Работа Продкорпорации должна быть более открыта для производителей зерна – академик АН РК

Казахстан: Земля, засуха и зерно - академик М.Сулейменов

На сайте kazakh-zerno.kz ИА «Казах-Зерно» открыта специальная страничка для хорошо известного в аграрной сфере специалиста, академика АН РК Мехлиса Сулейменова. Посетители сайта адресуют ему большое количество вопросов, на которые получают ответы. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию очередной вопрос и ответ.

«Южанин»: Сейчас ситуация такова: крестьяне могут в 2 раза дороже продавать пшеницу от себестоимости, то есть прибыль составит 100 %. У государства в запасе более 3 млн. тонн зерна, которых хватит для обеспечения продбезопасности страны. Как вы думайте, стоит ли государству вмешиваться в рынок и через Продкорпорацию покупать пшеницу, когда бизнес способен по такой же цене покупать? Зачем пускать государственные деньги на ветер, т.е. оплату за хранение и другие услуги элеватора платить и в конце концов за бесценок продавать заинтересованным компаниям? Все прекрасно знают, что за последние 3 года Продкорпорация со своей «мамой» «КазАгро» огромные бюджетные деньги «съели». Мне, как налогоплательщику, такая картина сильно не нравится. Когда мне сказали друзья, что на прошлой неделе у Продкорпорации купили по 22000 тенге 30 тысяч тонн пшеницы для Египта, у меня волосы стали дыбом! Как так можно продавать по низким ценам и одновременно покупать уже по новой цене — 26000 тенге!!! Куда смотрят менеджеры компании? Почему нет контроля? И еще 3 вопроса: правильно ли поступает Продкорпорация, объявляя цену на зерно одинаковую по всей стране? Почему Продкорпорация не закупает ячмень и фуражную пшеницу для животноводства и птицеводства? (Вдруг не хватит корма? Как тогда государство сможет помочь фермерам? Россия здесь должна являться хорошим примером). Почему Продкорпорация не закупает рапс, сою, кукурузу, чтобы у крестьян появился стимул их сеять?

Мехлис Сулейменов: Я не специалист по вопросам деятельности Продкорпорации и не могу дать исчерпывающих ответов. Могу только высказать свои соображения по некоторым затронутым вопросам.

Я рад тому, что цены на пшеницу резко поднялись, благодаря чему крестьяне смогут погасить долги прошлого года и остаться с прибылью. Для засушливого года это отличный результат.

Продовольственная контрактная корпорация была создана для стабилизации цен на зерно пшеницы на внутреннем рынке в интересах производителей зерна. При обсуждении вопроса о создании такой организации я высказывался в пользу варианта по типу Канадского пшеничного совета (КПС), который является государственной некоммерческой организацией. КПС является монополистом по экспорту пшеничного зерна из Канады, и его задача продать его как можно дороже. Но главное в том, что вся прибыль, за исключением затрат на маркетинговые услуги, возвращается всем производителям зерна. То есть, если после уборки закупили зерно по 200 долларов за 1 тонну, а продали дороже, то высчитывают окончательную цену, которая может быть, скажем, на 30 долларов дороже. Тогда каждому фермеру перечислят за каждую сданную тонну дополнительно по 30 долларов. Наша ПКК является коммерческой организацией, поэтому она работает как в интересах производителей зерна, так и в своих интересах, так как разница между экспортной и закупочной ценой остается у нее.

Работа Продкорпорации, на мой взгляд, должна быть более открытой для производителей зерна пшеницы, они должны быть широко представлены в наблюдательном совете корпорации. Тогда будет меньше недовольства со стороны крестьян и других производителей зерна.

Объявление одинаковой цены на всю страну является правильной политикой, которая не предполагает разного подхода к разным регионам. Другое дело, вопрос корректировки закупочных цен. В прошлом году закупочная цена была скорректирована в сторону понижения в связи с падением рыночных цен. В этом году, соответственно, закупочная должна быть скорректирована в сторону повышения от объявленной цены, уже в связи с повышением рыночных цен.

Продкорпорация не закупает фуражное зерно, так как это не входит в ее обязанности. Ведь она создана для работы с продовольственным зерном. Животноводство — это не государственный сектор, и частный сектор, сам должен беспокоиться о фуражном зерне.

Это же относится и к закупке зерна масличных культур и кукурузы. Крупные компании сами находят покупателя и работают с ним. В Канаде, которая может быть для нас эталоном, есть крупные ассоциации масличных и зернобобовых культур, которые занимаются проблемами производства и маркетинга этих культур. Они существуют за счет отчислений от продажи зерна этих культур. У нас этого нет. А жаль.


Мария Черненко


с автором можно связаться по адресу:
[email protected]

admin
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля