Лучше мяса — только молоко

Лучше мяса - только молоко

Параллельная специализация на молоке и мясе намного более выгодный бизнес, чем чисто мясное животноводство. Большинство стран идут именно по этому пути, развивая мясо-молочные фермы. И в Германии, и в России внутренний рынок по говядине практически полностью закрывается за счёт бычков, сдаваемых на мясо молочниками. Именно поэтому эксперты считают, что Казахстану нужно отказаться от приоритетной поддержки только лишь мясного скотоводства, выбрав проверенный чужим опытом путь.

Внутренний ресурс

Молоко — один из тех продуктов, по которому собственная потребность казахстанского рынка очень далека от закрытия, отмечает собкор ИА «Казах-Зерно». Дефицит сырья составляет 1 млн тонн в год. Поэтому ежегодный импорт молочной продукции в страну выливается в астрономическую сумму — $270 млн! Казахстан практически не производит сухое молоко, которое переработчики могли бы использовать в зимний период, когда удои естественным образом снижаются. Вместо этого в молочную продукцию добавляют дешевые растительные заменители — а это уже риск здоровья нации.

Однако МСХ РК приоритетное внимание уделяет не молочной отрасли, а мясному скотоводству. Дело в том, что мясо от бычков мясных пород считается премиум-продуктом, оно идёт на стейки и имеет хороший экспортный потенциал. Но вопрос состоит в том, стоит ли так «упираться» в экспорт, когда не решен вопрос обеспечения качественной полноценной пищей населения собственной страны?

— Мы, переработчики, заинтересованы в развитии крупного молочно-товарного производства, — рассказал Владимир Кожевников, исполнительный директор Молочного союза Казахстана. — Позитивная динамика в этом секторе есть: за последние пять лет производство молока предприятиями увеличилось на 50%. Это хороший показатель. Но изначальный уровень был так низок, что этого роста мало. Мы сегодня вынуждены принимать молоко на переработку 50/50. То есть, половину — у крупных производителей, половину — в ЛПХ. Нам нужно стремиться хотя бы к уровню России, где крупные поставщики обеспечивают 80% поставок. Концепция развития молочного животноводства в Казахстане написана. Она рассчитана до 2027 года и ставит соответствующие цели. Вопрос только в господдержке. И вот с этим не всё в порядке.

Да, инструменты поддержки молочной отрасли есть. В том числе инвестиционные субсидии то 30 до 50% на строительство молочных ферм. Но вопрос в том, чтобы в бюджете хватало денег на предусмотренные выплаты. С этим всегда возникают проблемы — достаточно вспомнить программу «Агробизнес 2020», когда выплаты проводились всего процентов на 50 от обещанных. То же самое будет и сейчас, пока акцент господдержки, напомним, ставится на мясном животноводстве — все деньги идут туда.

Экономика литра

Важный аспект преимущества мясо-молочного производства над чисто мясным — экономический. Ни для кого не секрет, что экономика животноводства более рентабельна при совместном производстве молока и мяса. Ведь в этом случае предприятие ежедневно получает живые деньги, сдавая молоко на переработку. А вот мясной ферме нужно ждать полтора — два года, пока бычок дорастёт до убойного веса.

— Мясо-молочная ферма — более устойчивый бизнес, — отметил Ербол Есенеев, директор департамента агропромышленного комплекса и пищевой промышленности НПП «Атамекен». — Производство молока сейчас имеет хорошую рентабельность. Средний доход с 1 литра молока составляет 100 тенге. А себестоимость  — на уровне 50 — 60 тенге. И плюс, дополнительный доход — бычки, которые рождаются наряду с тёлками, но на ферме не нужны. Поэтому они идут на убой. Практика говорит о том же: если мы проведём экспресс-анализ хозяйств, которые занимаются только мясным скотоводством, то увидим, что рентабельность у них очень сомнительная. Уже появляются предприятия-банкроты, те, кто не может обеспечивать свои кредиты. А вот предприятия молочного направления, напротив, растут, увеличивают объемы производства.

Подтверждением этого мнения можно считать и депутатский запрос, озвученный 13 марта группой мажилисменов от партии «Ак жол». Они обратились к Премьер-министру РК Аскару Мамину с информацией о том, что у множества фермерских хозяйств Казахстана, специализирующихся на мясном скотоводстве,  возникли огромные финансовые проблемы, связанные с невыплатами обещанных государством субсидий на закуп маточного поголовья. Как отмечают депутаты, фермерам грозит банкротство.

«К примеру, на сегодняшний день сельхозпроизводители Актюбинской области не получили выплаты субсидий на сумму более 2,4 млрд. тенге за 2018 год, не решен вопрос о выплате на 2019 год по уже принятым обязательствам. Эта проблема носит масштабный характер и затрагивает жизненные интересы тысяч фермеров. Нужно отметить, что аналогичная ситуация складывается и в ряде других областей Казахстана, общая сумма задолженности перед сельхозпроизводителями по отрасли составляет порядка 36,6 млрд тенге», — отмечено в запросе мажилисменов.

Депутаты просят изыскать возможность и погасить долги. Но возникает вопрос — нужно ли в принципе было формировать такую систему развития отрасли, которая рушится без массированной господдержки, не будучи способной стоять на ногах самостоятельно. Тем более что эксперты предупреждали об этом заранее.

Дополнительные преимущества

Помимо финансовой устойчивости, есть и другие плюсы в мясо-молочном животноводстве.

Второй аспект — их более высокая ветеринарная безопасность. Коровы большую часть времени находятся в стойле, что снижает риски заражения от очагов инфекций и диких зверей в степи. Мясной же скот большую часть времени проводит на пастбище, и обеспечение ветеринарной безопасности там затруднено.

Третий аспект — социальный. Сегодня именно производство молока — основной вид деятельности многих сельчан. Не имея собственной земли и техники, жители  села держат коров на своих подворьях, добывая средства к существованию сдачей молока заготовителям.

В настоящий момент в Казахстане именно личные подсобные хозяйства (ЛПХ) сельчан дают 86% молока для переработки. Доля крупных товарно-молочных ферм за десять лет выросла на 9%, с 5 до 14%, но всё еще далека от оптимальной. Так что, логично направить господдержку в адрес тех, кто кормит страну. Тем более что это наиболее бедная часть населения страны — доходы на селе в разы ниже, чем в городе. А ведь здесь живёт почти половина населения Казахстана!

Именно на поддержку ЛПХ несколько лет назад обратил внимание Минсельхоз РК, запустив программу создания сельских производственных кооперативов (СПК). Позже от массового вовлечения ЛПХ в СПК отказались. Но возможность эта существуют и сегодня. Пример тому — СПК «Бирлик», созданный недавно в селе Мирное Карагандинской области.

Кооператив объединил 120 частных подворий из четырёх соседних сельских округов. Ежедневный объём заготовки молока доходит до 5 тонн. Создать кооператив сейчас непросто, нужно выполнить множество требований. Но «Бирлик» все организационные вопросы решил, и месяц назад получил первую выплату субсидий из расчёта 10 тенге на литр. Все эти деньги будут распределяться между членами кооператива пропорционально сданному объёму молока. Это существенная поддержка для сельчан: с учётом того, что закупочная цена молока сейчас составляет 92 тенге за литр, субсидия повысить рентабельность на 10%.

При этом, переработчики часто обращают внимание на то, что производство молока личными подсобными хозяйствами — не самый лучший вариант, поскольку велики затраты на транспортировку. Выход прост — изначально организовывать переработку на селе. Это и упрощение логистики, и новые рабочие места. СПК «Бирлик» сдаёт своё молоко в ТОО «Тонус KZ», чьё перерабатывающее производство находится здесь же, в селе Мирное. Выпускается широкая линейка молочной продукции, которая поставляется в основном в Астану. Правда, сейчас завершается создание фирменного киоска и в Караганде.

Справка: 1 доллар = 378 тг.


Сергей Буянов


с автором можно связаться по адресу:
[email protected]


admin
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. kghfyh

    зачем нам чужой опыт? мы сами с усами — десять раз программу поддержки перепишем, разведем руками … а главное — деньги выделим, а потом будем вопрошать: а поддержка куда ушла, где результат?

    Ответить
  2. Неужели

    Ваши слова, да правительству в уши. Эти ангусы и мясники со своими схемами отмытия бюджета уже задолбали. Когда они уже наворуются?

    Ответить
  3. Марат

    Сначала ЛПХ пусть научатся коров доить, чтобы молоко качественное давать, а не из пластиковых ведер с бактериями и всякой заразой сдавать. Заводы с этим то и мучаются. Казахи всегда были животноводами, у нас для этого пастбища есть, простор! Грех таким не пользоваться. Это наша специализация в мире

    Ответить
  4. Неужели

    [quote name=»Марат»]Сначала ЛПХ пусть научатся коров доить, чтобы молоко качественное давать, а не из пластиковых ведер с бактериями и всякой заразой сдавать. Заводы с этим то и мучаются. Казахи всегда были животноводами, у нас для этого пастбища есть, простор! Грех таким не пользоваться. Это наша специализация в мире[/quote]
    А зачем им париться? ЗАводы принимают молоко по заниженной цене, субсидии ЛПХ недополучают, поддержки от акиматов и мсх нет… Однако ЛПХ дают 75% всего молока в республике, там им еще и правильное молоко сдавать нужно? с жуя ли? пусть заводы думают о качестве на месте, а не ЛПХ

    Ответить
  5. Виктор

    К развитию скотоводства нельзя подходить прямолинейно. В обязательном порядке нужно учитывать возможности создания полноценной кормовой базы, необходимой для молочного скотоводства. Без нее удой так и станется на уровне 2500 — 3000 литров на корову за год. Где нет природных пастбищ необходимых для снижения себестоимости говядины следует развивать молочное молочное скотоводство, в Крагандинской, Костанайской, Актюбинской где большие площади природных пастбищ — создавать мясные фермы.

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля