Тиыны раздора

Тиыны раздора

Захватывающее противостояние разворачивается между Костанайским департаментом антимонопольного комитета и местным КХ «Садовод», который подозревают в монопольном сговоре наряду с другими производителями овощей – КХ «Тэрра» и ТОО «Олжа Ак-кудук». По мнению антимонопольщиков, штраф в размере порядка 600 тысяч тенге, который могут в скором времени наложить на крестьянское хозяйство, поможет вернуть конкуренцию между производителями овощей в Костанайской области, которую всячески подрывает путем сговора со своими коллегами виновник судебного разбирательства, который поставляет на рынок региона… порядка 5% овощной продукции, пишет собкор «КазахЗерно.kz».

Скрытые факты и непреложные цифры

Тиыны раздора
Вячеслав Симаненко

Все началось еще в прошлом году, когда Костанайский департамент антимонопольного комитета поступили письма от областного управления сельского хозяйства о росте цен на социально значимые товары. Так, по его данным, в начале 2019 года цены выросли на морковь столовую – на 14,3%, лук репчатый – на 1,9%, а с начала текущего года эта тенденция распространилась и на другие овощи: на картофель – на 3,8%, морковь столовую – на 1,2%, лук репчатый – на 5,3% и капусту белокочанную – на 2,9%. Ответственность за это антимонопольщики возложили на местных производителей – КХ «Садовод», КХ «Тэрра» и ТОО «Олжа Ак-кудук»: дескать, это в результате их согласованных действий пострадали кошельки горожан.

По словам руководителя антимонопольного комитета Жанар Адиковой, в действиях вышеупомянутых субъектов рынка были усмотрены признаки антиконкурентных согласованных действий по установлению и поддержанию цен, и в качестве естественной ответной реакции были внесены уведомления: от 19 марта 2020 года в ТОО «Олжа Ак-кудук» (в виде установления и (или) поддержания цен реализации на капусту) и в КХ «Тэрра» (в виде установления и (или) поддержания цен реализации на картофель и морковь), от 26 марта 2020 года – в КХ «Садовод» (в виде установления и (или) поддержания цен реализации на капусту белокочанную, лук репчатый, картофель и морковь столовую соответственно). В КХ «Тэрра» и ТОО «Олжа Ак-кудук» ответили, что реализация их продукции в дальнейшем будет производиться в соответствии с законодательством РК, а вот в КХ «Садовод» обвинение не признали и никаких антиконкурентных действий в своей деятельности не усмотрели. Подобная строптивость привела к судебному разбирательству против крестьян со стороны антимонопольщиков, и его итогом может стать штраф в размере 609 тысяч 814 тенге.

Глава КХ «Садовод» Виктор Симаненко решил привлечь внимание к этой проблеме, обратившись в том числе в региональный офис НПП «Атамекен» (где его, кстати, поддержали):

– С января 2020 года и по настоящее время антимонопольной службой Костанайской области в отношении КХ «Садовод» проводится расследование по факту ценового сговора с КХ «Тэрра», – рассказал Виктор Симаненко. – При этом у антимонопольного органа нет четкой позиции обвинения – он неоднократно менял основания и предмет своих претензий и делал разные выводы в отношении допущенных КХ «Садовод» нарушений, что отражено в промежуточных актах проверок. В итоге наши оппоненты в суде настаивают на существовании сговора с КХ «Тэрра» в части превышения цен на реализацию моркови в размере 23 тиын в 2019 году. Но совершенно непонятно, о каком масштабном влиянии на цены во всем Костанайском регионе может идти речь применительно к хозяйству, общий объем продукции которого составляет за 2019-2020 годы всего 5–7%? Это, кстати, зафиксировано официально бдительными чиновниками областного управления сельского хозяйства, которые и сообщили в заинтересованное ведомство об имевших место нарушениях антимонопольного законодательства.

Но, может, другие участники сговора – гигантские агроформирования, держащие потребителей на коротком поводке своих высоких цен и не допускающие на рынок региона прочих игроков? Опять-таки, по данным департамента статистики Костанайской области доля КХ «Садовод» и КХ «Тэрра» в площади возделывания овощных культур по области составляет 2,3% и 7,3% соответственно.

Тиыны раздора
Владимир Семейкин

– Бессмысленность какого-либо согласования между фигурантами судебного процесса подтверждает тот факт, что в октябре-ноябре 2019 года на нашем областном рынке была широко представлена капуста, как многочисленных местных фермеров, так и поставщиков из Российской Федерации, – вторит своему коллеге-конкуренту руководитель КХ «Тэрра» Владимир Семейкин.

Начиная с декабря 2019 года и по июль — 2020 на рынках Казахстана, в том числе и нашей области, по объемам продаж лидировала ранняя капуста, выращенная фермерами Узбекистана, что не только не позволило местным производителям поднять цены на этот овощ, но и привело к резкому падению цен на него.

А как по закону?

Тиыны раздора

Но дадим слово антимонопольщикам. По словам главы департамента Жанар Адиковой, работа ведомства нацелена не на то, чтобы помешать сельхозтоваропроизводителям заработать. Стражи бизнес-порядка реагируют, когда «… в определенные моменты идет своеобразный ценовой сговор и все одномоментно повышают стоимость, при том что себестоимость никак не менялась». А тот факт, что все внимание антимонопольщиков в этом деле поглотил КХ «Садовод», она объясняет тем, что другие участники процесса их претензии признали и на уведомление о нарушениях правильно отреагировали.
С ней категорически не согласен адвокат КХ «Садовод» Алексей Михеев, который говорит о недобросовестном представлении данных со стороны госоргана, мешающем установить истину по делу:

– Как в законодательстве определен ценовой сговор? Он возможен, если хозяйствующие субъекты, занимающие не менее 35% рынка по реализации социально значимых продовольственных товаров, каким-то образом сговорились о единовременном поднятии цены для извлечения дополнительной прибыли, – и подобные действия прямо подпадают под запрет согласно ст. 170 Предпринимательского кодекса РК, – говорит адвокат КХ «Садовод» Алексей Михеев. – Но мой клиент в своем ответе ведомству подробно расписал другие факторы, в нашем случае гораздо более влияющие на повышение цены. По его мнению, во время описанных событий (февраль-март) имеет место обычный скачок рыночной конъюнктуры, когда овощи прошлого урожая на складах заканчиваются, а новых поставок с юга еще нет. И ею пользуются все участники рынка, а не только КХ «Садовод», КХ «Тэрра» и ТОО «Олжа Ак-кудук» – умолчим о гипотетической возможности этих хозяйств именно создать подобную ситуацию. Но стоит отметить, что сотрудники антимонопольного ведомства сами игнорируют вышеупомянутую ст. 170 – ими проводится расследование только в отношении КХ «Садовод», а данные других фигурантов не были представлены в суде и проанализированы, хотя для доказательства сговора необходимо назвать всех его участников. Это, кстати, признают и в их головном офисе – департамент должен проводить расследование в отношении всех субъектов, а не одного. Ведь как по закону проводится сравнительный анализ для определения сговора? Только путем анализа динамики цен его предполагаемых участников, и если есть наложения на графике их роста, то тогда сговор можно предположить.

Мы до сих пор не можем ознакомиться с методикой расчетов антимонопольщиков, хотя свои цифры предоставляем. Но очень странно, что госорган игнорирует очевидный факт – в данном случае в период якобы имевшего место сговора было зафиксировано, наоборот, снижение цен: КХ «Садовод» – на 15%, КХ «Тэрра» – на 21%, ТОО «Олжа Ак-кудук» на 17–18%. Да, по факту получается у «Садовода» самая высокая цена, потому что у предприятия самый большой ассортимент продукции: морковь упакованная, сертифицированная, кормовая и т.д. Но департамент этих тонкостей не учитывает и закладывает в основу своих обвинений среднюю цену. Также только у КХ «Садовод» были запрошены дополнительные данные по реализации, остаткам на складах и т. п., что значительно осложняет работу предприятия. И, кстати, в случае положительного для антимонопольщиков решения следующими нарушителями ст.170 Предпринимательского кодекса и будут объявлены и КХ «Тэрра», и ТОО «Олжа Ак-кудук». Сейчас мы обжалываем приказ об утверждении результатов проверки, если областной суд не отменит решение и проверка будет признана законной, включая ее методы и результаты, тогда уже департамент обратится в административный суд, чтобы нас соответственно привлекли к штрафу.

Под ценовой гильотиной

Тиыны раздора

В ситуации потенциального попадания в список монополистов, которая задела его конкурента – именно так называет КХ «Садовод» руководитель КХ «Тэрра» Владимир Семейкин, – аграрий не остался равнодушным:

– Мы считаем безосновательным вывод об «усмотрении признаков антиконкурентных согласованных действий по установлению и поддержанию цен реализации капусты и лука репчатого КХ «Садовод», КХ «Тэрра» и ТОО «Олжа Ак-кудук», – отмечает руководитель КХ «Тэрра» Владимир Семейкин. – Между прочим, по тем же официальным данным управления СХ Костанайского района, ТОО «Олжа Ак-кудук» в 2019 году вообще не выращивало капусту и лук репчатый. А КХ «Садовод» и наше предприятие, хоть и формально числятся в одной категории производителей овощной продукции, работают в разных потребительских нишах. В КХ «Садовод» основной объем продукции реализуется непосредственно населению в розницу — в 5 своих и нескольких торговых точках в супермаркетах и магазинах Костаная путем доставки, а КХ «Тэрра» – крупным и мелким оптом, от мешка и более, с нашего овощехранилища в селе Заречный и торговой точки в г. Тобыл. Но мы все равно следим за ценами КХ «Садовод», нашего крупного конкурента, и как показывают наблюдения, равных цен у нас не бывает.

К тому же не секрет, что рынок репчатого лука на всей территории Казахстана практически полностью принадлежит хозяйствам южных регионов страны, где этот овощ имеет лучшие природно-климатические условия для выращивания. В последние годы наше хозяйство занимается разработкой технологии возделывания репчатого лука в условиях Северного Казахстана, объем его производства доведен до 618 тонн, но как показывает опыт, себестоимость его производства выше, чем у коллег из южного регионов. Поэтому мы не делаем упор на выращивании этой культуры, и в совокупности объемы репчатого лука, выращенные в двух наших хозяйствах, не покрывают и 5% потребности жителей Костанайской области.

И в продолжение разговора о ценообразовании на сельхозпродукцию руководитель КХ «Тэрра» делится наболевшим – в последнее время все чаще цена реализации продукции не покрывает стоимость ее производства, если в один год это плюс, то последующий может уйти в минус, и если не по всем овощам, то по отдельным культурам:

– В нашем хозяйстве выращиваются пять культур, четыре из них – социально значимые, с узким ценовым коридором, при определении которого себестоимость производителя не главный компонент, здесь опираются на статистику, но голые цифры не могут включать в себя все тонкости производства и его затраты, – отмечает Владимир Семейкин. – Вот, например, в прошлом году наше хозяйство, получило 41 млн тенге убытков при реализации картофеля, каждого покупателя, получается, дотировали в размере 7 тг/кг, – и этот факт от внимания госорганов ускользает, нас, наоборот, чуть ли не подозревают в получении монопольных сверхприбылей. Как происходит ценообразование на рынке я знаю, но мне непонятно по какому механизму и какой статистике руководствуется Департамент антимонопольного ведомства, пусть они тогда, дают нам ежемесячно ту цену продукта, по которому мы – овощеводы и картофелеводы не будем нарываться на штрафы, при этом пусть обосновывают цены, которых должны будем придерживаться не только мы, но и все участники рынка, скажу сразу — это будет утопия. Когда 21 год назад я начинал работать, стоимость килограмма картофеля и литра дизтоплива были одинаковы, а сейчас имеет место диспаритет цен в два раза – 171 тг/литр дизтоплива против 80 тг/кг картофеля. Цены пытаются регулировать без учета урожайности, фактически понесенных затрат. Сегодня Минсельхозу и другим государственным органам нужно думать о том, как обеспечить помощь товаропроизводителям, что сделать, чтобы урожайность и посевные площади росли, а не как ограничить их в цене. Это приведет только к уходу с рынка производителей, к импорту овощной продукции из РФ и Узбекистана.

Александр Томилин
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Ибрагимов

    Нехуй чиновники вмешивается в частный бизнес? Надо такой закон принят чтобы чиновники на километр даже близко не подошли частного бизнеса.

    Ответить
  2. Пахан

    Бабушек грабить это достижение этого строя

    Ответить
  3. Шамил

    Однажды казахский чиновник перестал воровать и умер

    Ответить
  4. Ораз

    НАДО ТОЛЬКО ТАК 👇👇
    В Киргизии к дереву привязали чиновника и участкового. Они не хотели говорить с сельчанами…

    Ответить
  5. Дмитрий

    А вы знаете, что каждые 7 секунд в мире от голода умирает ребёнок младше 5 лет?
    И это при том, что сельское хозяйство мира способно прокормить 15 миллиардов людей при нынешних 7,7 миллиардах.
    «Спасибо» за это капитализму.

    Ответить
  6. Мирамбек

    Қазақстандағы ауыл шаруашылығы ел тұрғындарының үштен бірін ғана асырай алады! Шын мәнінде, ұрылар мен сатқындар тобы халық арасынан алдау жолымен өздерінің ата-бабаларының ұрпақтары — өнеркәсіп пен ауылшаруашылығы еңбегінің нәтижелерін алып, содан кейін оларды өзара бөліп алды.

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля