Что мешает производству овощей и фруктов в Казахстане?

Новость на Казах-зерно:Во вторник, 16 февраля, прошло заседание экспертного клуба Raimbek, посвященное трендам казахстанского ретейла в 2016.

Экспертами на встрече с представителями деловых СМИ выступили глава Raimbek Group Раимбек Баталов, гендиректор компании «Оптовый клуб» (торговая марка «Арзан») Артур Янушевски, директор Green Land Алмас Даутов и глава Alma Prodex Максим Коваленко.

С момента перехода на плавающий курс тенге прошло без малого полгода, шок у покупателей и продавцов прошел, и теперь все привыкают к жизни в новой реальности. Ретейлеры, работающие на «торговой передовой», одними из первых почувствовали на себе последствия проблем в экономике, передает Forbes.kz.

Покупательская способность, по признанию Раимбека Баталова, значительно снизилась, но средний чек за счет уменьшения универсальной потребительской корзины на фоне повышения цен практически не изменился. Однако именно кризис — самое удачное время для выхода на рынок новых игроков. И с этой точки зрения неудивительно и недавнее открытие первого в Казахстане гипермаркета Carrefour, и интерес к казахстанскому рынку со стороны OBI, Leroy Merlin и IKEA.

Подробнее о том, какие настроения царят сейчас на рынке продуктового ретейла, рассказал Артур Янушевски — специалист из Польши, который ранее развивал в Казахстане сеть дискаунтеров SM-Market.

— На рынке наблюдается два тренда. Первый: переход потребителей в нижний ценовой сегмент, потому что кушать людям все-таки нужно. Например, те, кто раньше покупал итальянские макароны, перешли на отечественные; те, кто покупал исключительно вырезку, стали брать мясо на кости. Второй: стремление делать покупки в больших объемах. Например, несколько семей покупают 50 кг муки и делят их на всех. Кроме того, потребители значительно реже стали приобретать дорогие продукты питания, например, оливковое масло или экзотические фрукты, — отметил он.

По мнению Артура Янушевски, ассортимент товаров примерно одинаков в разных супермаркетах, поэтому потребители обращают внимание на цену и обслуживание.

— Свежие товары  — вот отличительная черта супермаркетов. И поэтому люди выбирают какой-то конкретный магазин, потому что там свежее мясо и они уверены, что их там не обманывают, там хорошие фрукты овощи, свежие рыба и молочная продукция, — объяснил эксперт. — «Арзан» давно начал обращать внимание на этот фактор и развиваться в этом направлении. В этом году мы продолжим проект «Фермеры Чилика». Кроме того, у нас можно приобрести молочную продукцию от фермеров Талдыкоргана. Есть теплицы, которые поставляют нам томаты круглый год, и мы хотим развивать эти направления.

Проблема для ретейлеров — найти надежных поставщиков продуктов так называемой категории Fresh (в нее входят скоропортящиеся продукты: мясо, молочные продукты, овощи, фрукты, рыба).

— Прежде всего, важна цена. Чтобы продукция была не дороже, чем на рынках и у конкурентов, надо сократить до минимума число посредников, — объяснил эксперт. — Кроме того, важны качество и стабильность, чтобы не испытывать перебоев с поставками.

Небольшие фермеры, рассказал Максим Коваленко (Alma Prodex выращивает яблоки, сливы, абрикосы на площади 20 га под Алматы), не в состоянии самостоятельно отработать всю цепочку от производства до конечного потребителя.

— Сад посадить, хранилище построить, машину купить, чтобы возить продукцию, договориться с супермаркетами — все это один фермер не сможет сделать сам, и поэтому сейчас происходит пробуксовка в развитии промышленного объема производства овощей и фруктов, — полагает Коваленко. — В то же время, есть оборотная сторона. Например, те же яблоки лучше всего произведет конкретный фермер, а не крупная компания, не холдинг.

Новость на Казах-зерно:По его мнению, у фермеров есть только один вариант: объединяться в кооперативы. Именно так поступают сельхозпроизводители всего мира.

— Я был на хранилище яблок в Германии и спросил: «Кто у вас хозяин?». Мне ответили: «У нас нет хозяев, у нас кооператив». 2 тыс. фермеров объединились и поставили хранилище на 100 тыс. тонн яблок — у нас элеваторы столько зерна перегружают! Это классический пример кооперации: они объединились, чтобы создать  дальнейшую инфраструктуру и чтобы им легче было вести производство в поле. То же самое должно произойти у нас: принят закон о кооперации, и для себя мы сделали вывод, что далеко без кооперации не уйдем. Мы должны вокруг себя собирать фермеров и дальше говорить о развитии инфраструктуры, строительстве холодильников, дальнейшей реализации продукции в торговые сети либо на экспорт, — уверен спикер. — Но проблема здесь в менталитете и мышлении фермеров. Когда говоришь об объединении, у всех в голове представляется рейдерство, принудительное вступление и сомнения: «вдруг у меня что-то заберут». Этому способствовали исторические события. Но рынок говорит, что объединяться нужно.

В сложные экономические времена особенно важна для фермеров и потребителей кооперация производителей овощей так называемой борщевой группы —  картофеля, моркови, лука, капусты, свеклы, томатов.

— Эти овощи выращиваются небольшими фермерскими хозяйствами, у которых нет дистрибуции, зато есть проблемы с хранением, — подчеркнул Алмас Даутов (Green Land выращивает в закрытом грунте 3,5 т. огурцов и томатов в год). — У каждого из этих фермеров по 20 га — ему даже технику хорошую на такую площадь покупать не нужно, потому что она никогда не будет востребована и окупаема. Ему нет смысла строить хранилище.

По данным Раимбека Баталова, сегодня овощи проходят как минимум через двух посредников, прежде чем попадают от производителя к потребителю.

— Первый — это тот, кто приехал на поле и забрал продукцию, потому что у небольшого фермера нет возможности упаковать ее и увезти. Этот же посредник отвез товар на «Алтын Орду» (если мы говорим об Алматы), потому что  там происходит мытье и весь сервис, — рассказал бизнесмен. — На этом рынке работают крупные оптовики, средние и мелкие. Отсюда товар забирают в магазины. Большинство супермаркетов Алматы закупаются на «Алтын Орде» или через этот рынок.

Формула цивилизованной логистики — это государственно-частное партнерство, полагает Раимбек Баталов.

— Пока в аграрном секторе отсутствуют отраслевая координация и аналитика. Я хотел бы, что бы мы с государством — профильным министерством и местными исполнительными органами — понимали реальную ситуацию на рынке. У нас есть бизнес-модель. Мы не говорим, чтобы государство за нас сделало все. Многое может сделать  бизнес, а инфраструктура, земля, часть капитала нам нужны от государства, иначе мы не сможем выдержать уровень сервиса и цен, необходимый для конкурентной среды, — подчеркнул глава Raimbek Group.

Однако проблем в сельском хозяйстве скопилось так много, что начинать надо с самых азов, считает он. К примеру — активно внедрять современные системы орошения.

— Можно много говорить, но пока большинство растениеводов (те же фермеры Чилика) поливают земли с тяпками в руках, используя арычное орошение, ничего не изменится, — отметил Баталов. — Пока будем воду расходовать и весь гумус вымывать, ни кооперация не поможет, ни ГЧП.


admin
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля