Подорожание пшеницы разоряет мукомолов

Подорожание пшеницы разоряет мукомолов

Подорожание пшеницы до 140 тыс. тенге/тонна сделал муку из Казахстана неконкурентоспособной на внешнем рынке. При этом, для фермеров страны рост цен выгоден, поскольку позволит хоть как-то компенсировать увеличение стоимости средств производства: удобрения, запчасти, семена и гербициды подскочили в 1,5-3 раза, пишет «КазахЗерно.kz».

Правительству Казахстана предстоит найти баланс между интересами производителей сельхозпродукции и переработчиками. Наиболее вероятный вариант – введение тех или иных ограничений на экспорт зерна либо в виде таможенных пошлин, либо в виде квотирования.

Российская пшеница – фактор стабильности

Российская пшеница с осени 2021 года стала значительно дешевле казахстанской. Для сравнения: цена в Омской, Курганской, Новосибирской областях за 3 класс составляла по 0 ставке НДС от 14 тыс. руб. до 15 тыс. руб. В тенге по курсу 5,7 цена составляла 79800-85500. С учётом доставки и оплаты НДС цена максимум выходила 102 000 тенге. В это же время казахстанская пшеница стоила 110 тыс. тенге.

И даже с учётом подорожания зерна, случившегося зимой, стоимость российской легально завезенной пшеницы не поднималась выше 112 тыс. тенге.

В это же время казахстанские и иностранные трейдеры активно вывозили казахстанскую пшеницу на экспорт в Узбекистан. Благодаря этому, она была дороже российской (не подлежащей экспорту за пределы ЕАЭС), достигнув цены 120-125 тыс. тенге/тонна.

Новость на Казах-зерно:

Учитывая такой расклад, многие казахстанские мукомолы начали искать возможности поставок зерна из России ж/д транспортом. Этот переток сдерживал рост цены на зерно и муку в Казахстане.

Однако сложившийся на рынке баланс был нарушен Постановлением Правительства РФ, в силу которого с 15 марта 2022 года был введён запрет на вывоз с/х культур в страны ЕАЭС, в том числе и зерна, до 30 июня 2022 года.

После введения запрета казахстанские мукомолы столкнулись с тем, что казахстанские фермеры на фоне ажиотажа подняли цены до 140 тыс. тенге/тонна, и планируют продавать зерно еще дороже, придерживая его до весны.

Пошлина на экспорт – ограничитель контрабанды

Мукомолы оказались в сложном положении, потому что уже сейчас мука из пшеницы, купленной по 140 тыс. тенге, не востребована на экспортном рынке – конкуренцию ей составляет более дешёвая (за счет более дешёвого сырья) российская мука. Российская мука, даже с учетом логистики до Афганистана, дешевле на $35 с тонны.

К тому же многие трейдеры пытаются завезти муку из России нелегально на внутренний рынок Казахстана, без документов и оплаты импортного НДС. Такой товар не проходит фитосанитарный контроль, что создает дополнительный риск для здоровья казахстанцев. Цены на внутреннем рынке такие: российская контрабандная мука стоит 120 тыс. тенге тонна, казахстанская – 200 тыс. тенге.

В экспортном отношении российские трейдеры и покупатели из Афганистана просчитывают логистику и заключают контракты на поставку российской муки в Афганистан, так как с учётом транзитной стоимости перевозки через три страны, стоимость российской муки дешевле казахстанской на 35 долларов за тонну!

Таким образом, российская мука вытесняет казахстанскую на экспортных рынках и ставит под сомнение перспективы всей мукомольной отрасли Казахстана.

Хотя выход есть – ввести ограничения на экспорт зерна из Казахстана, аналогичные российским. Напомним, что в РФ с июля 2021 года действует экспортная пошлина (сейчас она составляет примерно $80 на тонну), а с февраля введена еще и квота.

15 марта на заседании комиссии членов представителей ЕАЭС, российской стороной было предложено членам Таможенного Союза ввести солидарные ограничения на экспорт с/х продукции и других товаров, в том числе и на вывоз пшеницы. Взамен российская сторона готова снять ограничения на вывоз зерна в страны ЕЭАС. Данная мера позволила бы остановить перетоки беспошлинной поставки российской пшеницы через Казахстан в третьи страны, и позволить российскому сырью быть использованным внутри Казахстана для внутренней переработки и стабилизации цен на социально значимые товары.

Отсутствие денег – камень преткновения

Подорожание пшеницы разоряет мукомолов

Казахстанские фермеры относятся к предложениям ограничить экспорт зерна отрицательно. Дело в том, что при низком урожае прошлого года себестоимость пшеницы оказалась очень высокой. И сейчас только высокие цены реализации могут поддержать крестьян в период подготовки к посевной.

— Очередная тупиковая ситуация и клин между фермерами и мукомолами, — прокомментировал ситуацию Павел Лущак, директор ТОО «Найдоровское». – Когда мукомолы просят ввести экспортную пошлину, они, по сути, предлагают забрать деньги у производителей зерна и отдать им. Справедливо ли это? Пусть мукомолы посчитают, каково сейчас фермерам: по отчётам Минсельхоза, средний урожай пшеницы составил около 7 ц/га. При цене в 120 тыс. тенге/тонна, это всего 84 тыс. тенге с 1 га. При таком доходе невозможно обслуживать кредиты и лизинги, обновлять технику и вести текущую деятельность. Оговорюсь сразу, около 80% посевной площади в Казахстане отводится под пшеницу. Следовательно, около 80% фермеров, сейчас находятся в экономическом тупике. Далее новая реальность: удобрения подорожали до 250%. Например, в прошлом сезоне популярное удобрение Сульфоаммофос 20:20:14 стоил 126 тыс. тенге/тонна, сегодня – 330 тыс. тенге. Гербициды, да и вся химия, подорожали в среднем на 50%. Сельхозтехника осенью дорожала в три раза, сейчас этот процесс удорожания продолжается.

Таким образом, отмечает фермер, мукомолы уже следующей осенью могут вообще остаться без сырья, если крестьяне не смогут провести посевную. Поэтому, нужно осознание, что фермер и переработчик – это звенья одной цепи, и нельзя тащить одеяло на кого-то одного, оголяя другого. Хорошим выходом было бы создание мукомолами долгосрочного запаса зерна для стабильной работы в течение длительного времени. То же самое касается птицеводов.

— Да, у мукомолов и птицеводов также финансовые проблемы, им не хватает оборотки для закупа достаточного количества сырья, – отметил Павел Лущак. —  Мы как-то предлагали им тему финансирования под контракты. Но это не пропускает Нацбанк. Значит нужно, искать варианты, что-то придумывать со страховкой, как на Западе. Там банк финансирует под контракты до 6 месяцев. Так что, сегодня деньги – это камень преткновения. Пока в отрасль не вольют пару триллионов, толку не будет.

Серик Султанов
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля