Кто вставляет палки в колеса шымкентских фермеров?

Казахстан: Операция «Му», или Министр в коровнике

Число сельхозпроизводителей в Шымкенте снижается. «Оно и понятно, — возразит обыватель, —  мегаполис как – никак».

Да вот, именно «как – никак». Давайте вспомним, как вообще создавался мегаполис? В том числе и посредством присоединения территории пригородных сельских округов к Шымкенту. Присоединили большую часть продовольственного пояса Шымкента, в том числе аулы, которые эффективно занимались производством сельскохозяйственной продукции, аулы из успешных районов – Сайрамского, Ордабасинского, Толебийского. Сегодня количество КХ здесь резко сократилось, они попросту исчезли. Но сами сельхозпроизводители-то остались. Остался их бизнес. А что им еще делать-то? Пополнить многочисленные ряды шымкентских безработных?

Нет, они продолжают заниматься сельским хозяйством, хотя статус их значительно понизился. И права. Ведь раньше они относились к районным сельским акиматам, основная задача которых – развитие сельскохозяйственного сектора. А сегодня они – в составе мегаполиса, у которого, соответственно, другие задачи. Однако кушать хочется всем – и горожанам, и сельчанам. Потому на самом высшем уровне постоянно заявляют о необходимости поддержки фермеров, в том числе на региональном уровне. И она, эта поддержка, как бы есть. Но ее вроде и нет. Возьмем, к примеру, поддержку животноводов в виде субсидий. Многие городские фермеры указывают на невыполнимые для них требования правил субсидирования

По данным управления сельского хозяйства и ветеринарии Шымкента, в мегаполисе действуют более 100 животноводческих хозяйств. Но только четыре из них получают субсидии. 70% фермеров вообще не имеют никакого шанса на получение господдержки, сообщает собкор «КазахЗерно.kz».

А все дело в том, что согласно установленным в РК Правилам субсидирования, получать субсидии могут только те животноводческие хозяйства, в которых содержится 1 000 и более голов скота. Однако таковых в Шымкенте всего около 10. Но даже из этого числа далеко не все могут получить деньги, так как некоторые требования в Правилах невыполнимы.

А многие условия в Правилах вообще подходят фермерским хозяйствам только северных регионов страны.

Например, там есть требование установить кормораздаточную технику. Но в мегаполисе не пастбищное, а стойловое содержание скота. На фермах скот содержится в загонах по 200-250 голов в каждом. 95% кормов составляют шелуха, шрот, пшеница и отруби. А кормораздаточная техника предназначена для измельчения и разбрасывания соломы и сена, силоса. Кроме того, многие фермеры замачивают шрот и солому, чтобы они легче усваивались. Кормораздатчик не предназначен для такого корма. Но даже если использовать корма, которые предусмотрены для кормораздаточной техники, то у шымкентских фермеров есть и другая проблема: расстояние между стойлами в хозяйствах составляет не более двух метров и техника там не проходит.

Таким образом при условии выдачи субсидий только крупным фермам тормозится развитие сельского хозяйства в мегаполисе, собранном из близлежащих аулов. В Шымкенте, безусловно, только мелкие КХ, где содержат от 50 до 300 голов КРС. К слову, в Туркестанской области вообще, в основном, небольшие КХ, что связано, видимо, с географическим расположением региона. Но этот факт практически не учитывается в Правилах субсидирования животноводческих хозяйств, которые к тому же постоянно меняются, что создает новые проблемы животноводам. К примеру, эти правила только за последние два года менялись пять раз. К слову, именно это обстоятельство стало тормозом в ежегодном забое скота. Фермеры тянули, потому что опасались из-за некоторых новых формальностей не получить обещанные субсидии, что в свою очередь, повлияло в числе других факторов на удорожание мяса.

В этом году некоторые изменения в Правилах также не порадовали сельхозпроизводителей. Например, теперь на каждое животное требуется не одна сережка, а две. Причем, если раньше серьги для животных государство выдавало бесплатно, то теперь этим занимается частная контора и стоит такая сережка 400 тенге. Вторая, утвержденная Правилами в этом году, чипированная сережка обходится уже в 500 тенге. В итоге на каждую голову фермер теперь вынужден потратить 900 тенге. Если в хозяйстве содержится 300 коров и оно не получает субсидий, то дополнительные затраты в 270 тысяч тенге весьма ощутимы для мелких и средних хозяйств. Впрочем, все бюрократические шараханья – это уже общеказахстанская проблема, а не только шымкентская. Очень важно сейчас реально поддержать фермеров на всех уровнях. Они – народ, который умеет работать. Днем, ночью, в холод, в жару – у них всегда 24-часовой рабочий день. Они смогут выполнить наказ правительства – поднять сельское хозяйство, обеспечить Казахстан качественным мясом, молоком, зерном, но сейчас время, когда и государство должно  услышать и помочь кормильцам. Очень нужны снижение налоговых ставок, субсидии, льготы на оплату энергоресурсов, горючего, коммунальных услуг, удешевленные комбикорма.

Рамзия Юнусова
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля