Соки земли тепличной

Новость на Казах-зерно:

Интенсивное использование земли для выращивания тепличной продукции может привести к ее выпадению из оборота и снижению урожайности.

— Эта проблема уже обрела четкие грани, и тепличникам приходится ее разрешать за счет замены верхнего слоя почвы, «утомленной» интенсивным использованием при выращивании овощей. Ведь из земли изымается огромное количество минеральных соединений — основы полноценного питания растений. Но это не единственная причина необходимой замены поверхностного слоя. В почву могут внести возбудителей различных болезней, от которых надо избавляться, — говорит кандидат сельскохозяйственных наук, А. Мустафаев. — В такой ситуации владелец теплицы идет простым путем: он снимает верхний слой почвы, а это 10-20 сантиметров, и заменяет «живым». Или же ищет новое место для теплицы. При этом мало кто знает, что один сантиметр плодородия накапливается природой тысячу лет. Есть еще один способ получить урожай: закормить землю минеральными удобрениями, а он один из распространенных, но тогда не ждите экологически чистой продукции. Растения вытянут из земли для роста и формирования плодоэлементов всю химию.

Тем не менее, нарисовать общую картину — где и сколько сегодня выведено плодородной почвы из оборота по Туркестанской области из-за интенсивного выращивания овощей под крышей, не удалось. Масштабы его неизвестны, процесс этот не отслеживается, хотя выпадение плодородной земли происходит уже не первый год, отмечает собкор ИА «КазахЗерно.kz». Отстранение от проблемы странно, если учесть, что в Туркестанской области самые значительные площади под теплицами в республике. Это с учетом и парников, и приусадебных мини-теплиц. Да, есть в области промышленные теплицы, где растения выращивают не в почве, а в кокосовой стружке, в специальном грунте, рассыпанном по емкостям и на гидропонике. Но таких — единицы. Остальные же выращивают свою продукцию непосредственно в почве. 

Преимущественно тепличным бизнесом занимаются в Сарыагашском районе.  В основном там выращивают овощи в закрытом грунте на подворьях, а значит, владельцы этих теплиц ограничены в переводе теплицы на новое место. Дать отдохнуть земле невыгодно из-за потери прибыли. Закупать субстраты (искусственную почву) дорого, хотя некоторые компоненты, из которых можно приготовить почву, например, вермикулит, есть и в области. Владельцы крупных комплексов закупают субстрат за рубежом, чего не могут позволить себе хозяева небольших теплиц. Тем более парников.

«Восемь лет я эксплуатировал теплицу, построенную на подворье, — говорит Р. Занджанинежад из сельского округа Капланбек Сарыагашского района, который занимается этим бизнесом четверть века и считает себя профессиональным тепличником. — Земля истощилась настолько, что я отказался на ней выращивать огурцы и помидоры. Сейчас, после пары лет восстановительных работ,  разбил на ней сад, а теплицу  построил на новом месте. Мой сосед выходит из положения тем, что увеличивает дозу минеральных удобрений. Губит землю и пленка, которой закрывают каркас. Три года — и конец плодородию. Это уже мои наблюдения. Надо сохранять землю, но это понимаешь не сразу. Поэтому одного сына отправил учиться на агронома, другого — на агрохимика, чтобы ко всем вопросам подходить по-научному. Теперь у моей семьи такой план: построить на трех гектарах несколько помещений под крышей для выращивания огурцов и помидоров по 0,5 га каждое, чтобы через два-три года чередовать производство и тем самым сохранить плодородие почвы». 

Рустам, который сейчас озаботился тем, что остается после нещадной эксплуатации земли, приводит пример с Израилем, где запрещают пять лет подряд сажать помидоры в теплицах, чтобы, чередуя сельхозкультуры, сохранить плодородие почвы.

Государство заинтересовано в развитии тепличного бизнеса — стране в межсезонье не хватает витаминов. В 2008 году через национальный холдинг «КазАгро» в области был запущен пилотный проект по восстановлению и строительству тепличных комплексов. Проект показал свою жизнеспособность, и начался бум. Тем более что государство не жалело средств на развитие тепличного бизнеса. Если в 2013 году на получение двух урожаев на площади 831 га были выплачены фермерам области субсидии в один млрд. 81 млн. тенге, то уже в 2014-ом сумма превысила два миллиарда тенге, при этом площадь субсидирования увеличилась не намного. И с каждым годом эта сумма только увеличивалась. 

В Туркестанской области во все тепличные хозяйства внедрено капельное орошение. Возможно, свою роль в этом сыграли два завода и крестьянское хозяйство «Турар» из Туркестана, занимающиеся производством капельного оборудования. Оно не дешево, однако дефицит поливной воды, стремление к экономии, а также хорошие субсидии подталкивали фермеров к внедрению новых технологий. Если фермерским хозяйствам на один гектар в один оборот платили полтора миллиона тенге, то промышленным производствам — в два раза больше.

Механизм субсидирования дал ответ, почему зимой цена на огурцы и помидоры взлетают до 7000 тенге за килограмм, а ближе к лету тепличная продукция становится дешевле. И вовсе не потому, что постепенно на прилавки приходит «грунтовка».

«Государству без разницы, выплачивает оно субсидии на выращивание овощей в теплице зимой или же летом, оно финансирует всех одной суммой, — говорит Р. Занджанинежад. — Хотя она должна быть разной, потому что зимой больше расходов на отопление. Весной можно обойтись естественным теплом. Товаропроизводитель смекнул, как выгоднее действовать, и закладывает будущий урожай в теплицах в большинстве своем или в конце зимы, или в начале весны».

И это «без разницы» открывает в межсезонье двери для импортных, более дорогих овощей.

Слова Рустама находят подтверждение в том, что за последние два года в получении двух урожаев за сезон участвует всего лишь от 40 до 50 процентов тепличных площадей. Поэтому есть смысл разработать такой механизм господдержки, который учитывал бы все моменты.

Мы хотим иметь много качественных и дешевых овощей в разные времена года. Однако существенную роль в повышении урожайности, ценообразовании играет почти полное отсутствие в нашей области отечественных семян для выращивания овощей в закрытом грунте. Они импортируются в основном из Голландии и России, цена которых составляет от 5 до 10 тысяч долларов на гектар — этот подсчет сделали ученые Юго-Западного НИИ животноводства и растениеводства.

Причем завозятся не сорта культур, а гибриды, не дающие потомства, поэтому такие огромные суммы надо вкладывать ежегодно, что отражается и на урожайности (вот почему получаем их не очень высокие), и на стоимости конечного продукта.

Тем не менее, эта сформировавшаяся сельскохозяйственная отрасль вовлекла в работу тысячи семей, которые живут за счет выращивания овощей в закрытом грунте, кормят не только Туркестанскую  область, но и север Казахстана, отдельные регионы России. Однако это не значит, что она беспроблемна. На первый план выходит основа всего — почва, на которой стоят теплицы. Что будет с ней, если продолжится нещадная ее эксплуатация?


Ирина Притула

с автором можно связаться по адресу:
[email protected]


admin
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля