Казахстанское правительство готово поставить крест на сельском хозяйстве? — союз фермеров

Новость на Казах-зерно:В интересах российских и белорусских производителей казахстанское правительство готово поставить крест на сельском хозяйстве собственной страны? На не праздный вопрос ответ пытались найти в союзе фермеров Казахстана, за подписью которого в Министерство экономики и бюджетного планирования РК было направлено обращение с весьма пессимистичными прогнозами.

Подробности щепетильной ситуации ИА «Казах-Зерно» попросило прокомментировать президента СФК Ауезхана Даринова.

— Ауезхан Камешевич, поясните для непосвященных, из-за чего собственно весь «шум-гам»?

— Речь, между прочим, ни много ни мало, идет о целой отрасли нашей страны. Как говорится, «тихой сапой», без особого обсуждения было принято решение Коллегии Евразийской экономической комиссии касательно введения специальной защитной пошлины в размере 27,5 процентов в отношении импорта зерноуборочных комбайнов и модулей.

— Чем это обернется для рядовых фермеров?

— Возьмем конкретное хозяйство в Акмолинской области, имеющее небольшой машинно-тракторный парк и 6 тысяч га посевных площадей. Если вам интересно, могу поделиться контактами, и глава крестьянского хозяйства сам все вам расскажет, но это сейчас не главное. Так вот, в последние годы данное хозяйство использует только комбайны «Клаас Тукана» стоимостью 40 млн. тенге. Их в хозяйстве 3 единицы. Каждая из них за сезон обмолачивает 2000-2500 га площади, то есть этого количества комбайнов достаточно, чтобы своевременно и без потерь убрать урожай на площади в 6 тысяч га. При этом комбайны этого класса редко ломаются и практически не требует ремонта.

Теперь для сравнения возьмем комбайны, производимые в странах Таможенного союза. Они менее производительны и что характерно — периодически  ломаются, это приводит к частым простоям техники и дополнительным затратам на их ремонт. Кроме того, идет затоваривание складов запасными частями, или их поиск в пределах района и области, что тоже обременительно. Тот же комбайн «Вектор» российского производства, пусть и стоит 26 миллионов тенге, но практически в 2 раза уступает импортным образцам по производительности.

Отмечу немаловажный факт. Раньше, до 1990 года, при сезонной норме нагрузки в 200-250 гектаров для уборки 6 тысяч гектаров требовалось порядка 20-22 комбайнов «Нива» или «Енисей»  и столько же комбайнеров. С переходом на «рыночные рельсы» это число оптимизировалось на уровне 12 комбайнов с нагрузкой 400 га, и соответственно потребность в комбайнерах сократилась в 2 раза.

Сегодня, с приобретением импортных зерноуборочных комбайнов хозяйству требуется всего лишь 3 комбайнера высокой квалификации. То есть применение высокопроизводительной техники позволило данному хозяйству сократить численность механизаторов, в том числе комбайнеров. Экономия заработной платы от  этого составила порядка 9 миллионов тенге. Данная сумма позволяет приобрести более 100 тонн ГСМ, или половину от годовой потребности хозяйства. Вот вам реальные цифры!

— Думаю, спроси сейчас производителей комбайнов в России или Беларуси — они нашли бы свои доводы «за»…

— Да, какие тут могут быть доводы?! Союз фермеров Казахстана готов дискутировать по этому поводу с кем угодно и где угодно! Мы, то есть фермеры, свои «доводы» на своих горбах таскаем, то есть мы говорим о реальном положении дел на земле, а не на бумагах.

Взять официальные цифры по так называемым «естественным потерям» у комбайнов разной модификации. По технико-эксплуатационным характеристикам потери зерноуборочных комбайнов следующие: «Енисей» — 7 процентов, «Вектор» — 5 и «Класс Тукана» — 3 процента. При этом, чем выше урожайность, тем больше потери.

А теперь давайте переведем данные проценты в звонкую монету. В качестве примера приведем следующие цифры: в 2011 году урожайность зерновых с площади в 5 тысяч га составила 25 центнеров с 1 га,  валовой сбор — 12500 тонн. Предположим, что потери комбайна «Енисей» в указанном году составили 7%, или 875 тонн. При цене закупа в 28 тысяч тенге за 1 тонну пшеницы, хозяйство недополучило от урожая 2011 года почти 25 миллионов тенге.

В случае с комбайном «Клаас Тукана», с их естественными потерями, в 3% — потери оценивались бы на уровне 10 миллионов тенге, что практически в 2,2 раза меньше в сравнении с комбайном «Енисей». Вот и вся арифметика!

К тому же мы провели анализ ценовой политики вкупе с темпами удорожания стоимости комбайнов. Анализ показал, что импортная техника за последние 5 лет подорожала только на 5-7 процентов. А стоимость комбайна «Essil» только за последние 3 года выросла с 14 до 19 миллионов тенге, или на 50 процентов! Тот же российский «Енисей» лет 8-9 назад стоил около 4 миллионов тенге, теперь в зависимости от модификации и комплектации — в пределах  9-11 миллионов тенге, то есть рост в 2,5-3 раза.

А насколько обосновано такое повышение цен? Учитываются ли при этом вопросы конкурентоспособности продукции по цене и качеству? Где гарантия, что если подобные пошлины все-таки введут, то российские и белорусские производители будут держать цены?

— Получается, решение о введении пошлин возникло на пустом месте, из воздуха…

— Почему же?! Нам говорят, что делается это в целях защиты внутреннего рынка, для защиты отечественных производителей. Во-первых, хотелось бы успокоить некоторых господ: импортные комбайны никоим образом рынок не заполонили.

Опять же, обратимся к конкретным цифрам. В 2012 году удельный вес закупленных импортных зерноуборочных комбайнов от их общего количества — 1059 единиц, составил 19 процентов, а 81 процент — это поставки производителей стран Таможенного союза. Грубо говоря, из 100 закупленных в Казахстане комбайнов только 20 — импортные, то есть не произведенные в странах ТС! Наоборот, это признаки здоровой конкуренции! Это хорошо, что на рынке есть импортные машины, тем самым это будет толкать производителей в России и Республике Беларусь улучшать качество своих машин, удешевлять их.

В этих условиях, взять и искусственно создавать тепличные для российских и белорусских производителей, в том числе и за счет казахстанских аграриев, — неправильно!

Кто-то вообще в Казахстане в рамках ЕЭП собирается отстаивать наши национальные интересы или нет?

— В казахстанском «АгромашХолдинге» тоже ведь собирают комбайны, рост пошлин, надо полагать, и в их интересах?

— Это вы правильно подметили. В нашей стране единственным заинтересованным лицом в повышении таможенных пошлин является АО «АгромашХолдинг», которое занимается отверточным производством комбайнов «Essil». Но мы полагаем нерациональным, ради поддержки одного производителя сельхозмашин, пусть и столь крупного, рисковать потенциалом целой экспортоориентированной отрасли, каковым является зерновое производство Казахстана. И с экономической точки зрения — это нонсенс!

Разве сопоставим вклад этого предприятия и доли в совокупном ВВП страны? Вопрос, как говорится, риторический. Словом, эти пошлины выгодны в первую очередь производителям сельхозмашин в России и Беларуси, а мы — в пролете.

Новость на Казах-зерно: Приведу еще один важный пример. Уровень господдержки в странах ТС неодинаков: в Беларуси объемы субсидирования аграрного сектора находятся на уровне 18, в России — около 10, в Казахстане колеблются в пределах 2-4 процентов от стоимости валовой продукции сельского хозяйства. Кроме того, российские фермеры, в отличие от казахстанских, более защищены от воздействия неблагоприятных погодных условий в виде засухи или других стихийных бедствий.

В 2012 году сумма компенсации ущерба от засухи в России составила более 6 миллиардов рублей! К примеру, фермеры Оренбургской области на 1 га списанных площадей получили от государства по 1500 рублей, или 7500 тенге в переводе на нашу валюту.

И в контексте темы нашего разговора, самое главное — начиная с 2011 года в России реализуются госпрограммы по субсидированию стоимости сельскохозяйственной техники и автомашин отечественного производства  на уровне 40-50 процентов! Естественно, российскому фермеру выгодно покупать технику российского производства за полцены, чем дорогую импортную, с высокой ставкой таможенной пошлины, а нам это выгодно? Ведь нашим фермерам никто не собирается удешевлять стоимость техники. Наоборот, «общими усилиями» и российская техника для нас недоступна, так теперь и импортная может подорожать! То есть меры косвенного регулирования, основанные на повышении таможенных пошлин, являются, по сути, поддержкой менее эффективных производств, качество изделий которых на порядок ниже мировых аналогов.

Для казахстанских аграриев — это шаг назад. Это стагнация в развитии. Почему мы, простые крестьяне, работающие на казахстанской земле, должны помогать российской и белорусской машиностроительным отраслям? Выходит, деньги из нашей экономики медленно, но верно будут уходить в экономику этих стран, с нашего же на то согласия?


Людмила Реммеле

с автором можно связаться по адресу:
[email protected]

admin
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля