В Кызылординской области из-за жары гибнут пчелы

Новость на Казах-зерно:

Вот уже не одну неделю в области стоит сильная жара. Термометр в послеобеденное и вечернее время показывает больше 50 градусов. Пасечникам трудно  качать  мед. В жару пчелы гибнут.

Крестьянское хозяйство «Жан» входит  в  СПК «Сыр омартасы», которое считается  одним из крупных в  Жанакорганском районе. Оно объединило несколько мелких пчеловодческих хозяйств.  У хозяйства 430 пчелиных семей породы карника. Главные медоносы  — жингиль и солодка, донник, клевер, на хлопок.

— В прошлом году в это время были частые дожди, в этом — стоит жара, — делится с собкором ИА «КазахЗерно.kz» главный пчеловод хозяйства Зайнеддин Убашев. — Пчелы не весь день летают, а утром часов до 9 и потом вечером. Пчелы из-за сильной жары обжигают крылья и погибают.  

Каждый год в хозяйстве  получают около 10 тонн меда. Сейчас идет вторая качка. Мед качают с жантака. Улья стоят в Тогускене, а после 20 июля они перекочуют в Туркестанскую область на хлопок. Мед, полученный  от хлопка, ценится российскими покупателями. Он белый, его охотно покупают наши заказчики из Москвы и Санкт-Петербурга.

— Чтобы пчелы не гибли в жару, нужно покупать новые породы, которые хорошо чувствуют себя в жарком климате, — говорит вице-президент национального союза пчеловодов Казахстана «Бал-Ара» Габит Нурадил. — Такие породы есть в Китае, ОАЭ, США, но у нас в Казахстане пока их нет. В летнее  время нужно ставить улья в тень, чтобы защитить от солнечной радиации,  не удалять летом из улья ни верхние, ни боковые утеплительные подушки, особенно в слабых семьях. Так можно сберечь семейства в зной.

По словам специалиста, казахстанский мед собирается в основном на дикоросах,  и поэтому это уникальный продукт.  Но   отсутствие  в  Казахстане  аккредитованной  международной  лаборатории  снижает конкурентоспособность  казахстанских  производителей  на  международных  рынках. Поэтому они  вынуждены обращаться в аккредитованные лаборатории, находящиеся на территории Евросоюза. На это нужны деньги и требуется постоянное увеличение оборотных средств. Значит  необходимо  увеличивать производство, выходить на экспорт.

Что касается нашей области, то никто не знает, сколько в нашей области пчеловодов и сколько пчелосемей. Не проводятся санитарные или ветеринарные обследования пасек, а значит, не выдаются и разрешительные документы на вывоз пчел на пасечные угодья, что позволяет вывозить больных пчел и заражать опасными инфекциями другие пасеки.

Среди наиболее опасных в нашей области — «гнилец». Инфекция вызывает гибель личинок пчел, которые начинают разлагаться прямо в рамках. Пчелы не успевают выносить из улья мертвых личинок. Зараза за сезон с одного улья может перекинуться на всю пасеку. Зараза свободно может кочевать от одной пасеки к другой. Опасность усугубляется тем, что из-за малочисленности медоносов, пасеки порой располагаются в километре друг от друга, хотя по старым нормативам они должны находиться не ближе 3 км. Пчелы из разных пасек собирают нектар и пыльцу на одном поле и поэтому легко могут передавать инфекции.

— Серьезные проблемы  отрасли — это  отсутствие квалифицированной ветеринарной помощи,  — продолжает Габит Нурадил. — Пчеловодов готовит только  одно  образовательное  учреждение. У нас не хватает квалифицированных  кадров  в этой  отрасли.  Между тем, наш казахстанский мед собирается в основном на дикоросах,  и поэтому это уникальный продукт, и казахстанские  пчеловоды готовы отправлять его на экспорт. 

Казахстан обладает широким разнообразием медоносной базы и может получать 60-90 тысяч тонн мёда ежегодно и  даже войти  в первую пятерку основных производителей мёда в мире.  На деле же успешно конкурировать с продукцией производителей из других стран невозможно, не решив основных проблем.


Мира Жакибаева

с автором можно связаться по адресу:
[email protected]


admin
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля