Жертвы форс-мажора

В колхоз? Нет, в кооператив!

​На последнем заседании Павлодарского областного маслихата депутаты чуть ли не с пристрастием требовали от руководителя областного управления сельского хозяйства Нурлана Садыбекова отчитаться, когда крестьяне области вернут в бюджет около ста миллионов тенге. Эта цифра всплыла в результате проведённой ревизии. Значительной доли приобретённого скота не оказалось в наличии, животных вынужденно выбраковали из-за зараженности инфекционными болезнями, сообщает собкор «КазахЗерно.kz». Несмотря на явный форс-мажор, крайними сделали и без того пострадавших крестьян, от которых требуют вернуть субсидии. Пострадали в общей сложности 59 крестьянских хозяйств.

Пятую часть требуемых 100 ​​миллионов тенге должен вернуть руководитель крестьянского хозяйства «Сергей» — Виктор Рямбов из Евгеньевского сельского округе Аксуской зоны.

Хорошо знаю Виктора, всем он известен как крепкий хозяин, стабильно развивающий свое хозяйство, полагаясь, прежде всего, на свои силы и возможности. Многие начинающие крестьяне, прежде чем приступить к организации собственного бизнеса, приезжали к Рямбову, чтобы поучиться у него ведению дела, спрашивают совета. В областном управлении сельского хозяйства мне, как правило, приводили в пример Виктора Рямбова, называя его хозяйство чуть ли не образцовым. Не раз туда возили различные делегации, чтобы показать современные методы работы. Сначала Виктор делал упор на развитие орошения, выращивая овощи на поливе. Когда сумел хорошо поставить работу, решил заняться животноводством, и к новому делу подошёл, как всегда, основательно. В прошлом году построил современную молочно-товарную ферму, вложив в это дело и свои, и заёмные средства. Решил создать не просто ферму, а племенную. Купил на Украине 330 коров с хорошей родословной, породистых. Стал участником госпрограммы, поэтому за покупку породистого скота государство выплатило Рямбову 52 миллиона субсидии.

Вроде бы и  дело пошло, но значительная часть животных заразилась бруцеллезом, ясно ведь, что тут нельзя винить фермера, скот, как правило, заражается либо на пастбищах, либо поедая зараженное сено. То есть, государство не обеспечило безопасность пастбищ, а отвечать за это придётся крестьянину. Хотя всем должно быть понятно – случился явный форс-мажор, пришлось выбраковать сразу 114 коров. А тут и ревизия из областного центра подоспела, выявила недостачу. Ведь по существующему положению и подписанным документам фермер должен обеспечить сохранность закупленных за границей животных в течение двух лет. Форс-мажор в документах не учли. Хотя уже в этом году такие пункты стали вносить в договора с крестьянами, закупающими племенной скот за рубежом. То есть, если бы купил скот в этом году, и часть потерял из-за бруцеллеза, то никаких санкций бы не последовало. А у Рямбова сегодня требуют вернуть 18,5 миллиона тенге. И это серьезный финансовый удар по хозяйству в целом.

Сейчас сельскому предпринимателю пытаются хоть чем-нибудь помочь в совете по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции при областной палате предпринимателей. Вопрос обсуждали на заседании с участием ревизоров, представителей управления сельского хозяйства и прокуратуры. Ревизоры непреклонны – Рямбов не обеспечил сохранность скота, а значит, должен вернуть субсидии. И неважно, что с этого года уже действует другое положение, с оговоркой на форс-мажорные обстоятельства. Но ведь бруцеллез – явный форс-мажор, хотя считается по ревизорским документам, что Рямбов отправил племенных животных на реализацию. А, между прочим, это требование закона о ветеринарии, фермер отправил скот на мясо вынужденно. Сам он говорит:

— Покупать скот по 900 тысяч тенге и резать его, чтобы поиметь 250 тысяч тенге – это дикость. Никто на это не пойдет. Но у меня были объективные причины, при этом я не остановил деятельность, хозяйство развивается, скот стоит, большая часть маточного поголовья отелилась, и поголовье уже восстановлено. А сейчас этим долгом меня просто бьют по рукам.

Кстати, в доказательство предприниматель представил все необходимые акты и ветеринарные справки. И в управлении сельского хозяйства, выдавшем уведомление предпринимателю о необходимости возврата части субсидий, не отрицают того, что убой скота был вынужденным. Однако ничем помочь не могут.

—  Мы действуем по закону, — прокомментировал заместитель руководителя областного управления сельского хозяйства Марат Шугаев. И, наверное, со своей стороны он тоже прав, потому что тут явно дело в несовершенстве закона и старых правил. По правилам Минсельхоза, санитарно-техническая убыль скота допускается только до двух процентов. При этом законодатель не предусмотрел форс-мажорные обстоятельства, на случай заболевания животных или падежа.

— Мы провели анализ и увидели, что каких либо растрат, хищений незаконного обогащения со стороны крестьянского хозяйства  «Сергей» не было. Потратил он на покупку свои деньги, получил возмещение, но в итоге остался в убытке. Конечно, мы не оставим его без помощи. Изучим все документы, и, если потребуется, будем сопровождать в суде. С остальными фермерами, у которых долги по субсидиям до двух миллионов тенге, тоже будем встречаться, разговаривать, — сказал председатель областной палаты предпринимателей Ербол Арынов. В региональной палате предпринимателей не исключают, что в аналогичной ситуации могли оказаться крестьяне и других областей. А между тем,  в новых правилах Минсельхоза злополучный пункт, обязывающий фермеров обеспечить сохранность животных  в течение двух лет, исключён. А Виктору Рямбову, как говорят и в облсельхозуправлении, и он сам, придётся попытаться найти понимание в суде. Получится ли? А выход, по-моему, на поверхности – надо сделать исключение и принять положение о том, что в данном конкретном случае можно применить правило, когда закон будет иметь обратную силу. Но с нашими неповоротливыми госорганами такое вряд ли возможно. Вот так обычный в крестьянском деле форс-мажор превращается в большую проблему.​

Владимир Гегер
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Валихан

    Сидели рядом как-то бык со львом.
    Беседу, вдруг, нарушила звонком
    Супруга льва: мол, жду тебя домой.
    Лев встал покорно… Бык орёт: «Постой!
    Не слушай бабу! Что ты, не мужик?!
    Свою б я так послал!» — горланит бык.
    Лев обернулся гордо к баламуту:
    «Понятия ты, громкий мой, не путай!
    Твоё сравненье вряд ли тут годится:
    Твоя жена — корова. МОЯ — ЛЬВИЦА!»
    Мораль сей басни: если ты мужик,
    Не думай про жену свою, как бык.
    И не ровняй себя, быка, со львом,
    Бычьё найдется в обществе любом…
    Но есть и львы, которые ценнее.
    Им ЛЬВИЦА РЯДОМ — всех быков важнее.

    Ответить
  2. Куаныш

    Вся эта канитель могла бы быть просто страшным сном, будь в КХ «Сергей» хороший ветеринарный врач, и не менее хороший и опытный врач района.

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля