Чего хотят фермеры и чего им дадут?

Только при правильном вносе удобрений можно получить хороший результат

Костанайские аграрии вернулись  из Астаны, где прошел очередной съезд Союза фермеров Казахстана, посвященный проблемам агропромышленного комплекса. Темы поднимались самые разные: субсидирование поливных земель, инфраструктура села, субсидирование животноводства, дизельное топливо, единый аграрный налог, страхование животных и ветеринария, и многие другие.

Свои вопросы к Минсельхозу озвучили и костанайцы, пишет собкор ИА «Казах-Зерно». Глава крестьянского хозяйства из Сарыкольского района Алмат Нуркин говорит:

— Значительные потери урожая сельскохозяйственных культур возникают из-за поражения болезнями и вредителями. При этом фунгициды и инсектициды не субсидируются местными исполнительными органами, что в конечном итоге ведет к увеличению себестоимости продукции. Субсидии выплачиваются только за гербициды, биоагенты и биопрепараты в размере не более половины от минимальной стоимости препарата (в 2018 году субсидировалось лишь 35%). Наше предложение ускорить внесение поправок в и  внести соответствующие изменения в Правила субсидирования.

Похожая ситуация и с минеральными удобрениями. С 1 января текущего года введены требования о наличии агрохимических картограмм на удобряемую площадь, выданные аккредитованными лабораториями.

На территории Республики Казахстан действуют всего 18 аккредитованных лабораторий, в Костанайской области — 1 лаборатория, которые физически не смогут обеспечить качественный отбор и анализ почвенных образцов в оптимально сжатые сроки. К тому же, учитывая погодно-климатические условия, на взятие отборов отводится максимально короткое время — один месяц до посева, или один месяц после посева, либо в период вегетации по всходам.

Из-за постоянных изменений в механизме субсидирования, в настоящее время заводы заключают договора и сельхозтоваропроизводители вынуждены приобретать удобрения по полной стоимости.

Наше предложение: просим для сельхозтоваропроизводителей, не имеющих агрохимические картограммы, предусмотреть 30% удешевление стоимости минеральных удобрений. С целью стимулирования перехода к точному земледелию, для сельхозформирований, использующих агрохимические картограммы и технику, оборудованную элементами дифференцированного внесения, увеличить норму субсидирования до 50%.

В очередной раз аграрии подняли и тему семеноводства. Дело в том, что согласно  правилам субсидирования, вступившим в силу с 1 января текущего года, предусматривается субсидирование элитных семян и семян 1 репродукции по нормам приобретения (по области в среднем норма приобретения семян пшеницы составляет 8 кг на га, что соответствует  5%  субсидирования от нормы высева 150 кг/га). Поэтому аграрии предложили для создания условий устойчивого развития отечественного семеноводства   субсидировать   не менее 25% от  нормы  высева семян (норма приобретения должно быть не менее 35-40 кг/га по пшенице), в зависимости от природно-климатической зоны. Это, по их мнению, позволит существенно увеличить производство элиты и использование 1 репродукции и впоследствии приведет к увеличению площади посева семенами высоких репродукций.

Сопряжен с темой семеноводства и поднятый вопрос кормопроизводства. В 2018 году по программе субсидирования повышения урожайности и качества продукции растениеводства, путем субсидирования производства приоритетных сельскохозяйственных кормовых культур в Костанайской области выплачено 1,1 млрд. тенге. В результате субсидирования кормовых, в области за последние  годы наблюдается тенденция увеличения площадей кормовых культур и кукурузы на силос (в 2016 году — 188 тыс. га, в 2017 году — 206 тыс. га, в 2018 году — 253 тыс. га).

К тому же одной из задач концепции Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы является повышение эффективности животноводческой отрасли. В себестоимости производства мяса и молока затраты на корма составляют до 60%. Вот животноводы и предлагают в целях дальнейшего развития животноводства и обеспечения  отрасли кормами,  возобновить субсидированиеоднолетних и многолетних трав, кормовых культур, а также рассмотреть возможность субсидировать выращивание кормовых культур при поливе с увеличенной нормой субсидий. В связи с небольшой площадью, они считают, что администрирование его вполне возможно. 

Вообще, если резюмировать, то все вопросы сельхозпроизводителей так или иначе касались темы субсидирования – в разных отраслях и сегментах.

— Согласно правилам субсидирования ставок вознаграждения по кредитам и лизингу сельскохозяйственной техники и приобретение сельскохозяйственных животных, заемщик для снижения процентной ставки совместно с финансовым институтом формирует и направляет заявку на получение субсидии с приложением необходимых документов в Управление сельского хозяйства, — говорит Нуркин. — К примеру, при приобретении трактора в лизинг через АО «КазАгроФинанс» со ставкой вознаграждения 17%, из которых 10% субсидируется государством, а 7% оплачивает заемщик. Все это приводит к большому документообороту, тратой времени как субъектов АПК, так и государственных служащих. Мы предлагаем для получения кредита/лизинга по сниженной ставке на приобретение сельскохозяйственной техники и сельскохозяйственных животных, основных и оборотных средств, предлагаем снизить процентную ставку напрямую через финансовые институты, по примеру программы продуктивной занятости и массового предпринимательства, где на приобретение КРС, модульных молокоприемных и убойных пунктов процентная ставка составляет 6% через АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» и АО «Аграрная Кредитная Корпорация». Это позволит СХТП получить удешевленную ставку по кредитам/лизингу в кратчайшие  сроки, а также сократит документооборот и излишнее движение финансовых средств по счетам.

Не могли аграрии не затронуть и вечную тему сельхозпроизводства – обеспечение ГСМ. Ежегодно сельхозтоваропроизводителям при проведении весенне-полевых и уборочных работ выделяются объемы льготного дизельного толплива, по цене ниже рыночных. Однако в то же время, стоиомость ГСМ ежегодно неуклонно растет и в период полевых работ могут достигать от 30% до 40% от общих статей затрат. Вот аграрии и просили сделать существенную скидку на дизтопливо — до 20%, либо внедрить практику субсидирования приобретаемого ГСМ по аналогии средств защиты растений и минеральных удобрений.

Минсельхоз на съезде фермеров представлял ответсекретарь ведомства Асылжан Мамытбеков. И он озвучил видение Минсельхоза на озвученные проблемы. Надо заметить, ответ его вполне резонен. И кое-где его словам фермеры даже жидко аплодировали.

Новость на Казах-зерно:— Мы должны понять природу субсидий и договориться, — прокомментировал своих визави Мамытбеков. — Если мы будем рассматривать природу субсидий как возмещение какой-либо части расходов, только по тому, что это дорого, то никогда нам этих субсидий не хватит. Мы должны понимать, что государство субсидирует лишь для того, чтобы бизнес стал потом эффективнее. Соответственно, если мы такую природу понимаем, то тогда и решатся все проблемы, которые мы поднимаем. Субсидии должны стимулировать выведение на новый технологический уровень фермеров, а не выдаваться только из-за того, что дорого что-то построить или нехватки у фермера средств.

Вот говорят: «в Жамбыле не хватает воды». Ее и не хватит. Весь мир уже отошел от арычного полива. А где у вас новые технологии? Поэтому государство выделило субсидии на капельный полив. Это не только экономия воды, но и затрат, удобрений, гербицидов. И так по всем отраслям – стимулироваться будет внедрение новых технологий, пусть дорогих, но позволяющих в будущем экономить и повышать производительность.

Почему инвестиционные субсидии сделаны на уровне 25%? Не по тому, что трактор дорогой, не по тому, что трактор не окупается. По тому, что 25% — это тот уровень первоначального взноса, который требуют лизинговые компании. И в правилах по инвестсубсидированию сделано так, чтобы эти деньги можно было показать как первоначальный взнос. То есть фермер может ничего не вкладывая приобрести эту технику. Результаты этого вида субсидирования ошеломляющие. Если в 2017 году уровень обновления техники был всего лишь 2%, то сейчас этот уровень вырос до 5%. Мы планируем, что в этом году превысим уровень в 6%. Вы вспомните, что инвестсубсидии и субсидии процентной ставки были определены лишь только в середине прошлого года — и то, какая положительная динамика.

И эту планку Минсельхоз намерен держать на этом уровне, пока не обновится вся техника, особенно на юге, где все еще работают агрегаты с советских времен.

— А сельхозтехника — это один из самых критичных моментов, — продолжает Мамытбеков. — Потому что, если мы не вовремя сеем, некачественно, не вовремя убираем, то это все сказывается на эффективности предприятия. Каждые просроченные десять дней уборки снижает объем урожая на 10%. А мы иногда убираем до снега, до декабря. А это уже не 10%, а 30-40. У нас за каждой бригадой стоит куча сварщиков и обслуживающего персонала. И все эти расходы ложатся на себестоимость. Восемь старых комбайнов может заменить один современный. То есть вместо восьми механизаторов, а если две смены считать, то 16 и четырех сварщиков, могут работать два человека. Вот эффективность и отсюда субсидии. Да, конечно было бы хорошо, если было бы 50 или 70%, но тогда денег не хватит.

Мы привыкли, что субсидии должны погашать нам какие-то расходы, из-за того что что-то дорого. Но мы должны понимать, что надо увеличивать доходы. Есть же поговорка «Бедный думает о расходах, а богатый — о доходах». А когда мы повысим свои доходы? Когда мы перейдем на новый технологический уровень. Когда мы начнем нормально вкладывать в землю. Те же удобрения и гербициды. И это не прихоть министерства, это ваша прибыль. Если не обработал вовремя фунгицидами – потерял половину урожая. Это же выгодно – потратить 10%, а сэкономить 50. Но почему это должно субсидироваться? – потому что это тебе выгодно? То есть мы должны субсидировать твою выгоду что ли? Вот это мы должны понять. Другое дело, что должна быть доступность финансовых средств, кредитов. Но субсидии не должны рассматриваться как погашение части себестоимости.

Высказался Мамытбеков и на тему ГСМ:

— Вот  сказали: ГСМ покрывает 25% наших всех затрат… Давайте посчитаем, если это четверть всех наших расходов, а у нас 40 литров требуется солярки на гектар. Умножаем, пусть даже на 200 тенге – это 8 тысяч. Если 8 тысяч тенге – это четверть наших затрат — мы что 25 тысяч тенге в землю вкладываем? 25 тысяч – это невозможно. Хороший хозяин минимум 35 тысяч тенге вкладывает. Поэтому мы и не получаем тот доход, который можем, потому что на всем экономим. Давайте не считать расходы, а думать о том, как повысить урожайность. А как это сделать? Мы должны вовремя посеяться, для этого нужны нормальные посевные комплексы, современные, которые вне зависимости от рельефа сеют на заданную глубину.

Теперь давайте посмотрим, что мы сеем.  Где заканчиваются посевы третьей репродукцией? Раз-два и обчелся. Мы поставили задачу в стране через два года заканчивать третьей. Почему? По факту мы в среднем 50% всех наших площадей сеем ниже четвертой репродукции. Это показывается только лишь по отчету, на бумаге. Копни глубже, и мы проверили – седьмой репродукцией сеют… А при этом мы говорим: давайте 25% норматива субсидировать. Зачем? Только по тому, что кто-то хочет больше денег? Есть же агротехнологии. Коэффициент репродуцирования семян зерновых равняется примерно шести. Если мы посеем 5%, а мы субсидируем и элиту тоже, то через год это будет 30% посевов первой репродукции, на второй год -это будет 180% всех твоих площадей. Зачем больше? Давайте этим хотя бы закончим по всей стране. А потом будем ставить задачу, как в Германии – ниже второй репродукции не сеять.

Объем субсидий, который мы до этого выделяли по стране на семена, равнялся 8 миллиардам тенге. Мы посчитали, если 5% везде будет обновляться, то это потребует 12 миллиардов тенге. Мы изыскали недостающие средства. Что касается серых культур, давайте и их субсидировать. Разделения по семенам нет, в том числе и по гибридам. Пожалуйста, применяйте. При этом вы наверняка слышали, что поменяли механизм субсидирования семян и сделали так, что весной за эти 5% не надо платить ни копейки. А до этого мы отменили принцип районирования и привязки к семхозам. Единственное требование, что 30% от полученного урожая вы должны будете сдать в Фонд поддержки семеноводства. Эти деньги будут аккумулироваться, и за счет этих денег будут кредитоваться по низкой ставке семеноводческие хозяйства, чтобы семхозы улучшали качества, могли обновлять технику.

Новость на Казах-зерно:В животноводстве субсидии также направлены на повышение интенсивности и внедрение технологий. Здесь создан специальный кредитный продукт, который стимулирует наличие племенных быков в стаде. И субсидии настроены так, чтобы фермер покупал только племенной скот.

— Результаты уже ощутимы, — говорит Асылжан Мамытбеков. — Если на начало программы в 2011 году у нас средний убойный вес по стране был 156 кг КРС, то на сегодняшний день – 171. В отдельно взятых кластерах и регионах этот вес достигает 200 кг и выше. Вот результат породного преобразования. Причем затраты у фермера  одни и те же. Вторая сторона — это внедрение технологий, разделение и специализация этой отрасли, которой у нас ранее не было. Мы объявили, что основой программы становятся мелкие фермеры, которые содержат маточное поголовье. Размер поголовья такой фермы составляет 50-150 голов. И именно на них открыли субсидии, которых не было, а именно — на племенную-селекционную работу. Основную массу всех субсидий получают мелкие и средние фермеры, которые содержат маточное поголовье. Именно для этих целей создан кредитный продукт, чтобы завозить маточное поголовье извне. Вы помните, когда мы начали этот проект, мы думали, что в стране 6 миллионов крупного рогатого скота. Когда мы начали бирковать, полтора миллиона не досчитались. Это был воздух. Естественно, это повлияет на наши планы и показатели…

Поэтому, чтобы нагнать плановые показатели, Минсельхоз и принял программу по завозу крупного рогатого маточного скота извне. Ведь КРС — это не МРС, здесь на выращивание нужно больше времени.

— И проблем с поставками такого скота из России нет, — говорит Мамытбеков. — В России нет такой программы, как у нас, и они готовы нам продавать свой КРС. Но мы не должны покупать больной скот, тем же нодулярным дерматитом. Поэтому в некоторых случаях даем запрет и ограничения.

Подводя итоги, Мамытбеков сказал, что все правила субсидирования обсуждаются и согласовываются с Союзом фермеров Казахстана, поэтому пенять  на Минсельхоз и критиковать его вроде как не за что.

— Вот кто-то высказался против автоматизации выдачи ГСМ, — говорит Мамытбеков. — В прошлом году в Павлодарской области мы впервые ее опробовали и выяснили, что 40% ГСМ фермеры хотели получить на посевы, которых не существует. А ведь эта программа для тех фермеров, которые реально работают. Я готов пообещать, что весь тот объем, который будет не подтвержден, будет перераспределен между другими фермерами, на другие агрооперации. И хорошо, что мы автоматизацию сделали в пилотном режиме. А если бы ее результаты отдали в правоохранительные органы?

Вы говорите, что 60 миллиардов тенге на финансирование сельскохозяйственной отрасли республике мало. Да, этого не достаточно. Если взять все посевные культуры и умножить на норматив затрат, то эта сумма составит триллион тенге – это весь объем затрат, который весной растениеводы «вколачивают» в землю. И что, 80 миллиардов будет достаточно? Мы должны понимать, что государство и бюджет не осилит такие объемы кредитования сельхозотрасли. И неправильно это делать, сельское хозяйство — одна из отраслей экономики. Сельхозотрасль должна сама стать финансово привлекательной. А для этого надо решить вопросы, связанные с тем же страхованием, процентными ставками, «длинными» деньгами.  Все силы и меры министерства направлены на то, чтобы повысить доступность фермера к финансовым средствам. Потому что министерство не сеет. Мы вам команды, что сеять, когда сеять и убирать не даем. У министерства нет посевных площадей, у министерства нет программ закупа, министерство всего лишь регулирует и стимулирует производство. Соответственно у нас нет своих предприятий. Все предприятия частные, а мы для них должны создавать условия, основными нашими инструментами для этого являются субсидии и нормативно-правовое регулирование. Говорят, «в министерстве не работают хорошие агрономы». А зачем они нам? Что нам даст агроном? Карту агрономическую или рецепт, как сеять? Агрономические рецепты даже в пределах одного предприятия разные. К каждому полю свой подход. Поэтому нам остается только правильно выстраивать меры государственной поддержки и налаживание финансовой.

В целом, работе съезда можно дать положительную оценку, говорит глава Костанайского филиала Союза фермеров Казахстана Марат Ахметов. Были поставлены проблемы, озвучены вопросы, кстати, многие из них были решены еще до начала работы съезда, благодаря тесному сотрудничеству с Минсельхозом.

Так же на республиканском съезде наши три сельхозтоваропроизводителя Костанайской области были награждены от Министерства сельского хозяйства. Нагрудным знаком «Ауыл шаруашылығы саласының үздігі» Жаксылык Мырзекеев и Сержан Алдажуманов. Талгат Амирхамзин Талгат награжден почетной грамотой.


Тимур Туркестанов


с автором можно связаться по адресу:
[email protected]


admin
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Шакын

    Агроном является основным проводником науки в сельском хозяйстве, он определяет технологию труда и его организацию.

    Ответить
  2. Асет

    Сегодня Правительство Казахстана отправлено в отставку! Надеюсь и Шукеева отправят в пенсии!!!

    Ответить
  3. Kuat

    Масимов премьер министр?

    Ответить
  4. Qazaqstan

    Пока Аскар Мамин назначен и.о. премьер-министра РК. Он также известен своим фантастическим обогащением в процессе руководства железными дорогами РК, оставшимся после него в банкротстве

    Ответить
  5. Норд

    Есть поговорка: хочешь потратить деньги быстро – иди в казино, хочешь потратить медленно – инвестируй в сельское хозяйство.

    Ответить
  6. Норд

    Современные трактора умеют самостоятельно формировать полосы для растений с точностью до миллиметра, а с помощью ультразвука и смартфона можно мониторить всходы на полях.

    Ответить
  7. село

    Вся надежда на то,что после отставки правительства в министерство С/Х прийдут ПРОФЕСИОНАЛЫ сельхозники ,а не популисты!!!Сплошной футбол,крестьян никто не хочет слышать.

    Ответить
  8. читатель

    Фермеры пришли с проблемами, а мсх мягко их послали, указывая, что они и так много делают для сх в стране. Бюджет это бездна из наших с вами денег, и он тратиться неравномерно и неправильно. Без фермеров не будет мсх, надо это понимать. А не рассказывать фермерам, как считать свои деньги. Все мы хотим заработать и жить безбедно, фермеры улучшают показатели сх и экономики Казахстана, а где отдача? мсх даже деньги не может грамотно распределить, раздает только своим родственникам, которые ангусов закупают втридорога.

    Ответить
  9. Жаныбек

    согласен читатель

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля