«Самоокупаемый фермер — угроза продовольственной безопасности», — глава Союза фермеров Казахстана

Новость на Казах-зерно:Агрохолдинги поглошают львиную долю государственных преференций, в это время мелкий фермер практически при любой конъюнктуре рынка на грани выживания. Между тем, государственная политика идет в разрез с очевидностью. В субсидировании агросектора Казахстана по-прежнему наблюдается крен в сторону сельхозгигантов.

Эти вопросы и другие стали темой беседы корреспондента газеты «КазахЗерно.kz» с президентом Союза фермеров Казахстана Ауэзханом Дариновым.

— Первый наш вопрос касается экспорта отечественного продукта. Ауэзхан Камешевич, почему казахстанское зерно, мукомольные свойства которого высоко ценятся во всем мире, так плохо продается в этом сезоне? Наши региональные конкуренты – Россия и Украина – выполнили свой экспортный потенциал еще в начале года.

— Я не занимаюсь трейдерством, задача Союза фермеров Казахстана в основном информировать зернотрейдеров и экспортеров о том, сколько у кого лежит зерна. Мы не изучаем вопрос, почему нет закупок со стороны государства. Что же касается возможного элеваторного коллапса будущей осенью, то все может быть. На сегодня мы имеем уже две заявки от российских фирм. Они запрашивают порядка 10-20 тыс. тонн. Мы наблюдаем интерес россиян к отечественному зерну, поэтому думаю, что закупать обязательно будут. В этом отношении я даже не переживаю, ведь зерно качественное. Другой вопрос, чем больше оно лежит в складах, тем больше теряет свое качество. Вот в этом есть опасность, потому что так можно и качество потерять, и в цене проиграть.

— Что касается импортной пошлины на технику. Минсельхозу не удалось выбить у ЕЭП квоту на 200 сельхозмашин. Как Вы считаете, это проигрыш МСХ или сильная сторона Таможенного союза?

— Думаю что это, как вы правильно заметили, сила Таможенного союза. Однако дело совсем в другом. Этот вопрос нужно было раньше поднимать. Сразу не обратили на это внимание, согласились с условиями Таможенного союза. Потом, когда время прошло, начали отстаивать свою точку зрения. Но было уже поздно, решение было принято. Впредь мы учитываем, что все-таки подобные проблемы надо решать вместе с общественностью, будоражить эти вопросы во время их актуальности, а не после вынесенных решений. Конечно, где-то может МСХ проиграть в разрешении вопроса, где-то Союз фермеров. Но когда работа совместно идет, и действия слаженные, то и решение легче принимать.

— Что вы скажете о финансовой поддержке фермеров Казахстана со стороны государства? Вроде спектр кредитов и субсидий широк, однако не видно бурной реакции крестьян.

— Как помните, еще в феврале на одном из собраний Министр сельского хозяйства сообщил, что крестьянам будет оказана помощь в виде субсидий из расчета 6 тыс. тенге. Изначально предполагалось, что это коснется не всех площадей, а только пострадавших от аномальной засухи земель. В целом на поддержку аграриев по республике было выделено 13 млрд. тенге. И когда (после точных расчетов) разделили на всю площадь, получилось по 1 тыс. тенге на гектар. А фермеры на тот момент уже рассчитывали, что получат по 6 тыс. Прикинули, что полученных сумм им вполне хватит на приобретение семян. Но когда в апреле крестьяне убедились что получат значительно меньше – ситуация с закупом семян обострилась. Т.е. о чем я и говорил еще в ноябре, но представители государственной власти не прислушались, не придали этому значение. Хуже всего то, что мы сами это не учли.

Еще в ноябре я говорил: «Дайте мне заявки». Если бы их подали в ноябре-декабре, то правительство бы знало, кому и что требуется. Тогда и картина была бы другой, мы бы выбили что-нибудь. Может и не всю сумму, но на 50-60% точно получили бы. Сейчас уже поезд ушел, и это наша обоюдная ошибка. Но теперь будем умнее, и я постоянно говорю фермерам, что нельзя допускать подобные ошибки. Нужно своевременно решать все проблемы, например, вопросы земли, налогов, инвестирования. Мы имеем возможность сами принимать решения, но не проявляем инициативы. Эта инертность идет с советских времен. Яркий тому пример следующая рядовая ситуация: аким района собирает совещание, на котором выступают с докладами штатные сотрудники. Возможности высказаться, задать вопросы или внести предложения у остальных участников практически нет. А если кто-то и начинает проявлять инициативу, то его быстро ставят на место. И человек, понимаю всю безвыходность ситуации, что вопросы не просто не решаются, а даже не берутся во внимание, просто уходит и не возвращается. Это главная ошибка.

— Недавно в сельхозотрасли Казахстана произошел крупный скандал по задержанию директора ТОО «Богви». Не будем судить о том, кто прав, кто виноват. Мы о другом. В результате вскрылись подробности о финансовом состоянии компании. По сути, с 2008 года такой монстр как «Богви» жило в долг, являясь денежным «пылесосом». С другой стороны у нас есть мелкий и средний агробизнес, который на 75% самоокупаем. И ему чуть не в лоб говорят: не можете – закрывайтесь. Где справедливость?

— О том, что это не справедливо уже всем стало известно. Но мы говорим о другом. Эту несправедливость терпели, и можем и дальше, а все потому, что мы самоокупаемы и будем выживать. Но как сказал Президент Назарбаев, это угроза продовольственной безопасности страны. Ведь сегодня доля малого и среднего бизнеса составляет 70-80%. При постоянной поддержке тех крупных холдингов, которые составляют всего 4-5%, это подтвердит любой экономист, может появиться реальная угроза продовольственной и национальной безопасности Казахстана. Уже сейчас некоторые холдинги становятся банкротами, и это коснется многих. Потому что они все сидят на кредитной игле (после пролонгации). Если они и будут брать государственные средства сегодня, то направят деньги только на погашение долгов. Если хотим увеличивать поголовье, производительность труда и т.д., надо поддерживать малый и средний бизнес. Я думаю, мы к этому придем.

Сегодня надо ломать пласт связи, который складывался годами. Люди, которые «крышуют» в парламенте, в правительстве….  Все придет в свое русло, только когда эта система сломается. А для этого нужны силы общественности — факты, пресса. Сельчане не станут скрывать истину. Вот мне приводили примеры, что инвесторы каждый год меняются. А кто их меняет? Не народ, а власть. И результатов никаких нет. Но ведь могли хотя бы один раз спросить народ. Сказали бы: «Вот вам предлагается вариант. Сами организовывайтесь, выбирайте, и если не находите кандидата, мы вам предложим». А у нас как по традиции все происходит – инвестора привезли, представили, а вы хотите – любите, хотите — жалуйте. А вкладчик все с этой земли выжмет, никаких социальных вопросов он не решит, уедет, да еще и в кредитах людей оставит, землю заложит. Вот такие проблемы как ком нарастают.

— Половину марта и почти весь апрель Продкорпорация выдавала товарные кредиты зерном. Судя по статистике сделок на бирже ЕТС, кредиты выдавались сначала мелкими партиями, потом вдруг сразу возросли. Поговаривают, что это был транш для друзей ПКК. Не связана ли эта акция с элеваторными скандалами по недостаче зерна?

— Чтобы их связать, нужно располагать конкретными фактами и документами. А так ничего не могу сказать. Само оно не сработало, потому что товарный кредит малому и среднему бизнесу не доступен, нужна банковская гарантия. Сегодня любой кредит нужно через банковскую гарантию оформлять. Малый и средний бизнес в основном не имеют нужный залог, а если есть хотя бы его часть, то все идет на получение оборотных средств. Да, получилось так, что товарный кредит был рассчитан на крупные компании.

— Недавно в СКО проводился аукцион скота. Стоит ли организовать такие аукционы на постоянной основе. Чтобы одно хозяйство выступало флагманом, куда свозили бы скот хотя бы на летний период. Тогда фермер мог в  любой день приехать в регион и выбрать себе скот.

— Можно, но сложно. Нас не сравнить с Францией, Канадой. Во-первых — это расстояние. Везти скот за сотни километров, чтобы продать…. Не проще организовать это по средствам интернета. К примеру, фермер, желающий приобрести скот, заходит в базу данных и изучает ценники, имеющийся на продажу репродуктор и т.д. После созвонился, приехал, посмотрел и возможно купил. По образу популярных интернет-магазинов. А на аукцион невозможно привезти весь скот, который ты хочешь реализовать.

— Кооперация сельского хозяйства как специализация. Насколько мы далеки от этого?

Новость на Казах-зерно:— Во всем мире есть кооперация, она возможна. И мы однажды пытались, но не получилось. Все потому, что мы неправильно ее организовывали. А именно это касается кооперации по сбыту и услугам. Вот предлагают фермеру вступить в кооператив. Но если ему чтобы посеяться и так не хватает тракторов, будь он в кооперативе что-то измениться? Для развития кооперативного движения нужно создать пилотный проект. И предложить участвовать тем, кто готов. Надеемся, что в следующем году попробуем. Так на одном примере фермеры поймут эффективность кооперативов. Нам нужно только начать, а люди потом сами будут решать, стоит ли за это браться. Вспомните, вначале сельское кредитное товарищество тоже очень плохо воспринималось. Я сам ее организовывал, ездил к каждому фермеру и агитировал. Полгода провозились, зато крестьяне поняли насколько это хорошая идея. Хотя местами их тоже дискредитируют.

— АПК Казахстана имеет закон-«труп» о страховании растениеводства. Нам обещали изменения. Сейчас меняется принцип выделения субсидий. Но касаясь деталей, фермер на сегодня не защищен в растениеводстве. Будут изменения в законе, и что нам ожидать?

— Какие будут изменения, будет решать рабочая группа, которая еще не создана. Пока мы не изучим зарубежный опыт, не внесем новшества, ОВС может работать. Единственно оно должно охватывать больше регионов. Если убрать пункт «обязательное» страхование, то его не будет вовсе. Сейчас 60-70% считают, что оно не нужно. Изначально, когда только ввели страхование, все были против. А сейчас, те, кто были в сложной ситуации, поняли, насколько оно оказалось эффективно.

— Самая главная проблема АПК Казахстана, на ваш взгляд.

— Сама политика, идеология развития АПК. К примеру, если будет субсидироваться сама стоимость техники, как в России на 50%, в Китае на 70%, крестьянин может безболезненно обновить свой технический парк. Но государство говорит, что разово решать эти вопросы нет средств. Тогда конечный результат можно получить в течение 5 лет, ежегодно внося изменения. Второй вариант — можно организовать собственный выпуск техники. Либо имеющиеся сельхозмашины оснастить новыми запчастями. Нужно поднимать село, потому что все, чем живет страна, производится там. Еще одна проблема – стремление населения к труду. Вот пример, в селе некому пасти скот. Все хотят быть начальниками, а подметать выше их достоинства. Даже родители изначально готовят своих детей не к труду, а к должности. Если мы сейчас не сохраним стремление к труду, то завтра угроза продовольственной безопасности нам обеспечена. К тому же, с учетом сложностей в животноводческой отрасли, нужно уделять особое внимание селу, помогать личным подсобным хозяйствам с кормами, чтобы фермеру не пришлось резать последних своих коров, а наоборот наращивать поголовье скота.

— Спасибо за беседу!


Виктор Буднин, Виктория Суслова,

Газета «КазахЗерно.kz»

с автором можно связаться по адресу:
[email protected]

 

 

admin
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля