Отрасль есть, а кадров нет

Отрасль есть, а кадров нет

Овцеводство — важная отрасль животноводства Туркестанской области — может остаться без специалистов. О проблеме с кадрами в этой сфере собкору «КазахЗерно.kz» рассказал заместитель генерального директора Юго-Западного НИИ животноводства и растениеводства, доктор сельскохозяйственных наук Жанибек Паржанов.Как это не печально, но аграрная наука стремительно стареет, — отметил Ж. Паржанов. — Выпускники магистратур профильных вузов не спешат занять вакантные места в аграрном секторе и профессия животновода считается не престижной. Это подтверждает и бюджетная квота государства для сельскохозяйственных вузов страны, которая молодыми людьми остается не востребованной. Причин тому несколько. Это и отсутствие жилья, и низкая зарплата, и недостаточный социальный пакет. К тому же, в животноводстве, как и в других отраслях аграрной науки, не бывает быстрых результатов. Порой к успеху, к признанию новых сортов и пород нужно идти десяток лет, а молодежь нетерпелива.

Еще один фактор — постоянная реклама и превозношение тех, кто в молодые годы сумел сколотить приличный капитал, вошел в список самых успешных людей. И не важно, что в основном это те, кто занимается перепродажей каких-то товаров, перекупщики. То есть даже не производители, и уж тем более, не те, кто вносит свой вклад в развитие страны какими-то ноу-хау. 

Вот и получается, что молодые селекционеры в наше время стали редчайшими специалистами, можно всех в стране поименно назвать. А основной костяк, который пока еще держит науку, это люди преклонного, предпенсионного возраста. И пока государство не переломит ситуацию, не улучшит условия для ученых-аграриев, не пойдет на меры, которые сделают эту сферу привлекательной для молодых умов, притока свежих «голов» в аграрную науку, в частности, в животноводство ждать не приходится.

Между тем, без новейших технологий и научных разработок не только животноводство, но и вся сельскохозяйственная отрасль, которая всю страну поит и кормит, не сдвинется с места. А если она не будет интенсивно развиваться, то наша продукция не сможет конкурировать с высокотехнологичной, более качественной и продуктивной, представляемой другими странами на мировых рынках, на которые наша страна так хочет выйти.

Пока еще нашей области, благодаря ученым-аграриям есть, чем гордиться. Здесь, впервые в Казахстане создаются модульные фермы. Подобных пока нет и в республиках бывшего Союза. Поэтому ученые России, Белоруссии, стран Прибалтики хотят с нами сотрудничать. Есть договоренность и о совместной работе с учеными-селекционерами Таджикистана, занимавшимися в свое время выведением гиссарской породы овец. Ведь модульная ферма решает вопрос восстановления и ротации пастбищных участков с помощью электроизгороди, а специальное оборудование контролирует малейшие изменения в состоянии животных, их откорме.

Арабские страны и Европа намерены покупать у нас баранину и ягнятину, так почему бы этим не воспользоваться?

В нашей области уже есть фермеры, которые реализуют своих овец в дальнее зарубежье. Значит, нам, ученым-животноводам, предстоит серьезно поработать над селекцией, чтобы увеличить живую массу овец. Кое-какие наработки у нас уже имеются. Так, в 2018-ом году нам удалось получить приплод с увеличением массы до трех килограммов живого веса. Этого, конечно, мало, поэтому исследования продолжаются. 

Уже десятки лет в Туркестанской области, да и в стране в целом, остро стоит вопрос переработки овечьей шерсти и каракульских шкур. Давно пора минсельхозу разработать стратегию развития переработки продукции овцеводства, которая бы включала в себя льготное финансирование специальных предприятий и их оснащения современными производственными линиями. К сожалению, пока фермерам, не найдя покупателя, часто приходится сжигать или выбрасывать грубую шесть. Редким счастливчикам удается продать ее за рубеж.

Между тем, в соседнем Китае, например, на который мы теперь любим равняться, у фермеров не остается не реализованной ни одна шерстинка.  Что уж говорить про Турцию, которая завалила наш рынок своими кожаными изделиями, вполне возможно изготовленными как раз из нашего же сырья. Не мешало бы ответственным людям в профильном министерстве пересмотреть  дотации и субсидии, направляемые в овцеводство. Сейчас, к сожалению, разница в государственной поддержке товарных и племенных хозяйств незначительная: за простую овцу государство платит фермеру 1500 тенге, а за породистую — 2500. Но ведь это не правильно! Затраты племхозяйств в разы превышают расходы обычных ферм. Ведь там, где пытаются сохранить лучший генофонд, учитывается все: породность, рацион кормления, уход, генетического потенциала и многое другое. И пока на государственном уровне все это не будет учтено: от привлечения в отрасль толковых молодых специалистов и ученых, до эффективных мер поддержки фермеров, поставивших в приоритет племенную работу, овцеводство в Казахстане не сможет реализовать весь свой экспортный потенциал, да и поставлять на внутренний рынок достаточное количество качественной баранины».

Ирина Притула
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля