Казахстан: Толстый сук для министра Мамытбекова

Зачем Мамытбекова вернули в Минсельхоз Казахстана

О том, что глава МСХ РК Асылжан Мамытбеков мало смыслит в сельском хозяйстве, знают все крестьяне страны. Да и сам он с таким утверждением вряд ли будет спорить. Как и многие чиновники, он считает себя «государственным менеджером».

Секреты повышения урожайности зерновых и удоев молока — это для низшего звена управленцев. А для топ-менеджера главное — виртуозное владение навыками распределения бюджетных денег. И уж в этих фокусах в правительстве РК равного Мамытбекову нет. Это другим министрам приходится придумывать какие-то мега-проекты, чтобы получить свою долю через откаты. А Мамытбекова кормит всего одна гениальная идея — создание холдинга «КазАгро». Эта посредническая структура, ловко всунутая между госказной и крестьянами, осваивает миллиарды из бюджета порой без всякой реальной пользы для АПК, пишет на страницах газеты «КазахЗерно.kz» корреспондент издания.

Закон сохранения денег

Так вот, о сельском хозяйстве Мамытбеков имеет представление посредственное. Зато знает физику. Вернее, один ее закон, открытый Ломоносовым, — закон сохранения энергии. В интерпретации главы МСХ РК — закон сохранения денег. То есть деньги не берутся из ниоткуда и не могут исчезнуть в никуда. Особенно — государственные деньги.

Пока компетентные органы обдумывают эту фразу применительно к неожиданным исчезновениям бюджетных денег «неизвестно куда», случающимся у нас с завидной регулярностью, мы вернемся к нашим баранам. А именно — к министру по селу и его недавнему заявлению о том, что одна из дочерних структур холдинга «КазАгро», АО «Казагроинновация», может быть ликвидирована.

«Мы вкупе рассматриваем и вопрос о том, что делать с АО «Казагроинновация». Занимаемся вопросами реформирования аграрной науки, не только «Казагроинновация». И здесь есть мнение. И мы его не отвергаем. Вплоть до такого радикального, как закрытие такой организации», — сказал Асылжан Мамытбеков на встрече с друзьями из сети Facebook, трансляция которой состоялась на сайте министерства 3 июля.

Казалось бы, здравое заявление, поскольку АО «Казагроинновация», созданная в 2007 году на базе 25 республиканских государственных научно-исследовательских предприятий аграрного профиля, та же самая мамытбековская прослойка между госказной и наукой, призванная исключительно собирать все сливки, которые потом отжимаются в нужный стакан.

Очень хорошо описала принцип работы АО «Казагроинновация» в интервью газете «Караван» сенатор Светлана Джалмагамбетова:

«Созданная в 2007 году для поддержки сельхознауки «Казагроинновация», имеющая штат 5600 человек и 11-миллиардный бюджет, превращается в бюрократический аппарат чиновников, где только 20 процентов — ученые, остальные — «менеджеры от науки». При этом они получают заработную плату в пять раз больше, чем ученые, делающие реальную работу. По данным Счетного комитета, председатель правления АО «Казагроинновация» по итогам 2010 года выписал себе премию в 1,2 миллиона тенге, и это в то время, когда он был наказан за неудовлетворительную работу».

Еще одна красноречивая цитата из интервью газете «Время» лидера партии «Ауыл» Гани Калиева:

«Много лет назад я был директором НИИ. Получал 600 рублей в месяц. Министры в те времена зарабатывали 350-500. Молодежь стремилась в науку. Я помню ту атмосферу: мы много спорили, проводили на работе дни и ночи. Должности были выборными. То есть доктор или кандидат наук должны были доказывать на деле, что достойны возглавить отдел или НИИ.

Сейчас, к сожалению, научного работника никто не ценит. Он получает мало, его права нарушаются. Если человек посмеет открыть рот, с ним просто не продлят контракт. К науке присосались менеджеры — те, кто отношения к ней не имеет, зато рассказывает профессорам, как надо работать. Мы подсчитали, что содержание штата АО «Казагроинновация» съедает 15 процентов всего бюджета, выделяемого на аграрную науку! При этом очень многие ученые сомневаются в эффективности этой организации.

Недавно была организована встреча научных работников сельского хозяйства. Обсуждали в том числе и сложившуюся ситуацию. 80 процентов ученых проголосовали за то, чтобы Министерство сельского хозяйства упразднило «Казагроинновацию». Не нужно нам это акционерное общество, сегодня выполняющее функции посредника и надзирателя. Пойдем с этим решением к министру. Надеемся, что он нас поддержит»…

А вот комментарий опытнейшего научного сотрудника одного из НИИ, входящих в структуру АО «Казагроинновация»:

«Структура АО «Казагроинновация» слишком громоздкая. Аппарат ее первоначально было намного меньше, чем сейчас. Изначально их штат был в пределах 26 человек, сейчас порядка 49. Т.е. штат увеличивается, а итогов работы нет. При этом, за время работы «Казагроинновации» количество опытных станций не увеличилось, а уменьшилось. А вот когда мы работали при МСХ, в центральном департаменте вообще всего до 10 человек работало, которые управляли сельскохозяйственной наукой.

От  «Казагроинновации» непосредственно опытным станциям особой пользы нет. Это просто дополнительный бюрократический орган, они нас забросали своими бумагами. Поэтому если реформируют — пусть реформируют. Она мне иногда даже мешает, все эти разрешительные бумаги…Кредит на уборку до сих пор не могу получить из-за того, что сотни раз надо подписать одну и ту же бумагу. Мешает это промежуточное звено. Без него, может, уже бы и кредит получил. Там много сотрудников и каждый отдел просит прислать отдельную бумагу. Их девиз: больше бумажной бюрократии, меньше дела. Даже не могу вспомнить пример их помощи или пользы».

Так вот, заявление Мамытбекова о ликвидации АО «Казагроинновация» выглядит здравым. Но как раз этот факт и пугает! Что же это такое происходит? Асылжан Мамытбеков вдруг прозрел, вспомнил про совесть и необходимость думать о благе сельхозотрасли Казахстана, а не своем личном — и решил своими руками срубить сук, на котом сидит?

Успокойтесь, граждане, отмените салют — все это очень вряд ли! Ведь если с этого начать, то после этого нужно будет пойти еще дальше — убрать и другие «дочки» холдинга «КазАгро», которые сейчас точно так же сосут деньги, не принося пользы. Например, придется закрыть «Казагрофинанс» и «Аграрную кредитную корпорацию», а высвободившиеся бюджетные деньги пустить в обход мамытбековских прослоек для реальной помощи крестьянам — например, создав Аграрный банк, о необходимости чего уже давно говорят эксперты.

Но в реальности мы понимаем: знание Мамытбековым закона сохранения денег ни в коем случае не позволит ему уронить первую кость домино, которая может привести к полному обвалу созданной им «гениальной» схемы.  Он-то хорошо понимает — деньги из ниоткуда не берутся. И если у него не будет всех этих прослоек, сливки с которых можно отжимать, не будет и денег. Поэтому очевидно, что заявление о возможной ликвидации АО «Казагроинновация» — это реализация второго принципа закона — «деньги не исчезают вникуда». 

То есть, мы можем не сомневаться — отказаться от «Казагроинновации» Мамытбеков может только в одном случае — если нашел способ создать еще более эффективную систему «отжима».

Доходные расходы

И действительно, давайте вспомним, что критика в адрес работы АО «Казагроинновация» звучит очень давно. Но до нынешнего момента она ни к чему не приводила. Например, в октябре прошлого года Счетный комитет опубликовал итоги аудита работы этой структуры. Итоги эти были печальными. Что касается чисто финансовых вопросов:

«В условиях освобождения от уплаты дивидендов на государственный пакет акций в 2010-2011 годах Обществом полученный чистый доход на развитие материально-технической базы не использовался, однако на премирование сотрудников направлено 43,6 млн. тенге, на административные расходы — 65,3 млн. тенге. При этом в 2011 году административные расходы по сравнению с 2009 годом увеличились на 56%». 

Причем, можете быть уверены, премировались не ученые из региональных НИИ, а именно «менеджеры» из центрального аппарата АО «Казагроинновация», те самые топы.

Далее, по научной деятельности:

«Научные работы Общества по устойчивому развитию сферы животноводства в агропромышленном комплексе в 2010-2011 годах в части увеличения поголовья продуктивного скота ожидаемого результата не дали. Ни одна из 36 научно-исследовательских работ в рамках государственного заказа за 2010-2012 годы собственными силами Общества не выполнена.

Целевой показатель Стратегического плана Министерства сельского хозяйства на 2011-2015 годы по количеству полученных патентов на изобретение не достигнут. Урожайность пшеницы по дочерним предприятиям оказалась ниже средней урожайности по регионам».

Другими словами, итог научной деятельности всей структуры — нулевой. Оно и не удивительно, если учесть, какими методами развивается отечественная аграрная наука под крылом менеджеров «Казагроинновации». Об этом хорошо написала газета «Время»:

«Куда, по-вашему, мог бы устроиться в нашей стране доктор наук — этакий Мичурин, всю жизнь посвятивший помидорам и огурцам? Правильно — только на базар, торговать продукцией китайских и узбекских конкурентов. О науке, понятное дело, можно забыть. Поведали нам и некоторые подробности того, как в НИИ получают новые сорта разных культур. Оказывается, в сельском хозяйстве, как и в спорте, активно прибегают к услугам «легионеров». Например, завозят новые сорта сои из Украины. За последние пару лет в страну ввезено 10-15 «иностранцев». Из них отобраны для внедрения семь. За то же время только два казахстанских сорта попали из лабораторий на поля. Все просто — свой, доморощенный, продукт изучается не менее трех лет. Чужой — в разы быстрее. Почему? Видимо, к «иностранцам» доверия больше. По крайней мере, иного разумного объяснения нет».

И чем все это закончилось? Провел ли министр сельского хозяйства какие-то реформы в структуре, показавшей свою неэффективность по всем позициям? А вот и нет. Как работала, так и работает дальше — уже год с момента оглашения вердикта Счетного комитета. Оно и не удивительно. Новый отчет Счетного комитета, представленный в апреле нынешнего года, рисует такую картину: «Должный уровень организации, координации и контроля использования бюджетных средств и средств Национального фонда, направляемых на развитие агропромышленного комплекса, отсутствует. Эффективное взаимодействие Министерства сельского хозяйства и Холдинга не осуществляется».

При этом, прошу заметить, «в 2012 году по сравнению с 2011 годом доходы Холдинга уменьшились на 15,3 %, расходы увеличились на 7, 7%, коэффициент рентабельности снизился почти вдвое». Получается, гениальная мамытбековская схема работает как часы: поскольку доходы «КазАгро» снижаются, а деньги в никуда не пропадают (согласно закону сохранения денег), очевидно, что они просто перетекают в нужное место. А где это место, разбираются пусть компетентные органы, а не мы. Мы же вернемся к вопросу, почему вдруг министр Мамытбеков решил поднять-таки вопрос о ликвидации «Казагроинновации»?

Сусанин из МСХ

Логичный ответ видится один, и он кроется в идее о создании в Астане мощного сельскохозяйственного вуза.

Первым это предложение озвучил Глава государства: 

«По примеру «Назарбаев университета» Правительству совместно с инвесторами необходимо проработать вопрос создания исследовательского университета мирового уровня в сфере сельского хозяйства. У нас есть огромные возможности развития сельского хозяйства и продовольствия. Базой для него может стать Казахский агротехнический университет здесь в Астане», — сказал Президент РК. И отметил, что вместе с ресурсами АО «Казагроинновация» этот университет должен объединить три компонента — вуз, научно-исследовательские институты и опытные хозяйства.

Это предложение, конечно же, все поддержали. Так, в марте этого года в Казахском агротехническом университете им. С. Сейфуллина состоялась  Международная научно-практическая конференция «Инновации — путь к новому этапу развития АПК». Ректор  университета, бывший глава МСХ РК Ахылбек Куришбаев в своем выступлении поднял проблемы конкурентоспособности науки и образования. По его словам, сейчас самая главная проблема в аграрной отрасли — это подготовка кадров. Кроме того, одной из причин сложившейся ситуации является то, что  нет должной интеграции между аграрными вузами и НИИ: ученые научно-исследовательских учреждений в основном занимаются только научными исследованиями, а вузовские ученые — преимущественно преподавательской деятельностью, каждый из них работает изолированно друг от друга, и такая практика сохранилась с советских времен.

Ахылбек Куришбаев подчеркнул, выполнить поставленную главой государства задачу инновационного развития отрасли можно, лишь целую сеть элементов инновационной инфраструктуры в АПК с включением таких элементов, как бизнес-инкубаторы, научно-технологические парки, венчурные фонды, используя ресурсы государственной поддержки и активно привлекая частные и международные инвестиции. И здесь  необходимо действовать вместе: высшие учебные заведения в качестве поставщиков кадровых ресурсов, а НИИ — научных разработок.

Что и говорить, правильная задача поставлена Главой государства, правильные пути намечены для ее решения таким авторитетным ученым и практиком сельскохозяйственной сферы, как Ахылбек Куришбаев. Вот только учтем, что реализация этих идей не обойдется без МСХ РК (читай — Мамытбекова), и все это заранее бросает тень на перспективы. Почему-то вспоминается история про Ивана Сусанина, которому тоже доверили важное дело…

Как мы уже отмечали, Мамытбеков — менеджер, а не сельхозник. Поэтому идея создания мощного научно-образовательного центра мирового уровня может его привлечь только одним — размером бюджета. Ну, что такое АО «Казагроинновация» по сравнению с новым сельхозвузом в Астане, аналогичном «Назарбаев Университету»? Совсем другой уровень! А значит, и бюджет во много раз больше. Получается, ставя вопрос о ликвидации «Казагроинновации», Мамытбеков ни разу не нарушает закон сохранения денег, а напротив — действует в интересах их преумножения: деньги, как известно, из ниоткуда не берутся. Берутся они из госказны, и на новый вуз их дадут намного больше, чем не проекты «Казагроинновации». Будет, что отжать с прослойки…

Шыло на мыло

Другими словами, Мамытбеков отказывается от старого сука, на котором он сидит благодаря работе АО «Казагроинновация», он отказывается в пользу нового, еще более толстого.

В этой связи хочется привести еще одну цитату из интервью газете «Время» лидера партии «Ауыл» Гани Калиева:

«Наше государство уже давно стало чемпионом мира по коррупции. Самый мелкий аким заинтересован в том, чтобы на его территории шла какая-нибудь государственная стройка. Тогда можно «зарабатывать». И чем дороже проект, тем лучше. При этом, во-первых, ни один проект не сдается вовремя, а, во-вторых, его стоимость по ходу строительства возрастает. Поэтому любая хорошая идея извращается. Каждую государственную стройку я называю памятником алчности.

Есть подобные примеры и в сельском хозяйстве. Понастроили в свое время убойных животноводческих пунктов по всей стране. При этом с учеными не советовались, расчеты не делали: никто и не думал, есть ли вокруг площадки скот, достаточно ли рядом кормов, какого они качества, удобно ли крестьянину везти корову именно в это место. В результате часть пунктов не функционирует, государство несет убытки. Кого-то за это наказали? Нет. Вот если человек тысячу тенге украдет, то обязательно сядет в тюрьму! А миллиардами воруют — и ничего, продолжают работать на «благо» государства!

У нас система контроля выстроена неправильно. За расходами чиновников следят другие чиновники, а общественность в стороне — ведь в парламенте тоже бывшие чиновники, при том, что гражданские институты отсутствуют. При таком отношении к бюджетным деньгам воровать будут и дальше».

И, похоже, все идет именно по этому пути. Не далее, как  20 июня депутаты Мажилиса посетили научно-производственный центр зернового хозяйства имени Александра Бараева в Шортандинском районе Акмолинской области. Здесь Совет по работе с регионами и маслихатами при парламентской фракции НДП «Нур Отан» провел выездное заседание. Предметом обсуждения стала тема о роли сельскохозяйственной науки в реализации задач агропромышленного комплекса.

По итогам заседания было рекомендовано Правительству ускорить выполнение поручения Главы государства Н. А. Назарбаева о создании центра аграрных исследований мирового уровня…


Саша Бло,

Газета «КазахЗерно.kz»


с автором можно связаться по адресу:
[email protected]

admin
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Имран

    Страна дураков 🤣🤣🤣🤣

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля