непосредственные исследования, расположены также удобно для транспортировки образцов проб и биоматериала из процедурных кабинетов.

Совсем иная картина в деятельности ППП и региональных лабораторий в сфере ветеринарии.

«ППП в реорганизуемых лабораториях расположены за десятки, а отдаленные и за сотню километров от потребителей. Причем в условиях плохих, а порой и сезонного бездорожья. Отобранные для исследования пробы крови на местах должны быть внесены в «никчемно» работающую базу ИСЖ, что занимает длительное время, затем по кочкам доставляется в ППП и уже потом, после накопления необходимого объема проб, отправляется в лабораторию. Все эти процессы: длительность, постоянная встряска образцов крови естественно приводит к изменению первично взятых образцов и непригодности для дальнейшего исследования. В результате начнутся трения и недовольства специалистов ППП, региональной лаборатории и, в конечном счете, вновь окажутся виновными и крайними ветеринарные специалисты сельских округов, а самое главное пострадает дело и трудозатраты сельских ветеринаров», — уверен Абсатиров.

Эксперт считает, что предлагаемая реформа породит вал социальных проблем и не принесет ощутимых результатов. Во-первых, более 50% кадров организованных ППП станут безработными. Во-вторых, в региональных лабораториях остро станет проблема кадрового обеспечения и создания для вновь принятых сотрудников и членов их семей надлежащих социально-бытовых условий.

«Думается, оптимальным решением проблемы будет реорганизация самой РВЛ, за счет сокращения штата управленческого персонала и всякого рода менеждеров, подбора профессионального руководства и исполнителей, имеющих профессиональный опыт и навыки в диагностической работе. А самое главное, организации в РВЛ инструментальных отделов, которые могли бы стать центром методической и аналитической деятельности», — заключил профессор.

Дарья Кельм
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля