Малый бизнес по-крупному

Малый бизнес по-крупному

У малого бизнеса Казахстана не высокий доступ к финансированию, к льготам по налогам, к рынкам сбыта. Очень много преференций достается иностранным инвесторам. Об этом говорят экономисты и сами предприниматели. По их словам, наше финансирование идет на зарубежный бизнес в ущерб отечественному. Под соусом привлечения иностранных инвесторов все меры идут «на разграбление Казахстана и уничтожение отечественного производства», сообщает «КазахЗерно.kz».

Экономист Айман Турсынкан заявила, что в стране необходимо срочно ввести запрет для НУХ Байтерек на финансирование зарубежного бизнеса в ущерб отечественному. По ее словам, БРК намерен выдать длинный и дешёвый заем в размере 69 млрд. тенге российскому агрохолдингу на 500 га новых теплиц. Но они уже 11 лет водят за нос разные регионы с этим проектом. В то же время годовой бюджет АКК на всех аграриев Казахстана составляет 60 млрд. тенге. Между тем, сельскохозяйственная компания из Нидерландов «уже три года дурачит то один, то другой акимат намерением инвестировать 130 млн долларов».

«Под соусом привлечения иностранных инвесторов все меры идут на разграбление Казахстана и уничтожение отечественного производства», – считает Турсынкан.

Вливание, а не утечка 

Предпринимателям Казахстана не так-то просто получить государственную поддержку на реализацию проекта. Но ситуация в корне меняется, когда на «арену» выходят иностранные инвесторы. Вот тут-то власти принимают бизнесмена с распростертыми объятиями. Иностранцы, намереваясь «зайти» в нашу страну с реализацией проекта, претендуют на госфинансирование через НУХ «Байтерек» или АКК и, конечно, намерены пользоваться всеми преференциями господдержки, предусмотренными в Казахстане. Однако местные бизнесмены остаются обделенными, как финансовыми ресурсами, так и вниманием и поддержкой.

«Я бы хотел, чтобы обладателям казахстанского паспорта, как минимум, создавали такие же условия, как иностранцам», – считает предприниматель из Шымкента Болатбек Алиев.

Властям стоит обратить внимание на то, чтобы находить нормальных инвесторов, имеющих финансовые ресурсы и готовых вливать деньги в нашу страну, а не потенциальных получателей кредитов за счёт наших налогов. 

Хлопок должен «работать»

Примерно это намереваются сделать власти в легкой промышленности. Вице-премьер страны Серик Жумангарин, посетив Туркестан, спросил у бизнеса, как обеспечить полноценную переработку хлопка в стране и поддержать развитие легкой промышленности? Тема непростая. Отрасль развита в стране не то, чтобы слабо, а очень слабо. Посудите сами: доля легкой промышленности в ВВП страны составляет лишь 0,1%, в обрабатывающей – 0,8%.

По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития, в Казахстане по состоянию на 1 ноября 2022 года действует почти 1,4 тысячи предприятий легкой промышленности, из них свыше 800 – швейные предприятия, около 500 – предприятия по производству текстиля, 119 выпускают кожаную и относящуюся к ней продукцию. Казалось бы, немало. Но видите ли вы одежду казахстанского производства на прилавках наших магазинов? Нет. Основной заказ делают государственные структуры. 

«Сегодня отечественный рынок одежды и обуви в основном направлен на удовлетворение потребностей регулируемых закупок и государственного оборонного заказа», – сообщили эксперты на встрече с Жумангариным.

Однако отрасль нужно развивать, вкладывать средства, создавать свое имя, наконец. Ассоциация предприятий легкой промышленности уверяет, что у хлопковой отрасли есть потенциал. Нужны лишь меры государственной поддержки. По мнению бизнеса, действенной мерой может стать объединение в единый пул госзакупа продукции легкой промышленности. Тогда отечественные товаропроизводители получат гарантированный доступ к госзаказу.

Рынок занят импортом

Предприниматель из Шымкента Болатбек Алиев сообщил, что беда в том, что текстильный рынок плотно занят иностранными поставщиками. И все за счет казахстанских денег. Это не позволяет увязать в единую цепочку земледельцев и переработчиков, чтобы хлопкоробы тоже получали часть добавленной стоимости от реализации готовой продукции.

В итоге страдают отечественные предприниматели, не имеющие возможности реально развивать местное производство и наполнять рынок товарами с казахстанским содержанием.

Между тем, на встрече с представителями власти директор местной текстильной фабрики поднял довольно острый вопрос об отсутствии отечественного текстильного сырья. Предприниматель предложил увеличить долю казахстанского содержания в закупках с 30% до 70%. В свою очередь, представитель гособоронзаказа предложил казахстанским предприятиям легпрома повысить качество ткани и выпускаемой продукции, улучшить технологию производства, разработать казахстанский бренд, который бы поставлял спецодежду только для силовых структур Казахстана. Со своей стороны представители госорганов — заказчики готовы пойти на увеличение доли местного содержания в закупках с 30 до 70% для легкой промышленности при условии, что отечественные товаропроизводители обеспечат достойное качество продукции.

Лоб в лоб

Новость на Казах-зерно:

Между тем, в стране немало отраслей, где проблемы бизнеса Казахстана и зарубежных инвесторов «бьются лоб в лоб». Так, садоводы возмущены ситуацией, при которой Узбекистан не пускают нашу продукцию к себе, в то время как казахстанские власти встречают фрукты и овощи соседей «с распростертыми объятиями». Почему наши министры поддерживают чужую экономику? Мы никто в своей стране, нас не уважают? Эти вопросы я слышу от предпринимателей постоянно. 

Вы знаете, как наши фрукты впускают в Узбекистан? Вы не поверите! Требуется (не поленюсь и перечислю): информация о зонах выращивания, с картами, полное название питомников, места производства и отгрузки подкарантинной продукции, информация о зонах производства посадочного материала подкарантинной продукции, карта данных регионов, сроки посадки саженцев/семян, данные по их обследованию в вегетационный период, информация о климатических условиях региона, включая среднюю декадную температуру, влажность и количество осадков, урожайность. Затем: информация о вредителях, болезнях растений с указанием общих и научных названий микроорганизмов с указанием названий растений-хозяев, частей растений, уязвимых к заражению и периоды заражения. Подробная информация о работах по обеззараживанию. Название препарата, действующее вещество и нормы применения, морфология и биология вредителей.

И еще масса требований. Фермеры шутят, что для экспорта яблок в Узбекистан можно открывать свой НИИ. Такими барьерами узбеки защищают свой рынок. Вы же понимаете, что никто не в состоянии собрать досье по каждому пункту, а если и соберет, то у фитосанитарного инспектора или таможенника всегда найдется закавыка, чтобы дать от ворот поворот.

А что же у нас? Как оказалось, узбекским аграриям достаточно предъявить на казахстанской таможне фитосертификат и грузовую таможенную декларацию, и – добро пожаловать на наш рынок!

Разве казахстанские министры получают зарплату в соседней стране, негодуют фермеры? Почему они не заботятся о своих товаропроизводителях, а в лёгкую дают «добро» конкурентам? Почему наши власти не введут точно такие же требования к импорту в Казахстан узбекской продукции?

Нужны зеркальные меры

«Уверен, что узбеки пересмотрят и сразу же отменят все эти бессмысленные требования. Пока же они спокойны, что наши яблоки никогда не будут конкурентами их продукции, потому что не попадут на рынок Узбекистана. Даже если кто-то умудрится выполнить весь перечень предъявляемых требований, у казахстанских яблок нет шансов стать конкурентоспособными в соседней стране», – уверены фермеры.

Еще одной подножкой для казахстанских фермеров станет ввозная пошлина, которая рассчитывается из расчета стоимости яблок – 1,05 евро за килограмм (таможенная стоимость). От этой цены идет ввозная пошлина и НДС.

«И не важно, что мои яблоки узбеки получают, к примеру, по 200 тенге за один килограмм, а наши страны расположены на сопредельной территории, и я точно не ввожу польские или китайские яблоки. Но они настаивают. Почему бы нашим властям не установить по всем видам сельхозпродукции из Узбекистана таможенную стоимость в 1,05 евро? И тогда в казахскую казну потекут дополнительные деньги соседей. Пока же идет игра в одни ворота: мы их со всех сил привечаем, а они нам выкатывают барьер за барьером», – возмущены садоводы.

Где защитники казахстанских производителей, где государственные институты, в обязанности которых входит создать условия для экспорта отечественной продукции? 

Завидую узбекским коллегам, которые за своим правительством находятся как за каменной стеной, отмечают предприниматели. Мы же чувствуем себя дома сиротами.

Дарья Кельм
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Привет

    *Китайский АНЕКДОТ из жизни:*

    *Когда живем бедно* — довольствуемся дикими травами, собранными в горах.
    *Когда живем богато* — заказываем дикие травы в качестве изысков в дорогих ресторанах.

    *Когда нет денег — мы ездим на велосипеде. Когда есть деньги — крутим педали велотренажера, установленного в гостиной.*

    _Когда нет денег — мечтаем о женитьбе._
    _Когда есть деньги — мечтаем о разводе._

    *Когда нет денег — жена идет подрабатывать секретаршей.*
    *Когда есть деньги — секретарша начинает подрабатывать «женой».*

    Когда нет денег — мы делаем вид, что они у нас есть.
    Когда есть деньги — мы делаем вид, что их у нас нет.

    *PS. С удовольствием прочитали. Многие особенности «сущности» человеческой очень точно подмечены…*
    Забавная роль ДЕНЕГ!!!

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля