Золотое руно на свалке: животноводы вынуждены выбрасывать шкуры КРС и МРС

Золотое руно на свалке: животноводы вынуждены выбрасывать шкуры КРС и МРС

В Жамбылской области животноводство остается одним из самых выгодных секторов аграрного сектора. Между тем, мясное скотоводство приносило бы больший доход, если бы в стране решился вопрос приемки шкур крупного и мелкого скота, передает корреспондент «КазахЗерно.kz».

В мае прошлого года в Таразе возобновилась работа некогда крупнейшего в стране кожевенного завода. По словам директора предприятия, недостатка в сырье сегодня не наблюдается. Оно и понятно – на полную мощность кожзавод пока не вышел, так как до сих пор идет наладка оборудования и котельной. 

«Шкуры к нам поступают в порядке заключенных договоров с поставщиками. Напрямую от фермеров мы сырье не закупаем. В этом вопросе имеется давно отработанная система. Также обрабатываем шкуры из старых запасов», – говорят на предприятии. 

Напомним, на днях Министерство индустрии и инфраструктурного развития подвело итоги 2022 года в отрасли легкой промышленности. Согласно им, объем производства кожаной и относящейся к ней продукции вырос на 3,7%. Всего в Казахстане на сегодня действует 10 кожевенных предприятий мощностью до 4 млн. шкур в год. 

За январь-октябрь в стране произведено 2,6 млн. крупных шкур, в том числе 1,8 млн. шкур КРС, 5,8 млн шкур МРС. При этом казахстанские предприятия переработали 465 тыс. шкур КРС (26%), производство кожи из шкур КРС увеличилось на 24% и составило 130,1 млн. квадратных дециметров. 

По данным управления сельского хозяйства акимата Жамбылской области, по декабрь 2022 года в регионе получено 848,1 тыс. шкур, в том числе, 146,1 тыс. шкур КРС, 701,9 тыс. шкур мелкого рогатого скота. 

«На сегодняшний день в Кордайском районе один из индивидуальных предпринимателей начал прием крупнозернистых шкур по 800-4 тыс. тенге. Товаропроизводителями на это предприятие сдано 16,5 тыс. шкур. Помимо этого, в регионе действует ТОО «Таразский кожевенный завод», – рассказал руководитель отдела переработки УСХ акимата области Дулат Оспанов.

Золотое руно на свалке: животноводы вынуждены выбрасывать шкуры КРС и МРС

Между тем, узнать, сколько точно шкур могло бы получить кожевенное производство региона, нам не удалось. Как отметил главный специалист отдела животноводства УСХ Сражаддин Сулейменов, учет забоя скота в головах не ведется. Статданные предоставляются только в живом либо в убойном весе. Рассчитать точное количество забитого на мясо скота невозможно. Но в любом случае это довольно большая цифра, так как потребительский спрос на мясо в регионе не снижается. 

Так куда же тогда деваются шкуры забитых бычков и баранов? По словам председателя Жуалынского районного филиала ОИП и ЮЛ «Ассоциация фермеров Казахстана» Мырзаима Тойшыбекова, сегодня животноводы в основном полученные шкуры скота выбрасывают.

«Раньше эти шкуры у фермеров принимали заготовители, которые сотрудничали с Турцией и Китаем. Одна шкура КРС тогда стоила 4 тыс. тенге, козья или овечья шкура принималась по 700-800 тенге. Но из-за пандемии коронавируса организованный прием шкур прекратился. Некоторые животноводы запасают шкуры и везут их на центральный районный рынок на продажу. Но это не решает проблему», – говорит он. 

О том, почему местные шкуры не отправляются непосредственно на ТКЗ, популярно объяснили на Таразском кожевенном заводе: 

«Мы получаем шкуры от своих заготовителей. Напрямую от фермеров шкуры к нам не поступают. Большие партии от животноводческих хозяйств получить сложно, так как даже крупные фермы ежедневно забивают до 20 голов скота, а мелкие хозяйства и вовсе – 2-3 головы. Так что возить мелкие партии им нет смысла, потому что доставка обходится дорого. Раньше, когда в городе работал мясокомбинат, было проще. Все шкуры напрямую поступали на кожзавод. Сегодня о таком и мечтать не приходится. Сейчас мы перерабатываем в основном шкуры крупного рогатого скота, но наше оборудование позволяет также брать в работу овчину и козьи шкуры. Мощность предприятия большая, хоть мы пока и не запустились полностью. Котельную еще не подключили, а без нее тоже невозможно выйти на полный производственный цикл». 

Готовая продукция предприятия поступает непосредственно на местную обувную фабрику. А там очень высокие требования к качеству кожи, так как от количества полезной площади зависит производительность и внешний вид обуви.

«Если при забое используется нож, то шкура в любом случае будет повреждена. И тогда мы получаем на выходе не совсем качественный продукт. Именно поэтому у нас и возникают проблемы с приемом шкур у фермеров. Нам нет смысла обрабатывать сильно порезанные шкуры. Химические препараты подорожали. Раньше было наоборот – шкуры дорогие, а химия дешевая, потому мы брали на переработку любое сырье. Сейчас не можем работать себе в ущерб. Вообще это не только наша проблема, все казахстанские кожкомбинаты столкнулись с ней», – говорит технолог кожзавода. 

Он также пояснил, что при забое скота животноводы стараются не портить товарный вид туши. В итоге страдает шкура, из-за чего отечественная кожевенная отрасль вынуждена сидеть на голодном пайке, довольствуясь тем, что ей досталось. А ведь помимо порезов, шкура может нести на себе шрамы, оставшиеся от укусов оводов, нападений хищников и клеймения скота.  

«Понимаете, на самом деле сегодня главная проблема – это не нехватка сырья. Когда мы выйдем на проектную мощность, то она решится сама собой. Другой вопрос – оборудование. Одна машина стоит 350 тыс. евро. В свое время я брал коммерческий кредит под большие проценты, и выплачиваю его до сих пор. Да, мы получаем некоторые дотации, но это не решает проблем. Если бы государство выделило какие-то гранты или оказывало другую поддержку, то, конечно, было бы легче. Мы бы приобрели необходимое современное оборудование, что позволило бы в разы увеличить объемы производства. К примеру, чтобы доукомплектовать наше производство, необходимо около 2 млн долларов. Многие наши машины морально устарели», – отмечают за кожзаводе. 

Получается, что кожевенные предприятия готовы работать, и уверены, что могут обеспечить кожей обувное и швейное производство. Но для этого необходимо помочь не столько с сырьем, сколько с обновлением оборудования. Тогда, возможно, наша страна сможет самостоятельно обеспечить себя качественной обувью, галантереей и одеждой из кожи. 

Ольга Миллер
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля