Куд-куда уходят субсидии, или Спасите птичьи души

Новость на Казах-зерно:

«Добрый день, у нас сложилась катастрофическая ситуация. В трудном положении оказались отечественные птицефабрики возле крупных мегаполисов – Нур-Султана и Алматы», — звучал в трубке взволнованный голос президента Союза птицеводов РК Руслана Исмаиловича Шарипова. Естественно, корреспондент «КазахЗерно.kz» не мог не обратиться за разъяснениями. И поэтому в очередной раз наш сайт предоставляет трибуну представителям перспективной, но почему-то обделенной вниманием отрасли республиканского сельского хозяйства.

Проблема неравномерной выдачи субсидий, да и шире – хронического недофинансирования сельского хозяйства и птицеводства, в частности, — в этом сложном году может стать роковой. Это прекрасно видно и на республиканском уровне, и на местном. По мнению депутата мажилиса Нуржана Альтаева, ссылающегося на цифры МСХ, в 2019 году в семи областях маслихаты перераспределили 29,2 млрд тенге, выделенные на сельское хозяйство, на другие цели, а всего только за два года, 2017-2019гг., общая сумма перераспределенных, то есть фактически недополученных республиканским АПК средств, составляет 85 млрд тг. Да что там – только в одной ВКО в еще не закончившемся 2019 году перераспределено 4,1 млрд тг! Что-то, видимо, оказалось более важным, чем ветеринарные мероприятия, субсидии и прочие нужды СХТП. Акмолинская, Карагандинская, Алматинская области тоже «отличились» катастрофическим недофинансированием предприятий нашей отрасли.

И сколько не получили птицефабрики яичного и мясного направления в указанных вами областях?

В этом году изначально субсидии получили только яичные птицефабрики по Акмолинской области (18% производимых в республике яиц, 18% от общего объема мяса птицы), хорошо, если 20% от необходимых сумм, последняя выплата была в январе. В Алматинской области (20 и 46% соответственно) А дальше – тишина, и о получении субсидий за первые три месяца 2019 года тем, кто опоздал, можно забыть. По правилам, обратиться за субсидиями можно не позднее, чем через шесть месяцев, а сейчас уже октябрь, так что, получается, зиму отработали с убытком. И ведь это не по оплошности птицеводов – они обращались в установленном порядке, в нужные сроки, а теперь что? Денег нет, но вы держитесь?

Как я понимаю, эта проблема многогранная, и она по-разному отражается на уровне АПК и птицеводческой отрасли в целом по республике, на региональном уровне и непосредственно влияет на работу каждой птицефабрики. Давайте начнем с микроэкономического уровня – чем чревато недополучение субсидий именно на местах?

Я вам сходу отвечу: ростом социальной напряженности, уменьшением налоговых платежей и даже закрытием предприятия. Куры-несушки и бройлеры промышленного разведения, особенно породистые, существа очень прихотливые. Оставь их на день без корма или воды – и все, на восстановление яйценоскости или набора массы уйдет 2-3 месяца. Какова будет рентабельность бизнеса, когда несчастная курица снесет после длительного перерыва воистину яйцо не простое, а золотое, прикиньте сами. Что ответит бизнесмен на вопрос, как ему перспектива нести такие затраты, я по цензурным соображениям приводить не буду. А если еще и болезни занесут?

Далеко за примером ходить не надо – вон новая фабрика «КазРосБройлер» несколько лет стояла заброшенная из-за того, что их многотысячное поголовье заразилось болезнью Ньюкасла и погибло через пару дней. У инвестора не хватило оборотных средств, чтобы запустить производство заново, и он разорился. Вот почему нам как воздух нужны субсидии – на пополнение оборотных средств. В Акмолинской области на одной только фабрике производится порядка миллиона (!) яиц в сутки, представьте, сколько денег законсервировано в этих товарных запасах. И с одной стороны, это скоропортящаяся продукция, а с другой – день в день средства от ее реализации фабрика не получает. Так что вовремя выделенные субсидии и помогают закрыть этот разрыв.

Далее – о кадрах. Человека с улицы нельзя поставить в птичник, минимум год он находится в статусе помощника или подсобного работника, то же самое касается и специалистов, у них очень узкая специализация. А теперь представьте, что порядка 2000 работников и специалистов окажутся на улице, если в той же Алматинской области закроются птицефабрики. И с одной стороны, этим людям трудно будет найти работу, а с другой – им нет замены на производстве. Патовая ситуация, которая может погубить не только целые предприятия, но и всю отрасль.

А на региональном уровне к этим проблемам, наверное, прибавляются еще и системные издержки государственного регулирования?

Да, так и есть. Наша давняя беда – неравномерное распределение субсидий по регионам, о чем мы с вами уже говорили. И если в Костанайской, Туркестанской, Северо-Казахстанской областях птицеводы получают свои 100%, то в Акмолинской и Алматинской сидят на нуле. Это странное избирательное внимание порождает ненужную нервозность от несправедливости и разрушительную в конечном итоге конкуренцию. И к такой ситуации привели именно меры государственного регулирования. В частности, когда субсидии сельского хозяйства стали передаваться в акиматы единым траншем, а раньше это были строго определенные суммы с целевым назначением.

Кстати, именно Союз птицеводов тогда проводил предварительную экспертную оценку объемов производства на птицефабриках, необходимую для запрашивания субсидий, и мы отвечали за каждую цифру. Как результат, отрасль вполне себе хорошо развивалась, и сейчас казахстанцы пользуются плодами этого развития – отечественные предприятия закрывают 100-процентную потребность в яйце и увеличивают объемы производства мяса птицы. Видимо, это и действует расслабляюще на некоторых государственных людей, которым кажется, что этот рубеж мы взяли навсегда. Но подобное положение дел не сохранится без поддержки – и любой, кто застал в сознательном возрасте 90-е, когда государству было не до стратегических планов в экономике, с этим согласится.

Ну сейчас не 90-е, какова реакция Минсельхоза на эти вопиющие факты?

Конечно, профильное ведомство – МСХ – не может спокойно смотреть, как в результате недофинансирования среди сельхозтоваропроизводителей грядут дефолты и банкротства, снижение валового производства продукции, что поставит крест на государственных программах, одобренных на высшем уровне. Было дополнительно запрошено 36,6 млрд тг на субсидии для разных отраслей сельского хозяйства, но Минфин завернул эту просьбу по причине недостаточного основания. В общем, вроде что-то делается, но все как бы и ни при чем.
Мне только интересно – кто окажется крайним, когда начнут закрываться птицефабрики? Когда птицеводам придется пускать под нож с таким трудом выращенное поголовье, потому что его просто нечем кормить? А это вполне реальная перспектива, я не торгую страхом сейчас. Из-за неполучения субсидий вполне вероятно, что наши предприятия останутся и без оборотных средств, и без кормов. Именно сейчас нужно закупать пшеницу – а по причине плохого урожая за тонну просят 70-80 тыс. тг против 40 тыс. тг в прошлом году. А что будет в марте? 100 тыс. тг?

Выплаченные сейчас субсидии и, соответственно, закупленная по хорошей цене пшеница сберегут в дальнейшем большие деньги, которые нужно будет потратить на запуск фабрики с нуля. Или об успехах отечественного птицеводства можно будет говорить лишь в прошедшем времени.

Получается, бюджетные производственные субсидии – единственный возможный источник пополнения оборотных средств?

Фактически, да. В разрекламированной программе «Экономика простых вещей» никаких мер поддержки для действующих фабрик яичного направления не предусмотрено, нет даже льготных кредитов. Тут говорили о возможности поднять цены на яйцо на 12%, потому что на мясо на 20% повысили, но у нас такой возможности нет. Во-первых, потому что даже такая не радующая потребителей мера по большому счету ничего не решит. Во-вторых, я гарантирую, что через две недели после этого антимонопольщики углядят здесь монополистический сговор и выпишут всем участникам рынка многомиллионные штрафы, которые в судебном порядке еще попробуй оспорить. И в-третьих и в главных, мы не можем поднять цены, потому что иначе быстро потеряем отечественный рынок, отдав его на откуп российским производителям.

Вот мы и подошли к тому, как внутренняя политика влияет на экспортный потенциал. Ведь за всеми вышеупомянутыми проблемами и перегибами, естественно, внимательно следят и наши соседи и по Таможенному союзу, и наши конкуренты, и зарубежные потребители продукции отечественного сельского хозяйства…

Такова реальность. Здесь нужно посмотреть правде в глаза и признать, что по сравнению с российским и белорусским казахстанское птицеводство отстает. Да, у нас есть сильное влияние в Центрально-Азиатском регионе: мы практически полностью обеспечиваем яйцом Кыргызстан, Таджикистан, присутствуем на рынках Афганистана, Монголии. Но развитие отрасли тормозит практически полное отсутствие всей номенклатуры товаров для птицефабрик, мы все закупаем за рубежом – и поилки-кормушки, и минералы, витамины, суточных цыплят и все остальное – а РФ и РБ отечественное производство не растеряли. Из своего у нас только зерновая часть кормов, но этого мало, да и о ситуации с зерном я уже сказал выше.

Также в межгосударственном масштабе я бы не стал сбрасывать со счетов Узбекистан, где для собственного с/х производства предусмотрены многочисленные льготы. Кстати, сейчас именно Узбекистан скупает с наших полей пшеницу для своих птицефабрик, что тоже уверенности казахстанским птицеводам не добавляет. На эту ситуацию тоже надо отреагировать как можно скорее на самом высоком уровне.

Подводя итоги, какой выход вы видите из сложившейся ситуации? На какие аспекты развития отечественного птицеводства государству и заинтересованным сторонам нужно обратить пристальное внимание?

Повторю еще раз. Необходимо покончить с практикой хронического недофинансирования насущных потребностей сельского хозяйства и птицеводства, в частности. На голодный паек нас подсаживали постепенно, но такая практика должна быть отменена. Так, по данным Союза птицеводов, в 2016 году все было сравнительно неплохо – на птицеводство выделяли 18 615 633 тыс. тг (42% от выделенных на животноводство) и дополнительных субсидий в размере 620 456 тыс. тг, фактически выделенная сумма составляла 80% от заявленной. В 2017 году на развитие птицеводства было заложено всего лишь 27% субсидий животноводческой отрасли – 19 536 000 тыс. тг, причем выделено фактически было лишь 69% от этой небольшой суммы. В 2018 дело обстояло очень плохо – при потребности 22 075 168 тыс. тг было выделено 13 720 493 тыс. тг (62%), а фактически поступило 35% — 7 802 882,8 тыс. тг.

Также необходимо вернуть строгое целевое назначение для субсидий и покончить с устаревшей методикой распределения трансфертов, основанной на численности работников, а не на фактическом объеме выпускаемой продукции.
И главное – решить вопрос с выделением субсидий как можно скорее, чтобы отечественная отрасль не осталась без оборотных средств, закупленных кормов, а в перспективе не досчиталась и некоторых предприятий.

Мы понимаем, что сейчас у государства сложная социальная повестка, были незапланированные большие траты (восстановление города Арыси), но, поддержав птицеводческую отрасль незамедлительно, государство не останется внакладе. Есть ведь и положительные примеры взаимодействия между государством и сельскохозяйственным бизнесом: так, в Жамбылской области не хватало средств на субсидии, и маслихат из местного бюджета изыскал возможность выплатить их. Так что, как видите, если есть заинтересованность местных органов власти, то работать легче. И ведь птицеводы не тянут одеяло на себя: за эти меры поддержки в рамках меморандумов они могут поставлять свою продукцию по более низким ценам в социальные магазины и на ярмарки, для школ, больниц, детских учреждений.

Мы очень ценим государственную поддержку, благодаря которой открываются новые птицефабрики, и приветствуем конструктивный диалог – ведь, как правило, взаимные уступки всегда выгодны.

И вот на этой оптимистической ноте… Спасибо за интервью.

Наталья Журавлева
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Азамат

    Субсидию надо давать производителям фуража для корм птиц. Но с условием если они продадут птицефабрику. Тогда и цены на корм будет дешевле и выгодно будет птицфабрику

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля