Почему глубинка – не курорт

Почему глубинка – не курорт

Села Шакпак баба (Тюлькубасский район Туркестанской области) и Шакпак ата (Жуалынский район Жамбылской области) разделяют около 12 километров. Но жизнь в них отличается настолько кардинально, как будто эти населенные пункты находятся на разных планетах. Не в смысле природы. Когда-то Жуалынский район входил в состав Южно-Кзахстанской области. Дело в том, что для жителей Шакпак аты почему-то созданы иные условия осуществления предпринимательской деятельности, передает корреспондент «КазахЗерно.kz».

Оба населенных пункта находятся в непосредственной близости от международной трассы Западная Европа-Западный Китай. В каждом из них насчитывается примерно одинаковое количество дворов. В каждом хорошо развито животноводство и садоводство. О здешнем кумысе, яблоках, грушах и абрикосах давно слагают легенды. Весной в садах в изобилии созревают вишня и черешня, осенью сюда приезжают за бояркой. 

Почему глубинка – не курорт

Но, что уже давно заметили казахстанцы, регулярно проезжающие мимо Высокого (так эта местность известна у большинства туристов и автомобилистов) в сторону Шымкента или Тараза, купить дары садов можно только в Шакпак бабе. В Шакпак ате вдоль дороги пусто. Конечно, можно заехать непосредственно в село и приобрести местный ароматный апорт в магазине. Но это ведь потеря времени.

Эти нюансы известны многим. К примеру, садоводческое крестьянское хозяйство «Тан» ежегодно обеспечивает своей продукцией жителей Жуалынского района, продавая их на центральном районном рынке. Крестьянское хозяйство «Әділет» отправляет фрукты из своих садов в столицу. А вот поставить торговые прилавки вдоль международной трассы у них возможности нет. Почему?

Журналисты пообщались с акимом Шакпакбабинского сельского округа Тюлькубасского районна Сабитом Коштаевым. По его словам, вдоль участка дороги Западная Европа-Западный Китай, проходящей через округ, установлено около 30 торговых точек. Жители округа продают фрукты и овощи, полученных с их садов и полей. Как оказалось, часть плодовощной продукции получена и от крестьян Шакпакатинского сельского округа Жуалынского района.

«У нас неплохо налажена торговля. Вдоль трассы расположено 27 торговых точек, в том числе 10 магазинов. Здесь покупателям предлагают только чистую фермерскую продукцию местного производства. Большая часть – это фрукты и овощи, выращенные на приусадебных участках. Есть у нас и небольшие цеха по переработке сельскохозяйственной продукции. Соки и консервы также реализуются в наших магазинах. Село Шакпак баба находится в некотором отдалении от трассы. Поэтому торговля налажена вдоль трассы», — говорит он.

Для Айша апы торговля вдоль трассы – хорошая помощь к небольшой пенсии. «У меня приусадбный участок – 50 соток. На них растут двести фруктовых деревьев, есть грецкий орех, боярка и слива. Имеется небольшой склад для хранения яблок и груш. Помимо этого, есть небольшой сад в горах, откуда тоже получаем каждый год неплохой урожай. Часть яблок, груш и ягод направляем на сухофрукты. Их тоже охотно покупают у нас. Дело идет хорошо – в день продаем 10 ведер яблок», — рассказывает женщина.

Почему глубинка – не курорт

В селе Шакпак ата дела поставлены иначе. По словам акима Шакпакатинского сельского округа Жуалынского района Затыбека Пешенова, торговля на участке трасс Западная Европа-Западный Китай, проходящем через округ, запрещена. Из-за этого у местных жителей много вопросов.

«Сегодня сельчане готовы заняться любым бизнесом, чтобы повысить свое благосостояние. У нас хорошо развито животноводство. Крестьяне содержат лошадей, производят кумыс. В свое время амангельдинский кумыс был известен даже в Москве. У многих появилась надежда на лучшее, когда началось строительство горнолыжной базы Кара-Алма. Но из-за пандемии работы были приостановлены. Когда они возобновятся, неизвестно. Но кумыс по-прежнему востребован – его отправляют в Тараз, Шымкент, Алматы и столицу. Что касается плодовощной продукции, то торговать ею на месте у сельчан возможности нет. Наши фрукты и яблоки забирают перерабатывающие цеха Тюлькубасского района. Часть продукции отправляем в Тараз и столицу», — говорит аким округа.

Почему глубинка – не курорт

А что думают сами шакпакатинцы? Раньше, когда в районе еще не начали строить международный транзитный коридор, жизнь в округе была куда оживленнее. Ведь весь транзитный транспорт шел через село, и пассажиры охотно покупали местные яблоки и ягоды, выставленный на продажу вдоль дороги.

Почему глубинка – не курорт

Сейчас лишь самые смелые выходят на большую трассу Западная Европа-Западный Китай, чтобы продать свои яблоки, ягоды и картошку. Прибыль получается небольшая. А вот риск быть сбитым проезжающим на огромной скорости автотранспортом несоизмеримо выше.

«У прежнего руководства района была идея исправить положение. Тогда на площадке у села Нурлыкент открыли небольшой рынок, где транзитным пассажирам предлагали дары жуалынских полей и огородов. Но просуществовал он недолго. Теперь у нас осталась одна надежда на открытие курорта «Кара-Алма», — говорит местный фермер Нурзат Ахмет.

Это же мнение можно услышать и от других жителей Шакпакатинского сельского округа.

«Мы не можем торговать вдоль дороги, как наши соседи из села Шакпак баба. Из-за высокого скоростного режима нас туда не пускают представители АО «Казавтожол». Нам приходится подчиняться. И сейчас в основном занимаемся скотоводством, хоть это сейчас не приносит большой прибыли. Из-за засухи мы не смогли самостоятельно сделать необходимый запас кормов. Приходится дополнительно покупать люцерну, один тюк которой обходится в 1700 тенге. А ведь для дойной кобылы нужны питательные корма. В итоге приходится сокращать поголовье», — говорит Айгуль апа.

Как решить дилемму, пока никто не знает. Но в любом случае люди надеются, что будут услышаны. Ведь сейчас можно часто услышать, что государство поворачивается к селу лицом, крестьян нужно поддержать, оказывать им помощь. Пока же жители жуалынской глубинки надеются только на себя и на то, что горнолыжный курорт «Кара-Алма» когда-нибудь начнет принимать туристов. Вот тогда они заживут!

Ольга Миллер
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. But

    На обеспечение деятельности Елбасы в 2022 году выделено 1,2 миллиарда тенге! Ещё 1,4 миллиарда на деятельность библиотеки первого президента. Если Елбасы пенсионер, находящийся на заслуженном отдыхе и освобожденный от всех должностей, почему налогоплательщики должны платить миллиарды на его содержание????

    Ответить
    1. Кемель Жемелевич

      Потому что ничего не изменилось, а он не пенсионер а диктатор

      Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля