«Да» и «Нет» не говорить…

Новость на Казах-зерно:

Похоже на то, что у нас после длительного ничего неделанья в отношении растущих на сельхозпродукцию цен, Минсельхоз таки увидел одну из причин этого. И, хоть и с запозданием, начал предпринимать меры, которые были необходимы сразу, пока по факту собственный рынок не окажется насыщенным настолько, что цены перестанут играть на нервах у покупателей, сообщает «КазахЗерно.kz».

И вот в конце ноября состоялось заседание Межведомственной комиссии по вопросам внешнеторговой политики и участия в международных экономических организациях. Всё-таки решились наши руководящие товарищи обсудить возможность наложения запрета на вывоз скота, картофеля и овощей. И действительно, в то время, когда у тебя растут цены на продовольствие в собственной стране, трудно объяснить, почему ситуация продолжает «подогреваться» открытым экспортом этих самых продуктов, которые через пару месяцев сами будем покупать втридорога. Думали-рядили и, в конце концов, Межведомственная комиссия приняла решение одобрить введение полного запрета на вывоз с территории Республики Казахстан крупного и мелкого рогатого скота всех половозрастных групп на шесть месяцев. Кроме того, наложен запрет на экспорт картофеля и моркови сроком на три месяца. Причины назвали очевидные, как раз те, о которых мы неоднократно писали в наших аналитических материалах проекта «Точка зрения». То есть, в «верхах», наконец, заметили, что на внутреннем рынке наблюдается рост цен на мясо крупного и мелкого рогатого скота, на конину и свинину. Только в ноябре цена говядины в республике оказалась усреднено 2239 тенге за килограмм. То есть менее чем за год мясо подорожало на 15 процентов. И это, надо сказать, очень скромные подсчёты, в реальности мясо хорошего качества продаётся и дороже. Можно сколько угодно ходить между социальными магазинами и рынками, о супермаркетах я вообще речи не веду, там цены заоблачные. Так вот, ходи не ходи, а что-то подешевле можно взять только на ярмарке, да и то, всё это хорошо разбавят костями.

Вот и цена баранины поднялась на 21, а то и на 25 процентов, повторяю — года не прошло. Тогда возникает вопрос: почему у нас считается официальной инфляция менее восьми процентов? Ах, да, она ведь тоже рассчитывается усреднено. Но значит ли это, что если одна соседка каждый день встречается с мужчинами, а другая их на порог не пускает, то обе они ведут активную половую жизнь?

Итак, мясо дорожает, а в это время загрузка мясоперерабатывающих предприятий остаётся на низком уровне, примерно наполовину загружены наши заводы по переработке мясной продукции. В стране за 10 месяцев этого года переработано 173 тысячи тонн мяса, это по официальным данным. То есть, переработано только 18 процентов произведённого в стране мяса. Или у нас со статистикой производства что-то не так? Но в это же время, как говорил недавно Президент страны, у нас за рубеж вывозится громадное количество живого скота. Который можно бы было дорастить и откормить у себя, а затем отправить на рынок или на мясокомбинат. Кстати, мясокомбинаты у нас преимущественно вчерашнего дня, а нужны современные, такие как на наших границах поставили Узбекистан и Китай — стопроцентная переработка туш, вместе со шкурами, костями, рогами и копытами. Кому-то ещё непонятно, почему такие предприятия стоят неподалеку от границы с нами?

"Да" и "Нет" не говорить…

А в это время чиновники межведомственной комиссии констатируют, что в Казахстане наблюдается увеличение экспорта живого скота — бычков и баранчиков, это официально, а сколько под видом бычков и баранчиков вывозится маточного скота — никто вам не скажет. Зато с глазу на глазах говорят многие знающие люди. За 10 месяцев этого года вывезли таким образом 161 тысячу голов крупного рогатого скота, это в 5,6 раза больше, чем в прошлом году. Вывоз овец увеличился в 6,7 раза и достиг 112 тысяч голов. Тут впору отрасль спасать, без скота останемся с такими-то темпами убыли поголовья. И есть перспектива, указанная чиновниками — на комиссии говорилось, что при таких темпах вывозки, из страны до конца года уйдёт 200 тысяч голов крупного рогатого скота.

И вот не прошло и месяца после того памятного совещания, на котором Президент резко критиковал подобную практику, комиссия проснулась и начала подсчитывать убыль. А что раньше-то делали? Почему ранее введённые запреты под давлением Мясного союза, как можно полагать, были сняты, и живой скот вновь пошёл за рубеж, обогащая чужие карманы? И только теперь Межведомственная комиссия полагает, что «сложившаяся обстановка может стать катализатором нового витка роста цен на мясо и мясопродукты». Так может стать, или уже стала? В Павлодарской области вроде бы не баловались массовым вывозом живого скота за рубеж, но мы отправили на экспорт около 1,4 тысячи тонн мяса, в основном мясопродуктов. При этом хотя бы переработанную продукцию продавали, а не гнали за бугор живой скот.

Наверное, у нас, наконец, заметили и другое — неладное что-то стало твориться с картофелем, с продуктом, о котором ранее и речи почти никто не вёл — брали его дёшево и ели столько, сколько кто хотел. Сейчас прицениваемся, даже живя в Павлодарской области, которую стали называть картофельным краем. Сколько ни производим, а сейчас это свыше 600 тысяч тонн, всё равно цены растут каждый год и порой достигают таких пиков, что даже видавшие виды люди, измученные реформами, диву даются. Но на республиканском уровне говорят, и, надо полагать, совершенно честно, что собранного нынче осенью урожая картофеля и моркови будет достаточно для полного обеспечения потребностей внутреннего потребления. И не только, ведь удовлетворение экспорта очевидно тоже предусматривается? А в какой степени это произойдёт — может кто-нибудь внятно сказать?

Видимо, задули некие тревожные ветра, так как Межведомственная комиссия отметила, что в соседних странах нынче низкий урожай овощной продукции и картофеля, а это влечёт повышенный спрос и дополнительное давление на цены на внутреннем рынке. То есть, соблазн заработать сверхприбыль настолько велик, что некоторые аж кушать не могут, так хотят экспортировать в любых объёмах. А с внутренним рынком, мол, потом как-нибудь разберёмся. Почему же как-нибудь? Вспомним июнь и июль этого года, разобрались «как-нибудь» до 400 тенге за килограмм картофеля. Кто-нибудь ответил за этот провал? Ах, да, в минсельхозе произошли перестановки. Хотя людям от этого не легче.

И вот теперь, когда началась календарная зима, вспомнили, наконец, и об овощах с картофелем. «Исходя из объективных показателей, для исключения возникновения дефицита на внутреннем рынке и стабилизации цен, Межведомственная комиссия приняла решение одобрить запрет на вывоз крупного и мелкого рогатого скота, картофеля и моркови с территории Республики Казахстан. При этом, учитывая важность сохранения внешних экспортных рынков сбыта, принимая во внимание, что ограничения вступят в силу в конце декабря, в течение месяца Министерством будет осуществляться ежедневный мониторинг и анализ положения дел. Проводится совместная работа в виде обсуждений и консультаций по этому вопросу с профильными ассоциациями и союзами. В случае стабилизации ситуации по обеспечению внутреннего рынка, будет рассмотрен вопрос по отмене ограничительных мер.

Итак, в действие всё вступит в конце декабря, читай, запрет введён с Нового года. Вот так у нас умеют работать и выполнять конкретные поручения Президента: сказав твёрдое «Нет!», вдруг оглянуться по сторонам и добавить: «Ну, если очень хочется, то всё-таки можно». То есть, тем, кто вывозит, особо волноваться не надо — месячишко — это хороший срок для того, чтобы продолжать ставить своё дело на поток. Ведь фактически остаётся месячный карт-бланш на вывозку живого скота и овощей. Да ещё и намёк на то, что, мол, можем всё вообще отменить, и пусть всё идёт так, как шло до этого…

Владимир Гегер
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля