Bullshit по-мамытбековски: Казахстан ввозит в 3,5 раза больше говядины, чем экспортирует

Bullshit по-мамытбековски: Казахстан ввозит в 3,5 раза больше говядины, чем экспортирует

Перспективы производства, переработки и экспорта мясной и молочной продукции обсудили в пятницу, 23 мая, парламентарии Казахстана. Участие в совместном заседании палат приняли не только депутаты, но также руководители центральных и местных исполнительных органов, представители НПП «Атамекен», отраслевых общественных объединений, сельхозтоваропроизводители, зарубежные и отечественные эксперты.

Выводы печальны — отрасль находится в глубоком кризисе, несмотря (а может быть, и благодаря) деятельности Минсельхоза РК.

Никому не нужно напоминать, что с приходом в должность министра сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова в 2011 году, с авансцены не сходит прожект «мы завалим весь мир казахстанской говядиной». Провалив первый этап этой программы  — а именно, не сумев выполнить целевой индикатор об экспорте в 2016 году 60 тонн говядины (мы уж не говорим про смешные обещания об экспорте 18 тыс тонн в 2020), со сцены ушел и сам Мамытбеков. Но — не надолго. В 2018 году он вернулся уже ответсеком МСХ РК в команду Умирзака Шукеева и пообещал еще более высокие горы мяса: к 2027 году производство баранины и говядины вырастет с 600 тыс до 1,6 млн тонн. Но очень быстро выяснились, что эти горы — снова горы вранья. Тут даже уместнее применить американский термин, обозначающий вранье, «bullshit» — бычье дерьмо, если дословно.

Так вот, довольствоваться бычьим дерьмом Мамытбекова вместо бычьего мяса депутаты устали. О чем и сказал на заседании палат спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин. 

Он акцентировал внимание на элементарной нехватке сырья для переработки отечественными предприятиями АПК.  Как отметил спикер, загруженность перерабатывающих предприятий остается на уровне 60%. Тогда как в России и Беларуси она превышает 80%. В результате именно российские и белорусские мясомолочные продукты сегодня импортируются в Казахстан, а не наоборот.

Обозначил Нурлан Нигматулин и конкретные цифры:

— Мы всё ещё импортируем ежегодно более 6 тыс. тонн сливочного масла, около 22 тыс. тонн сыров и творога, свыше 6 тысяч тонн мясных консервов на общую сумму 45 миллиардов тенге. А ведь эту же продукцию могут и должны производить наши перерабатывающие заводы. То есть, потенциал есть, а роста нет.

Эксперт ИА «КазахЗерно.kz» предлагает остановиться на цифрах чуть подробнее.

В настоящий момент структура внешней торговли продуктами животного и растительного происхождения, готовыми продовольственными товарами складывалась далеко не в пользу Казахстана. Об этом свидетельствуют данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК за первый квартал 2019 года. А именно: если в экспорте эти товары занимали долю в 6,6%, то в импорте — 10,9%.

Новость на Казах-зерно:Если говорить о мясе и мясопродуктах, то в цифрах данные за первый квартал 2019 выглядят так: вывезено за границу товара на $11 млн, ввезено на $58 млн! Преобладание импорта над экспортом — более чем в пять раз! О какой продовольственной безопасности страны в этой ситуации можно говорить? О развитии какого экспорта так упорно грезит прожектер Мамытбеков? Ведь даже собственную страну, казахстанцев, кормить нечем!

Самое интересное — цифры по мясу КРС, о котором уже восемь лет, с самого старта мясного проекта в 2011 году, печется бывший министр. Напомним, что десятки, сотни миллионов долларов из бюджета были направлены на поддержку этого сектора, сначала — на закуп племенного поголовья за границей, а в прошлом году — на приобретение маточного чистопородного скота. И какой эффект от этих трат мы видим по прошествии восьми лет?

В январе-марте 2019 Казахстан импортировал говядины (свежей, охлажденной и замороженной) 783,2 тыс. тонн. При этом, ввезено в страну мяса КРС за тот же период было 2819,2 тыс тонн! В 3,5 раза больше! Так позвольте спросить: где эффективность многомиллионных трат бюджетных средств? И не пора ли правоохранительным органам провести анализ и установить, куда утекают казенные деньги?

По свинине и конине ситуация не лучше, везде импорт преобладает над экспортом. В частности, свинины продано за рубеж на $260,6 тыс. (140 тонн), закуплено на $700 тыс. (493 тонна). Конина не вывозилась вообще, зато импорт составил 329 тонн (на $775 тыс.)

Более-менее позитивная динамика только по баранине, экспорт которой составил 460 тонн (на $2 млн 543 тыс.), а импорт всего 6 тонн (на $53 тыс).

И что самое интересное: этот показатель овцеводами достигнут не благодаря, а вопреки деятельности Минсельхоза, который развитию овцеводства практически не уделяет внимания и никакой существенной финансовой помощи не предлагает.

Так, может, и мясному скотоводству было бы намного легче развиваться, не будь у него таких «помощников», как Асылжан Мамытбеков?! Этот человек непотопляемый, он всегда безошибочно находит дорогу к госкормушке, как слепой котенок к сиське матери — сначала в роли министра сельского хозяйства, потом  ответственного секретаря аграрного ведомства, теперь — главы Мясного союза Казахстана.

Хочется спросить у членов этого самого союза — за что, за какие такие заслуги они избрали своим руководителем этого человека? Какое понимание проблем отрасли и путей их решения он продемонстрировал? Какую систему взаимодействия крупных и мелких участников отрасли создал? Или все его заслуги — это разработка системы субсидирования (читай, выкачивания денег из бюджета), заточенной под КРС? Но ведь львиная доля этих денег предназначается кучке мясных олигархов, но никак не рядовым фермам, несущим на себе всю основную тяжесть выращивания молодняка скота, пока откормплощадки снимают сливки с их труда!

И второе: сама структура экспорта говорит о том, что акцент на выращивании КРС — в корне неправильный. Специалисты не раз обращали внимание на то, что условия Казахстана идеально подходят для выращивания именно овец и лошадей.

Новость на Казах-зерно:Баранина имеет огромный платежеспособный спрос и в Европе, и в Китае, и в арабских странах. При этом, пастбищные угодья страны, где преобладают степные просторы и полупустыни, подходят именно им, а не КРС.

То же самое — с лошадьми. На конину есть огромный спрос и внутри страны. Большая часть населения без всяких вопросов перейдет на употребление конины вместо мяса птицы, по которому собственное производство Казахстана закрывает потребность лишь наполовину, а остальное сейчас закрывает импорт. Причем, в большом объеме — за счет американских окорочков очень низкого качества. Вопрос лишь один — в снижении себестоимости конины, чего можно добиться увеличением поголовья и перенаправлением господдержки с КРС.

Исторические факты говорят именно об этом — казахи веками ели в основном баранину и конину, а не говядину или птицу. И навязывание чуждых пищевых привычек — вопрос уже не только экономики, но и здоровья. Ведь напичканные антибиотиками и гормонами заморские окорочка ни в какое сравнение не идут с экологически чистой кониной, полученной от лошадей, питавшихся свежей травой Великой степи и пивших ключевую воду из родников.

Тем временем, на слушаниях в Парламенте  прозвучали предложения, как помочь развитию отрасли. Нурлан Нигматулин указал на необходимость создания на селе сети заготовительных организаций, связывающих мелких производителей с перерабатывающими предприятиями. Также спикер отметил необходимость выстроить четкую вертикаль ветеринарного контроля и эффективно решать вопросы ветеринарно-санитарной безопасности. Также он указал Минсельхозу РК на годами не решаемую проблему неразвитости кормовой базы и опустынивания пастбищ.

Затронул Нурлан Нигматулин болезненную тему для всех крестьян — отсутствие доступного финансирования. И этот вопрос также нельзя не связать с личностью Асылжана Мамтыбекова, который  последовательно выдавливал коммерческие банки из аграрного сектора, направляя все госсредства в отрасль через холдинг «КазАгро». Холдинг, в свою очередь, заточен под работу с крупными агроформированиями, а на проблемы мелких закрывает глаза.

По данным спикера Мажилиса, сегодня 96% кредитов выдается крупным агроформированиям, и лишь 4% — мелким и средним крестьянским хозяйствам.

— Учитывая, что сельскохозяйственное производство — это в основном мелкие и средние формы хозяйствования, необходимо в первую очередь решать вопросы доступности финансирования для этих категорий бизнеса, — подчеркнул Нурлан Нигматулин.  

В начале нынешнего года Асылжан Мамытбеков в очередной раз покинул Минсельхоз РК. Однако, «обновленная» при его участии государственная программа развития АПК РК на 2017-2021 годы продолжает работать. И это при том, что весь предыдущий многолетний опыт работы чиновника говорит о том, что ничего позитивного он привнести в отрасль не способен! Так что, похоже, выхода у нынешнего министра сельского хозяйства Сапархана Омарова нет — необходимо разрабатывать новую стратегию развития отрасли и менять акценты, чтобы в итоге опять не прийти вместо планируемых результатов к мамытбековскому bullshit.

Справка: 1 доллар = 378,93 тг.


Мырзабек Смагулов

с автором можно связаться по адресу:
[email protected]


admin
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Рашид

    Казахстан до распада СССР кормила весь союз, есть все возможности делать это и сейчас». Сельское хозяйство страны может выращивать огромные урожаи.

    Ответить
  2. Голос

    Сегодняшний подход к агробизнесу должен быть инновационным и ориентироваться на качество производимой продукции, ведь в условиях рынка в конечном итоге выигрывает покупатель, который голосует долларом! В Казахстане Мясо вкусно и экологически безопасное вкуснятина!! Только из-за качества можно дорога и хорошо экспортировать мясо.

    Ответить
  3. Колчак

    Животноводство наравне с прочими сферами АПК претерпело значительные потери и убытки благодаря тупости эксминистра МСХ Рк Мамытбекова.Грустно становится, когда смотришь на прилавки наших магазинов: там сплошная иностранщина!
    В Минсельхозе по продовольственной безопасности, приняли множество программ — а ситуация не меняется. Хотя улучшить её не так уж и сложно.
    Одной из главных причин разрухи в нашем сельском хозяйстве является невозможность для крестьянина выйти на рынок самостоятельно или продавать продукцию по приемлемым оптовым ценам. Основную прибыль получают перекупщики. Торговец зарабатывает на наценке в день больше, чем крестьянин за весь сезон. И эту ситуацию никто не хочет исправлять.
    Во-вторых, произошёл кадровый провал. Люди на селе просто вымерли, спились или уехали в крупные города. Нашей стране сейчас очень не хватает хороших зоотехников, агрономов, ветеринаров.

    Ответить
  4. Колчак

    В-третьих, есть нехватка кормов и их дороговизна. Из-за этого произошло сильное по сравнению с советскими временами сокращение поголовья коров и свиней. В КазССР собирали на 30-40% зерна больше, чем в РК, но даже тогда этого зерна не хватало. Сейчас нам жизненно важно достичь хотя бы уровень КазССР 1990 года. К тому же в «годы демократии» были разрушены племенные станции. Вот и приходится завозить американские , голландский, канадский скот. А это очень дорого для бюджета.
    Наконец, в-четвёртых, нужен протекционизм в виде высоких ввозных пошлин. Без него никак. Сельскохозяйственная продукция, произведённая у нас, в любом случае будет дороже аналогичной, произведённой в любой другой стране мира. Холодно у нас! Затраты на отопление, мазут, электричество сказываются на стоимости нашей продукции. Например, стоимость производства 1 кг говядины в Казахстане стоит 1,7-2$, в Белоруссии — 1$, а в Аргентине — всего $0,35 !

    Ответить
  5. Check

    Что бы наша продукция могла конкурировать, в первую очередь, она должна быть экологически чище, а значит и безопаснее. Поэтому государству, не мешало бы, ввести запрет на продукцию с использованием некоторых видов гербицидов и пестицидов, химикатов, а так же генетически измененных продуктов. А как мы знаем, все хотят питаться экологически чистыми продуктами!

    Ответить
  6. Ахад

    Странно, что Асылжану Сарыбаевичу до сих пор не присвоили докторскую степень!

    Ответить
  7. Scared

    10 лет назад, Мамытбеков обещал заполнит мир мясом в ближайшие годы. А теперь оказывается к него даже плана нет. Вот урод.

    Ответить
  8. Куанышбек

    Если бы у мамытбекова было сердце, то он бы долго не выдержал на этом посту.

    Ответить
  9. Карасов

    Казахи сами, своими руками, построили этот коррупционный ад в стране….правильно что Мамитбеков презирает и ненавидит казахов. Я его понимаю

    Ответить
  10. Дархан

    [quote name=»Куанышбек»]Если бы у мамытбекова было сердце, то он бы долго не выдержал на этом посту.[/quote]
    Его в ОПГ Шукеева научили не отвлекаться, на такие сентиментальности, как гибель крестьян. О себе надо думать и жить в своё удовольствие.

    Ответить
  11. Олег

    [quote name=»Ахад»]Странно, что Асылжану Сарыбаевичу до сих пор не присвоили докторскую степень![/quote]
    процветающее воровство, масштабные приписки, поддержка аграрных олигархов, Серые схемы Казагро, мсх заповедник коррупции всё это для Темы диссертации

    Ответить
  12. ОПГ

    Сельское хозяйства очень нужна друзьям Шукеева и самому. Где же ещё они столько наворуют? Скоро будет 15 лет как этот шайка создал КАЗАГРОвора

    Ответить
  13. Belen

    Aⅼso visit mmy web-site … Двери в
    квартиру Музычи. Межкомнатные двери: http://vhodnyedveri.pp.ua/%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8_%D0%B2_%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%80%D1%83_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D1%87%D0%B8.html

    Ответить
  14. Куаныш

    Біз ең бай елде өмір сүріп жатырмыз, барлық кедей, ішкі және сыртқы қате саясат.

    Ответить
  15. Нота

    Всё идёт своим чередом. Сильный пожирает слабого.

    Ответить
  16. САИД

    мамытбеков уже всем так надоел, что успокоить людей может только его пребывание в каталажке…

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля