Чиновники устроили беспредел с запретом на экспорт

Производство сельхозпродукции в Беларуси снизилось в 2018 году на 3,4%

Надежного противовеса произволу чиновников в Казахстане не существует. Такой баланс могла бы обеспечить национальная палата предпринимателей «Атамекен», если бы имела соответствующие полномочия. Однако, в настоящий момент голос НПП имеет лишь совещательный характер. То есть, предлагая ту или иную инициативу (часто бьющую по интересам бизнеса), госорганы знакомят с ней специалистов «Атамекен» и получают их рекомендации. Но при этом, учитывать их не обязаны, а могут просто игнорировать. Так, в частности, случилось с утильсбором, когда в 2019 году «Атамекен» согласился с возможностью его введения на те виды сельхозтехники, которые не производятся в Казахстане. Но Минэкологии проигнорировало это мнение, уже в 2020 году расширив список до всех видов сельхозмашин, сообщает «КазахЗерно.kz».

Пример из недавних – введение запрета на экспорт картофеля и моркови сроком на три месяца. Минсельхоз РК с бизнесом эту инициативу не обсуждал и не согласовывал, приняв решение чисто в своих интересах – чиновники перестраховались, чтобы в случае дефицита овощей весной (для которого, кстати, нет никаких оснований) им было что сказать в свое оправдание. Мнение о том, что эта мера принесет прямой ущерб фермерам, никого в МСХ РК не остановило. Хотя были и другие, более мягкие инструменты для защиты внутреннего рынка.

Тем временем чиновничий произвол уже создал проблемы для производителей сельхозпродукции и трейдеров – вагоны с картофелем застряли на границе еще до вступления приказа в силу. Это форменный беспредел.

Напомним, что согласно официально опубликованному 11 января 2022 года и зарегистрированному в Министерстве юстиции совместному приказу и. о. министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 10 января 2022 года № 5 и и. о. министра финансов Республики Казахстан от 10 января 2022 года № 21 «О введении запрета на вывоз отдельных товаров с территории Республики Казахстан», ограничения на вывоз картофеля и моркови должны вступить в силу по истечении десяти календарных дней после дня первого официального опубликования приказа, то есть 22 января 2022 года.

— Эта новость была активна распространена через средства массовой информации и дала сигнал предпринимателям, что еще есть время частично закрыть свои обязательства по поставке товаров перед зарубежными партнерами, — рассказал Ербол Есенеев, директор департамента АПК и пищевой промышленности НПП «Атамекен». — Бизнесом оплачены все транспортные услуги и получены все необходимые разрешительные документы от госорганов. Однако, 19 января, экспортеров ждал неожиданный «сюрприз» на границе от таможенной службы. Так, приграничный с Узбекистаном таможенный пост Сарыагаш, ссылаясь на письмо с Комитета государственных доходов, запретил вывоз картофеля с территории Казахстана.

Как выяснилось, 19 января 2022 года Комитет государственных доходов Министерства финансов РК разослал в территориальные подразделения письмо о согласовании с заместителем премьер-министра РК Р. В. Скляром введение запрета на вывоз с территории Республики Казахстан крупного и мелкого рогатого скота, картофеля и моркови до вступления в силу (!) нормативно правовых актов.

Чиновники устроили беспредел с запретом на экспорт

В результате десятки груженных картофелем вагонов застряли на границе. И предприниматели сейчас в патовой ситуации.

— Вообще непонятно, зачем было вводить запрет, — рассказал Канат, предприниматель из Туркестана. – Несмотря на засуху, урожай картофеля мы получили достаточный, поскольку овощи выращиваются на поливных землях, и от дефицита влаги они не страдают. Поэтому в стране есть объем как для закрытия потребности внутреннего рынка, так и для продажи нашим постоянным партнерам, прежде всего в Узбекистане. Если из-за запрета цену упадут, часть фермеров в нынешнем сезоне сажать не будут, учитывая риск того, что просто не могут продать свой урожай.

Цена реализации картофеля фермерами сейчас 130–140 тенге за килограмм. При этом себестоимость порядка 120 тенге. То есть, в настоящий момент фермеры получают минимальную рентабельность, которая позволяет хоть как-то стоять на ногах. Если цены на картофель упадут, им придется отдавать его по цене ниже себестоимости. Много ли в стране останется желающих сажать картофель в нынешнем сезоне? Скорее, фермеры перейдут на другие виды продукции, а страна столкнется с дефицитом овощей уже осенью.

— Приказ о запрете на экспорт картофеля официально был опубликован 11 января, — пояснил Канат. — То есть, в силу он должен был вступить через 10 дней, с 22 января. Мы рассчитали, что можем погрузиться и отправить груз в рамках ранее заключенного контракта до 20 января. И выполним свои обязательства. Но 19 числа нам на станции Сарыагаш отказали в пропуске на Узбекистан. Хотя по правилам, все вагоны, которые до 21 января приняты к перевозке, должны свободно уйти.

У самого Каната сейчас на станции Сарыагаш стоит 30 вагонов с картофелем. В аналогичной ситуации оказались вагоны с картофелем и многих других посевщиков. Это фермеры из Кокшетау, Павлодара, других регионов.

Никаких письменных объяснений поставщикам не предоставили, сославшись на устный приказ. Фермеры обратились в НПП «Атамекен», который пытается найти правду. А вагоны тем временам стоят на путях, принося убытки вместо прибыли.

— Получая разрешения от одних государственных органов, предприниматели не могли предположить, что получит саботаж от других чиновников, — отметил Ербол Есенеев. – И если действия госслужащих, которые выдали разрешительные документы на вывоз картофеля, вполне понятны, так как они действовали в рамках законов и до официального выхода приказа не имели права препятствовать субъектам бизнеса, то действия Комитета государственных доходов вызывают вопросы. Ведь письмо за подписью Заместителя председателя Комитета не имеет юридической силы в сравнении с зарегистрированным в Минюсте официальным приказом.

Возникает вопрос, как бизнес должен ориентироваться в этих бюрократических препонах, если ограничения могут быть введены уведомительным письмом без соблюдения правовых основ?

Вот такой пример грубого вмешательства некомпетентных чиновников в бизнес – еще одно свидетельство того, что в высоких кабинетах меньше всего волнуются о развитии АПК, раз за разом ставя производителей сельхозпродукции на грань выживания. Поэтому и необходимо сейчас, в период реформ, рассмотреть вопрос об усилении НПП «Атамекен» и придания ему больших полномочий, которые позволят ей обеспечивать надежную защиту бизнеса от вредительства чиновников.

Батыр Алекперов
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Aбай

    нефуй работать на казахской земле, не платить налоги как все, постоянно сосать длинные кредиты, постоянно получать субсидии и торговать за бугор в поисках большей наживы!!!
    верните все субсидии, откажитесь от дотации и льготных кредитов — тогда хоть в африку торгуйте совковые иждивенцы и халявщики

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля