Денег дают меньше, но и их нет

В Жамбылской области приступили к весенним полевым работам

Очередной Проект Правил по субсидированию обсудили сельхозтоваропроизводители Костанайской области на Совете АПК при палате «Атамекен». Как заметили сами аграрии, возня вокруг Правил, которая длится больше года, уже изрядно поднадоела, пишет «КазахЗерно.kz».

Сколько ни просите, будет меньше

– Мы стоим на пороге весенне-полевых работ, и для нас важно своевременность принятия всех решений, – говорит Светлана Михайленко. – Но Проект Правил по субсидированию для обсуждения до нас дошли буквально «вчера», а уже «завтра» мы должны дать ответ. И в первую очередь мы видим принцип «уменьшения процентов при увеличении стоимости». 

Мы неоднократно говорили и заостряли внимание на следующих моментах. О том, что стоимость техники растет потрясающими темпами. Взять те же кировцы: рост в цене 212% за два года. За таким ростом не успеет никакое сельское хозяйство. Помимо техники в прошлом году колоссальный рост зафиксирован на минеральные удобрения. Нам постоянно говорят, что мы должны заниматься удобрением и улучшением почвы. В этом есть и наша заинтересованность. В этом году мы видим, что компании-производители удобрений тоже хитрят со стоимостью. То же самое и с гербицидами. Во время пандемии как подняли цены на них на 40%, до сих пор забыли откорректировать. 

Запросы бизнеса не учитываются. Мы уже год занимаемся этими Правилами, чего-то обсуждаем, но из кабинетов Минсельхоза выходит виднее, как нам работать в поле.

Но сейчас нас больше всего беспокоит получение инвестсубсидий, получение субсидий по семенам. При этом нас сельхозтоваропроизводителей удивляет работа цифровой платформы. То, что как говорится в открытых источниках, что это пилотный проект, апробированный. Только почему он не работает? Почему мы не можем в него попасть? Мы много раз говорили: оставьте Колдау, пока данная программа войдет в нужный ритм. Нас не услышали. В итоге все страдают.

Сельхозтоваропроизводители до сих пор не могут понять, с какой платформой работать. В кулуарах различных совещаний ходят слухи, что якобы Колдау вернут.

Ложка дорога к обеду. Есть много примеров, когда хозяйства не смогли себе вернуть субсидии по семенам. В чем причина? С момента выписки счет-фактуры о получении семян у сельхозтоваропроизводителя есть возможность ровно год получить поддержку от государства. Те хорошие хозяева, которые загодя взяли семена с субсидиями пролетели. Минсельхоз на все запросы не отвечает.

– У нас должна быть четкая программа на семь лет вперед, а не то, что сегодня, когда мы не знаем что будет завтра, – говорит Светлана Михайленко. – Мы, сельхозтоваропроизводители, зависим от всех изменений: климатических, геополитических, логистических. Те же трейдеры нам рассказывают про простои вагонов, про нехватку парка. Мы собираем все легенды, знаем все, что происходит в мире, потому что все это отражается на цене нашего труда.

Три года засухи легло бременем на нас. Мы же до сих пор те затраты пытаемся покрыть. А с таким отношением у многих уже рождается неверие к поддержке государства. Она вроде б есть, но она несвоевременна. 

– С удобрениями и ценами на них действительно ситуация непонятная. Возникают и вопросы по поставкам, и по субсидиям на них, – говорит член совета по АПК Марат Ахметов. – Что касается семян по гибридам подсолнечника и рапса. По прогнозам по Республике площадь подсолнечника дойдет до трех миллионов га в связи с тем, что мягкая пшеница в цене превратилась ни во что. Но если мы раньше по гибридам получали субсидии в размере 50% стоимости за минусом НДС, то сегодня на подсолнечник дают 18 тысяч тенге субсидий на посевную единицу, которая сегодня в среднем стоит 90 тысяч тенге. По рапсу – 8 тысяч тенге на посевную единицу, которая стоит примерно 80 тысяч тенге. С подсолнечником, конечно, помогает еще местный бюджет. Но даже при такой поддержке мы не выходим на тот уровень помощи, которую раньше получали.

Пишите письма

Денег дают меньше, но и их нет

Директор Ассоциации товаропроизводителей Костанайской области Владимир Дранчук говорит:

– На сегодняшний день перед костанайскими сельхозтоваропроизводителями задолженность по субсидиям по всем программам составляет порядка 14 миллиардов тенге. Мы обращались во все инстанции, в том числе и к премьер-министру Смаилову. Нам обещали, что в декабре будет перераспределение средств, и деньги на выплаты найдут. Но ничего по сей день мы не увидели. Наоборот, задолженность еще выросла. А с учетом того, что многие в течение двух лет не могут получить инвестсубсидии, по семенам – год, по гербицидам, получается вся эта программа вместе со встречными обязательствами, повышением производительности труда просто не будет работать. Надо уже выходить к Президенту с нашими проблемами. Только он, получается, может их решить.

Слова сельхозтоваропроизводителей подтверждает и руководитель отдела экономики и развития АПК ГУ «Управление сельского хозяйства и земельных отношений акимата Костанайской области Аслан Досмагамбетов:

– По всем проблемам с субсидиями наши письма в Минсельхоз остаются фактически без ответа. Это касается и цифровых программ. Какова ситуация на сегодняшний день? Без строительно-монтажных работ поступило уже заявок почти на 9,5 миллиардов тенге с грехом пополам через новую систему. Что касается бюджета возмещения, почти на 13,5 миллиарда тенге Министерство утвердило его. То есть на первый взгляд бюджет покрывает поданные заявки. Но есть еще строительно-монтажные работы крупных инвестпроектов – там миллиарды тенге, и мы их дополнительно будем запрашивать.

Но тут другая проблема и мы не раз ее озвучивали. Сегодня реализацией данной программы в области фактически занимается два человека: я, как руководитель отдела, и мой сотрудник. Прибавьте к этому еще и то, что новая программа работает ни шатко ни валко, скорость обработки заявок – черепашья. То есть возникает вопрос освоения этих средств.

Эту проблему предлагалось решить разными способами, в том числе путем привлечения дополнительных человеческих ресурсов. Но тут встает юридическая сторона вопроса. Каждый документ подписывается индивидуальной ЭЦП. И несется индивидуальная ответственность за любые действия под каждой из заявок. Не буду скрывать: на сегодняшний день по результатам моей деятельности в рамках реализации программы господдержки на меня заведено два уголовных дела. Меня это тоже шокирует. Все касается обыкновенного человеческого фактора: где-то чего-то не увидел. Два человека обработали за два года 5 тысяч заявок. Может нормальный человек выдержать такой темп объем работы под угрозой уголовной ответственности? Кто готов пойти на такую работу?

Мы провели анализ с тем, чтобы отдать эти полномочия районным отделам сельского хозяйства. Самый большой объем заявок на субсидии поступает из Карасуского района. Там нами было одобрено 357 заявок из поступивших 700-800. Но и это предложение не получило одобрения.

Для чего принимаются программы?

Денег дают меньше, но и их нет
sev

Что касается проекта новых правил. Чиновники сами признаются, что в последнее время все проекты из Минсельхоза поступают «очень хитро». Если раньше они поступали официальным письмом, давали сроки на рассмотрение, потом они выносились на общее обсуждение, принимались какие-то объективные решения, то сейчас согласование идет посредством «электронного государства». И если каким-то образом в течение пяти дней не ответил на присланное письмо, проект считается автоматически согласованным.

– Я понимаю, что дорога ложка к обеду и аграриям деньги нужны здесь и сейчас, но кроме моего понимания у нас есть нормативно-правовые акты, которые мы обязаны соблюдать, – говорит Аслан Досмагамбетов. – Что касается самих Правил, я читаю их как сторона проверяющая. Я знаю, какие паспорта у нас работают, какие нет. Например, производство сахара нас не касается, впервые за три года поступила заявка по рыбоводству. Читая изменения в Правилах, начинаю понимать, что то, чем нас пугали – снижением процентов возмещения, осуществляется. Причем идут к этому четко и уверенно. Пусть вас не обманывает то, что цены повысились. Возьмем, к примеру, колесный трактор мощностью до 60 л. с. Раньше максимальная стоимость равнялась на него 4 млн. 200 тысячам тенге, сумма субсидий – 1 млн 50 тысяч. Сегодня трактор стоит 6 млн. 700 тысяч, субсидии – 1 миллион 5 тысяч. 

Чиновники от Управления сельского хозяйства области говорят, что в Правилах субсидирования есть паспорта программы, заведомо неисполнимые. В свое время область споткнулась на колодцах и солнечных батареях. И есть ощущение, что подобное произойдет и с принятием новой программы, если не будут учтены мнения субъектов бизнеса и специалистов.

– Мое мнение – Закон должен улучшать ситуацию, программы, – говорит Аслан Досмагамбетов. – Сегодня крестьянин, купив простую сеялку, собирает огромный пакет документов, чтобы получить субсидии. Потом этот пакет идет к проверяющему, тот его контролирует. Проверка самой простой заявки занимает минимум один час времени. То есть один человек в рабочий день может обработать 8 заявок.

А время идет

Главная беда – два министерства не могут между собой договориться. Отраслевое министерство владеет ситуацией, но министерство цифровизации ситуацией на земле не владеет, там сидят программисты. Из-за отсутствия тесного взаимодействия и возникает большинство проблем с подачей и обработкой заявок.

Сегодня на дворе уже март. И риск неосвоения средств, несмотря на надвигающиеся весенне-полевые работы, уже есть. Просто из-за того, что электронная платформа по субсидированию попросту не функционирует. 

– Мы расстроены, – говорит Михайленко. – По факту получается, что все наши письма и предложения никакого воздействия не имеют. Массу времени мы потратили на всевозможные обсуждения, письма и в итоге до сих пор не знаем, по каким Правилам будем работать.

Костанайские сельхозтоваропроизводители намерены требовать исполнения обязательств по субсидированию от Президента, раз никто до сих пор не может решить их проблем. Все долги должны быть выплачены до весенне-полевых работ, чтобы не было срывов посевной. А ситуацию подобную с семенами и «просроченными» субсидиями отнести к форс-мажорным. И продлить действие положенных субсидий до полутора-двух лет. 

Только кажется удлинение сроков выплат субсидий – не решение. Субсидии должны выплачиваться вовремя. Чтобы ложка была дорога именно к обеду, а ее содержимое не съела инфляция.

Тимур Туркестанов
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля