Осенняя провокация Продкорпорации душит экспорт Казахстана и по сей день, — мукомолы

Новость на Казах-зерно:Одним из главных виновников в резких скачках цен на зерновом рынке Казахстана с осени 2012 года мукомолы называют Продкорпорацию. Своими действиями, обозначением закупочной цены на уровне 45 тыс. тенге за тонну, она взбудоражила настроения аграриев прошлой осенью, и может снова спровоцировать эти волнения, последствия которых губительны для экспорта страны. Это мнение карагандинских переработчиков, которое в разговоре с собкором газеты «КазахЗерно.kz» изложил руководитель МК «Мутлу» Дос Мукасан Таукебаев.

Прежде чем вспоминать неудачные моменты 2012-2013 годов и искать виновника в ценовой встряске на зерно, стоит отметить нынешнее состояние рынка. Как отметил собеседник, сегодня в Узбекистане, Киргизии и южных областях Казахстана начинается массовая уборка зерновых культур. В связи с этим южные мукомолы решили подзаработать на разбавлении дешевого зерна более качественной северной пшеницей.

«Так себестоимость получается ниже, выгодно. Неделю назад цены в Киргизии на муку первого сорта упали на $40. Аналогичная ситуация и по высшему сорту. В связи с этим наши цены стали тяжело проходимыми. Партнеры берут, но совсем немного, для ассортимента. Если раньше наш мукомольный комбинат поставлял в Киргизию в месяц 15 вагонов муки, то на сегодня всего 5. Объем продаж упал на 70%. Аналогичная ситуация по Узбекистану, куда раньше мы поставляли по 20-25 вагонов ежемесячно, в настоящее время отгружаем 3-5 вагонов», — пояснил Дос Мукасан Таукебаев.

По югу Казахстана цены на муку сильно упали, этому способствовало снижение стоимости пшеницы северных регионов. «Не знаю, что послужило причиной резкого снижения, но если на юг они поставляли 1 кг муки 1 сорта по 58 тенге , то сейчас с доставкой выходит 52 тенге. Это ситуация и нам цены ломает. Отдавать по таким ценам свой продукт — смысла нет, соответственно, сейчас наступило временное затишье», — уточнил собеседник.

С начала текущего месяца мукомолы Карагандинской области решили снизить цены на зерно. С крестьянских хозяйств в зависимости от клейковины предлагают закупать по 28, 29 и 30 тыс. тенге за тонну. С ТОО на 2 тыс. тенге больше — 30, 31,32. Аграрии нехотя открывают свои закрома, они надеются, что скоро в Казахстане будет не хватать зерна, и цена снова подскочит до 40 тыс. тенге.

«Если удастся нам по установленной новой цене покупать, то тогда мы сможем удовлетворить запросы киргизов и узбеков. Возможно, что и на афганский рынок начнем поставлять», — убежден мукомол.

На станции Сары-Агаш мука совсем не пользуется спросом, ее стоимость неприглядна для зарубежных партнеров. Фактически высший сорт сейчас там стоит $440, 1 сорт — $370, 2 сорт — $250. Но реализовать свой продукт переработчики не могут, желающих нет.

«Мотивируют тем, что в Киргизии 1 тонна стоит 10 тыс. сомов (33 тыс. тенге). Поэтому киргизские мукомолы в основном на своем зерне работают, немного добавляя наше казахстанское. Качество желает лучшего, потому что их пшеница свежая, не отлежанная. Южное зерно считается кормовыми, но народ спешит только за ценой, но не за качеством», — говорит собеседник.

С его слов, даже с учетом искусственно наращенных минувшей осенью показателей запаса пшеницы, в Казахстане достаточно фактического зерна.

«По прогнозам правительства в стране есть около 6 млн. тонн пшеницы. Месячная норма потребления — 800 тыс. тонн, учитывая экспорт. Т.е. до нового урожая остаются два месяца, и если даже срок уборки отодвинется, у нас останется порядка 4 млн. зерна, половина из которого принадлежит Продкорпорации. Возможно это приписка, возможно по факту его нет, но даже при этом резерв в 2 млн. тонн останется. Поэтому причин для повышения стоимости зерна нет. Наоборот цена будет падать», — уточнил собеседник.

Переработчики рассматривают и другие варианты. К примеру, если все мукомолы дружно остановят закуп зерна, ведь сбывать муку уже действительно некуда, то крестьянину рано или поздно понадобятся деньги на уборочную кампанию. Поэтому их ценовые прогнозы таковы: зерно будет уходить по 28 тыс. тенге с КХ, и по 30-32 с ТОО. Ближе к последнему летнему месяцу цены и вовсе упадут до 26-28 тыс. тенге.

Переработчики понимают, что высокие запросы на пшеницу и ожидание высоких цен — это результат провокации со стороны Продкорпорации. Крестьяне были сбиты с толку, когда в прошлом году ПК объявила закупочную цену на зерно на уровне 45 тыс. тенге. Так аграрии определили, что коммерческая цена пшеницы должна быть минимум 50 тыс. тенге.

Со стоимостью в районе 35-40 тенге, мукомолы смело могли зайти на рынок Афганистана. А сейчас даже в Таджикистан цены преграждают путь казахстанской муке. Существует вероятность, что скоро на рынках РК появится мука пакистанского происхождения, что совсем не красит репутацию аграрной страны.

«Кто сейчас отправляет в Таджикистан? Да никто, единицы! Потому что сейчас полным ходом продается мука пакистанского происхождения. Мы потеряли не только афганский, но и таджикский рынок. Не удивительно, если пакистанская мука, которая делается из канадского зерна, скоро будет продаваться в Узбекистане. И не удивительно, если эта мука появится и у нас на прилавках. Еще нас поражает следующий момент. Пакистанские мукомолы покупают зерно в Канаде, поставляют через океан судном на порт, оттуда на мельничный комбинат, там они его перерабатывают, потом автотранспортом через перевалы доставляют в Афганистан, при этом получается дешевле. Не нужно было нашим аграриям завышать цены, давали 35-45 — надо было пользоваться моментом. И каждый крестьянин должен понять, что через месяц-полтора рынок рухнет», — негодует Таукебаев.

Эта теория имеет право на существование, но как всегда, есть и другая сторона медали. Продкорпорация может снова спутать все карты, сделать первый ход, который снова подвергнет опасности экспорт Казахстана. В этом переработчики не сомневаются.

Возвращаясь к уровню запаса зерна в закромах республики. Мукомолы убеждены, что это в первую очередь проблема, касающаяся логистики. «Остатки зерна в стране большие. У Продкорпорации еще лежит урожай 2011, к тому же не израсходовано зерно и с прошлого года, все потому что было опасение, что зерна не хватит. Хотя заметьте, что в период конца 2012 и начала 2013 годов массового зернового экспорта в Казахстане не было. Причина этому одна. «Казахстан темир жолы» (КТЖ) передало весь грузовой парк вагонов в свое дочернее предприятие АО «Казтемиртранс» (КТТ). КТЖ, как монополист, раньше не имело право повышать стоимость за аренду вагонов, за перевоз. А КТТ – уже второе звено, которое и добилось этих результатов. Второй момент — наши крестьяне думали, что зерно будет стоить не меньше 60 тыс. тенге. Вот и дождались, что сейчас на местах отдают его по 28-30 тыс. тенге. А ведь зимой, когда мы их умоляли продать по 45 тыс. тенге, когда и у нас была возможность его переработать, и себе и им заработать, они отказывались, — вспоминает Дос Мукасан.

— Экспорта толком не было, ни зерна, ни муки. И чего мы добились. После поднятия тарифов уже невозможно груз куда-то отправлять. Поэтому сейчас, отправляя на южный Казахстан, пользуемся услугами автотранспортных компаний. Выходит дешевле. Из-за того, что КТТ и ПКК подняли цены, мы потеряли свои рынки. Надеемся, что в этом году возьмем реванш, все-таки потенциал у нас есть, опыт большой, мука и зерно считаются самыми лучшими в мире».

Новость на Казах-зерно: Мукомолы, так же как и фермеры, полностью зависят от рынка и в этом году многие переработчики в Казахстане обанкротились, погрязнув по уши в кредитах. Предприятия работают сейчас в основном, чтобы не потерять штат, а все заработанное уходит на оплату электроэнергии, заработную плату сотрудникам, на кредиты, налоги, железнодорожные перевозки. Себе переработчики сулят будущей осенью хорошую прибыль. Главное, чтобы ПКК оставила коммерческий рынок в покое, и не провоцировала аграриев.

Эксперт делает акцент на заинтересованности афганскими партнерами в казахстанской пшенице и муке. Пока наши мукомолы не могут удовлетворить ценовой запрос потенциальных клиентов.

«Радует, что афганцы интересуются нашим товаром, но сбавить цены мы пока не можем: 1 тонна на Хайратоне 1 сорта по $380. Афганцев тоже можно понять, ведь у них есть единая таможенная ставка, $60 на каждую тонну, независимо от объема и цены товара. Перспективы есть, афганский рынок большой, главное по цене пройти. На той неделе самая высокая цена на зерно была в пределах 34 тыс. тенге, сейчас — 32. Не хотят сдавать зерно сейчас, пусть держат, потом еще ниже будет», — подытожил беседу глава МК «Мутлу».

Справка: 1 доллар = 152,05 тенге.


Виктория Суслова,

Газета «КазахЗерно.kz»

с автором можно связаться по адресу:
[email protected]

admin
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля