Казахстан: «Мукомольный бизнес-2014: состояние отрасли не улучшилось…», — Евгений Ган

Новость на Казах-зерно:Какие изменения происходят в сфере мукомольного бизнеса, насколько в отечественном продукте заинтересованы зарубежные партнеры и каковы перспективы развития отрасли на 2014 год. На эти и другие вопросы корреспондента ИА «Казах-Зерно» ответил президент Союза зернопереработчиков и хлебопеков РК Евгений Ган.

— Казахстанцам потребовалось два года, чтобы убедить Узбекистан снизить акцизы на ввоз муки. Как Вы считаете, чья это заслуга?

— Насчет заслуги, не хочу показаться нескромным, но, думаю, что без активной позиции нашего союза зернопереработчиков этого бы не случилось.  Что же касается акцизов, то необходимо отметить, что Узбекистан СНИЗИЛ, но не отменил ставку акцизного налога на ввозимую муку, с 15 до 11%. То есть акциз не отменен, а всего лишь уменьшен, причем не так уж и намного. При этом Узбекистан практически одновременно повысил ставки акцизов на ввозимые макаронные изделия с 20 до 30%.

 Иными словами, не надо обольщаться по поводу снижения акцизов на муку со стороны Узбекистана. Я думаю, это надо рассматривать как первый шаг на долгом пути урегулирования торгового барьера.

— Возможно ли, что это последствие зеркального метода, примененного Казахстаном: ограничение на ввоз со стороны Узбекистана? Можно считать, что метод сработал?

— Насколько я информирован, зеркальных-то мер со стороны Казахстана ведь и не было. На совете экспортеров мы внесли такое предложение, оно было озвучено, оно же и попало в прессу. И на уровне министерств и ведомств работа по выработке «зеркальных мер» была начата. Но, боюсь ошибиться, на каком-то этапе эта работа была свернута. А решение о снижении акцизов было принято узбекской стороной после того, как в прессе прошла информация о том, что Казахстаном разрабатываются меры зеркального реагирования.  

Поэтому, в определенной мере повторюсь: системных мер зеркального реагирования с нашей стороны не было.

— Кто еще старается сдерживать ставки на ввоз казахстанской муки?

— Практически все импортеры нашей муки. Так, Кыргызстан периодически вводит ограничения на импорт казахстанской муки. Вот и сейчас действует ограничение, введенное в июне 2013 года, в рамках антидемпингового расследования, в виде временных пошлин в размере 3 сома за килограмм пшеничной муки.  В ноябре 2013 года правительство Кыргызстана продлило период временных защитных пошлин на импорт пшеничной муки с четырех до семи месяцев. А на прошлой неделе это ограничение решили продлить сразу (а чего тут бумагу каждый раз тратить) до 2017 года.

Вернемся к расследованию. Само расследование, похоже, не особо и волновало киргизскую сторону, поскольку за полгода расследования выводов никаких и не сделано. По крайней мере, нам результаты этого расследования не довели. И вот расследование закончили, а ограничения продлили.

Не могу не отметить, что эти ограничения принимаются страной — членом ВТО, государством, которому Казахстан систематически оказывает гуманитарную помощь, республикой, которая готовится вступить в Таможенный союз…

Таджикистан также создал неравные условия по доступу зерна пшеницы и муки из нее на свой рынок. Налог на добавленную стоимость при ввозе зерна 10%, а при ввозе муки — 18%. Как вы думаете, что выгоднее ввозить при таком соотношении?

Об Узбекистане мы уже говорили. Ограничения, введенные этой страной, самые болезненные для нас, учитывая, что экспорт муки в эту страну занимает в разные годы от 65 до 75% всего экспортного объема.  К сожалению, у нас не выработаны механизмы ответного реагирования на государственном уровне при возникновении ситуаций подобного рода.  А необходимость в них очевидна.

 — В каком состоянии сейчас находится мукомольный бизнес Казахстана? Насколько упал уровень экспорта, если еще осенью 2013 года он шел в рост?

— Состояние отрасли не улучшилось. Напротив, в 2013 году стагнация отрасли усилилась. Связано это в первую очередь с сокращением экспорта муки. По итогам семи месяцев экспорт муки «просел» на 45%. С сентября экспорт активизировался, что дало возможность в определенной степени «отыграть» позиции. Тем не менее, в 2013 году Казахстан поставил на внешние рынки 1.755 тыс. тонн муки. Падение экспорта муки в 2013 году составило более 485 тыс. тонн в муке, или около 650 тыс. тонн в зерне.

Новость на Казах-зерно:

Много это или мало для мукомолья? Для отрасли это значит, что около пятидесяти мельниц с мощностью переработки 100 тонн зерна в сутки осталось без работы в течение всего календарного года. Иными словами, обанкротились, оставив без работы их коллективы…

— Вернет ли Казахстан себе лидерство по экспорту муки?

— Вначале надо отметить, что экспорт — это не спорт, в котором так важно лидерство. Экспорт муки — продажа на внешнем рынке излишков зерна, произведенного в стране и невостребованного внутренним рынком.  Причем, излишки эти поставляются на внешний рынок в переработанном виде, продуктом высокого качества, продуктом с добавленной стоимостью. Поэтому само лидерство на внешнем рынке по экспорту муки для нас не самоцель, а лишь свидетельство высокого потенциала отрасли, готовой поставить на внешний рынок весь экспортный объем зерна в переработанном виде.

Вернем ли мы себе лидерство? Я бы сформулировал вопрос иначе: «насколько может сократиться экспортный потенциал мукомольной отрасли в ближайшем обозримом будущем»…

По нашим оценкам, при сложившейся тенденции сокращения емкости внешних рынков мы можем лет через пять сократить объемы экспорта до 0,8-1,0 млн. тонн муки в год.

Это при условии, что мы так и не сможем (или, точнее, не проявим желания) защитить себя на внешних рынках. Если же внешняя политика нашей страны изменится, думаю, мы вполне можем сохранить достигнутый объем экспорта муки.

— Какие сегодня происходят движения на рынке экспорта?

— Здесь, наверное, надо было бы остановиться на девальвации тенге и процессах, связанных с этим, на экспортных рынках. Произошли достаточно интересные вещи.  Держатели зерна, изначально ориентированные в большей степени на иностранную валюту, нежели на отечественную, оставили свои ценники практически без изменений. В результате цена пшеницы «скакнула» вверх до тех же 200 долларов США, что и до девальвации, но в тенге это стало уже в пределах 37-29 тыс. тенге за тонну.

А вот мукомолы, ориентированные на оценку своей продукции в национальной валюте, оказались в результате в тисках. Как будет развиваться ситуация дальше? Точно спрогнозировать, пожалуй, не удастся никому, а вот о тенденциях изменения цены сказать можно.

Держатели зерна будут стараться «поднять» ценник еще выше, в тайной надежде отыграться за низкие цены в заготовку. Этому в определенной степени будет способствовать напряженный баланс зерна в целом и ограниченное количество качественного зерна в частности.

Но, с другой стороны, на рынок будет давить целый ряд понижательных факторов: необходимость подготовки к посевной, наступающая весна (читай — самосогревание зерна на токах, ушедшего в зиму сырым),
мировая цена, не стремящаяся вверх, как бы ее не «тянули» с помощью спекулятивных факторов, понижение цен на муку у наших соседей-импортеров…

Маловероятно, что при таком соотношении «за» и «против» цены смогут продолжить устойчивый рост.

— По словам мукомолов, рынок Афганистана постепенно возвращает интерес к казахстанской муке. Так ли это в действительности? И насколько этот интерес, если он есть, может скорректировать уровень отечественного экспорта?

Новость на Казах-зерно:

— Экспортный рынок муки Афганистана был существенным до 2011 года (в пределах 700-800 тыс. тонн муки в год). А в 2011 году Пакистан, получив хороший урожай зерновых, стал экспортером пшеницы и муки из нее, стал активно присутствовать на рынке Афганистана, что не могло ни сказаться на объемах экспорта нашей муки в эту страну.

А в 2013 году у Пакистана — неурожай. В связи с этим экспортная активность по муке у наших мукомолов в направлении Афганистана заметно укрепилась. По прогнозам, неурожай в Пакистане будет и в 2014 году, что дает надежду нашим мукомолам укрепить свои позиции на этом рынке.

— Россия экспортирует свою муку в страны Средней Азии? В каких объемах, и составляет ли это конкуренцию экспорту муки РК?

— Россия на рынке Средней Азии присутствует, но, безусловно, не в тех объемах, что Казахстан. Для России более характерно присутствие на рынках Монголии и стран Закавказья. В страны Средней Азии Россия поставляет не более 80-100 тыс. тонн муки в год (напомним, у Казахстана эта цифра по итогам 2013 года — 1 млн. 775 тыс. тонн). Наличие такого конкурента, на наш взгляд, даже необходимо для того, чтобы лучше чувствовать потребности рынка. 


Виктория Суслова

с автором можно связаться по адресу:
[email protected]


admin
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля