Минсельхоз выкидывает деньги на ветер

Даешь кредит на животноводство!

То, что Министерство сельского хозяйства начинает не с того конца и выкидывает деньги на ветер – это очевидно. Такое мнение выражают эксперты, имеющие знания и опыт не только в отрасли сельского хозяйства, но и бизнесе, передает собкор «КазахЗерно.kz».

Мясной проект в Казахстане провалился, об этом, наверное, не писал только ленивый. Одна из причин провала, по мнению экспертов – это то, что животноводство пытались развивать, не затрагивая переработку и сбыт продукции. В 2017 году на пост министра сельского хозяйства был поставлен Аскар Мырзахметов. Он-то и начал внедрять агропереработку. Однако через год команда Минсельхоза вновь сменилась и начала свой путь развития. Про переработку забыли, акцент был сделан на экспорт. В начале 2020 года уже новый министр Сапархан Омаров и его команда распорядилась ввести полный запрет на экспорт живого скота.

Журнал «Форбс» в своем сегодняшнем материале о животноводстве, сделал вывод, что самое очевидное следствие окончательного разрушения отечественной мясопереработки – падение уровня рентабельности животноводства до минимума. «Далее – полная зависимость внутреннего рынка страны от импортной переработанной мясной продукции. Понятно, что и в этом случае сработает рыночный принцип, и зарубежные поставщики будут стараться увеличить стоимость своего готового товара до максимума, как до этого до минимума снизят для себя стоимость сырья», — пишет Форбс.

И приводит слова руководителя крупнейшей животноводческой компании Б.Ерубаева, который знает проблему изнутри: «У нас самих стоят откормленные бычки, готовые к реализации, но продать мы их не можем – спроса со стороны населения на премиальный, дорогой вид мяса нет. Мясной союз видит выход в том, чтобы отправлять этот скот в живом виде в Китай. Действительно, это можно сделать и получить сейчас хорошую цену — $5 за килограмм живого веса. Но вся беда в том, что выгода будет сиюминутной. Мы должны думать о перспективе. А она такая: если мы сейчас откроем этот шлюз, то весь скот уйдет в этом направлении. И остановить этот процесс мы уже никогда не сможем, превратившись в сырьевой придаток мясопереработки Китая. Нам самим сырья не останется, потому что мы предложить конкурентную с Китаем цену не сможем: в Казахстане просто не будет спроса на мясо по цене 5000 тенге за килограмм. Что будет дальше? Мясоперерабатывающие предприятия Казахстана просто закроются. И это станет сигналом тому же Китаю снижать цену закупа. То есть, сегодня они предлагают $5, завтра предложат $4, послезавтра — $3. И так далее, пока не приведут наших фермеров к минимальному уровню рентабельности. Это закон рынка, и так будет, как только исчезнет конкуренция».

Минсельхозу пора вспомнить, что основа любого развития — создание добавленной стоимости, считают эксперты.

«Для меня очевидно, что МСХ начинает не с того конца и выкидывает деньги на ветер», — отметил Бауржан Нуркенов.

«Пока не будет создан, в первую очередь, системный рынок сбыта, в виде сети кооперативных магазинов, куда ЛПХ смогут сдавать свою продукцию напрямую, вместо этих базаров и кучи перекупщиков;

пока не будет технологического охвата домашнего скота ЛПХ, путём создания сельхозкооперативных откорм площадок и искусственного осеменения маточного поголовья для породного преобразования, мы так и будем кушать иностранную колбасу, импортировать мясо.

Не знаю, что ещё должно произойти, чтобы государство начало поддерживать кооперацию и приступило к возрождению аналога Казпотребсоюза. По-моему, это единственный правильный путь для нас», — считает Нуркенов.

Казахстану нужна госпрограмма поддержки глубокой переработки, также отмечают эксперты. Если государство поддержит модернизацию мясоперерабатывающих комплексов, они смогут за счет глубокой переработки увеличить свою рентабельность и закупать скот по более высокой цене у своих фермеров.

Дарья Кельм
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля