Миллиарды — в сельском хозяйстве, и ни слова о кефире

Миллиарды - в сельском хозяйстве, и ни слова о кефире

— Я тебе рубль дал?

— Дал.

— За кефиром послал?

— Послал.

— Кефира не было?

— Не было.

— Где деньги?

— Какие деньги?

Миллиарды - в сельском хозяйстве, и ни слова о кефире

Именно с этим диалогом из советского «Ералаша» ассоциируется ситуация вокруг сельского хозяйства Казахстана. В отрасль вложены миллиарды бюджетных средств. Где отдача?

Эту актуально-горячую тему поднял телеканал «Атамекен бизнес» в программе «Время говорить».  Журналисты обратили внимание на то, что «многострадальный» сектор АПК скоро вновь подвергнется реформам.

На заседании правительства Премьер-Министр Аскар Мамин поручил Министерству сельского хозяйства совместно с акиматами разработать и внести новую концепцию комплексной программы развития АПК с учетом специфики сельхозотрасли в разрезе каждого региона.

Подобные фразы мы слышим уже лет пять, если не десять. Эффект у нас пока спорный. По информации канала, за пять лет в АПК страны было направлено свыше 2,4 триллионов тенге. При этом доля сельского хозяйства ВВП не превышает 4,5%. Нас ждет опять большая реформа сельского хозяйства?

В Казахстане не удалось раскрыть экспортный потенциал АПК. Нет полноценной продовольственной обеспеченности населения. При этом каждый год, а, может быть, и каждый месяц, говорим, что нам нужно что-то менять, что-то понять. Так когда же мы начнем что-то делать?

Как прокомментировал Председатель Правления АО «НАНОЦ» Толеутай Рахимбеков, когда говорят о программе – это не обязательно есть реформа.

«С начала 2000-х годов и до 2010 года, благодаря мощной господдержке, сельское хозяйство страны стало вставать на ноги. К примерно 2010 году Казахстан вышел на уровень самообеспечения по основным видам сельхозпродукции – зерно, мясо, молоко, овощи. Другое дело, что, когда мы заходим в магазины и на рынки, на полках мы этого изобилия не видим. 50 и более процентов – это импорт. Те виды господдержки, которые были в нулевые годы, потом надо было их менять. Если к концу нулевых годов мы вышли на уровень самообеспечения, то надо было с 2011 года переходить уже на качественные изменения. Почему своя продукция не доходит до полок? Надо было менять структуру сельского хозяйства. Ведь цель любого дела – извлечь прибыль от деятельности. Была и есть проблема со сбытом сельхозпродукции. Почему? Потому что нет инфраструктуры. Почему у нас цены скачут из года в год, в течение года? Потому что нет инфраструктуры. Сейчас надо кардинально менять ситуацию в структуре сельского хозяйства», — считает Рахимбеков.

Миллиарды - в сельском хозяйстве, и ни слова о кефире

Сфера услуг у нас представляет 0,27%, а должно быть примерно 30-35%. Растениеводство, животноводство и инфраструктура должны быть распределены поровну – по 30-35%. Нам надо повышать ее в сто раз. Как? Только на кооперативной основе, уверен Рахимбеков. Это не выдумка наша, это общий мировой тренд. В Германии, Японии, Израиле… И только у нас это не получается.

Во время эфира казахстанцы писали свои комментарии в эфир. Вот они: «Вы что там совсем чтоли??? В Петропавловске у нас за неделю баранина подорожала на 35%!!! Это как!!! Какое такое сельское хозяйство, где животноводство? Почему?»

«Сельское хозяйство – это, пожалуй, единственная сфера, где отсутствует преемственность. Сколько программ мы напринимали, сколько обещаний выслушали! Каждый министр уверял, что его программа единственно верная. И что имеем в сухом остатке???»

Рахимбеков прокомментировал их: «да, действительно, такое мнение в обществе есть. Я согласен с этим. Я предлагал: почему бы нам не разработать национальную стратегию развития АПК и села – вместе. На 30-40 лет. А в его рамках разрабатывать отраслевые программы на 3-5 лет. Что касается первого вопроса – на него я уже ответил – потому что нет инфраструктуры».

У нас в реализации сельхозпродукции присутствует не рыночный метод, а базарный метод. Почему? Хозяин скота наблюдает за рынком, как только видит, что цены стали подниматься, он режет скот и везет продавать. Если нет – скотина ходит до лучших времен. При наличии инфраструктуры должны быть планомерные поставки. Фермеры должны зарабатывать не на цене, а на объемах.

Красной нитью через всю эту программу должна пройти идея кооперации, считает Рахимбеков.

«Еще я бы пересмотрел меры господдержки. Субсидий более 50 видов, кредитов более 40 видов. Крестьяне путаются. Это никуда не годно. Надо оставлять 3-4 вида субсидий, 2 вида кредитов. Причем они должны быть с доставкой на дом фермеру. Не надо его заставлять бегать чего-то искать. Сейчас господдержка ориентирована только на крупные предприятия – это 2-3% сельхозпроизводителей. Остальные 97-98% сельхозников эту господдержку в глаза не видят».

Мы много лет строим, много средств выделяем, а «кефира» в магазине все нет и нет. И не только «кефира». Вы помните, в финале того Ералаша находчивый мальчишка произносит: кстати, бабушка, горчичников в аптеке тоже не было…

Татьяна Злая
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля