Дефицит дизтоплива провоцирует рост цен

Казахстан: Дизтоплива - только 15% от необходимого

Когда-то мы не верили, что картофель может стоить 500 тенге за килограмм. А теперь цена 300 тенге нам кажется приемлемой, не слишком дорогой. Мясо по 5 тысяч тенге гарантировано, заявляют эксперты от сельского хозяйства. На этот раз взлет цен спровоцировало отсутствие солярки, передает «КазахЗерно.kz».

Транспорт – это связующее звено в экономике всей нашей страны, это связь с соседними государствами. Если дефицит и, как следствие, рост цен на солярку оставить на самотек, начнутся перебои буквально во всех сферах нашей жизни.

Дефицит дизтоплива и резкий скачок цен на него наблюдаются практически во всех регионах страны. На большинстве автозаправочных станций дизтопливо отпускают только по талонам. Первыми о дефиците дизельного топлива заявили водители-дальнобойщики. На многих АЗС образовались очереди из большегрузов.

«Я ранее заявлял, что все идёт к росту цен. Ну вот и начался. Солярки нет, даже если есть, то цена высока и норма отпуска лимитирована. Где-то цены сравнялись уже с российскими. Подорожание топлива спровоцирует рост цен по всем позициям, поскольку стоимость перевозок сказывается на цене всех товаров.

Мы, как международные перевозчики, интегрированы в международную систему логистики и у нас есть свои сети общения. Многие обсуждают Казахстан и дизтопливо», — прокомментировал ситуацию предприниматель, владелец группы компаний «DALA-FRUIT.KZ» Болатбек Алиев на своей странице в соцсети.

По его мнению, так как мы являемся транзитной страной для средней Азии и России, то страдают все — и наши перевозчики, и не наши тоже. К примеру, узбекские грузоперевозчики резко сократили транзит через нашу страну — почти наполовину. То же самое происходит у других соседей южнее.

«Соответственно рост цен на сельскохозяйственную продукцию ощутят и в России, и у нас. Мы тоже сократили частоту рейсов, нет или мало топлива.

Сразу же станет известна истинная цена всем сказкам на тему о том, что «мы производим сами», при этом «записывая» в свой актив часть узбекских товаров.

Это информация для размышления авторам и радетелям ОРЦ. Я вообще удивлен их оптимизму на счёт организации поставок для потребителей с использованием комплекса ОРЦ, когда из всего объема импорта и экспорта порядка 71 процента обслуживают не казахстанские перевозчики. То есть, имеющийся у нас потенциал не может обеспечить транспортировку даже половины объема своих международных перевозок, не то что планируемых ОРЦовских (спасибо стратегии МИИРу). Но это другая история.

Я по своей сути прагматик, смотрю на происходящее трезво и реально. Когда-то писал, что картошка по цене 300 тенге за килограмм — не за горами. Тогда некоторые высокие чиновники очень обиделись и начали оправдываться, что, дескать, объёмов хватит, что не допустят такого роста цен… Но в этом году уже все увидели цену даже выше чем 500 тенге за кг…» — отметил Болатбек Алиев.

Дефицит дизтоплива провоцирует рост цен

К примеру, известный овощевод из Петропавловска Андрей Стрелец, доставляя продукцию в Алматы, сообщил, что цена картофеля, как и стоимость доставки, тоже подорожала.

«Хотя до последнего мы думали, что удастся удержать ее, но солярку 300 тенге против 165 в прошлом году удержать не в наших силах. Так что доставка сейчас 1300 тенге. Солярка дорожает и это значит, что цена на сельхозпродукцию пойдёт вверх неминуемо. Те, кто принимают решения, совершают системные и грубые ошибки, разгоняя инфляцию. Бесспорен и тот факт, что мы зависим от транзита чужих товаров сельхозназначения и вся липовая статистика вылезла наружу ещё с прошлого года. Нерыночные методы стабилизации цен не работают, тут не надо быть семи пядей во лбу», — отметил он.

«Транспорт является связующим звеном всей нашей экономики и жизни в целом. Если ничего не предпринимать, то уже вскоре начнутся перебои в его работе, что отразится буквально на всем. Сначала дефицит и, как следствие, высокая цена на солярку спровоцируют перебои в работе общественного транспорта. Потом кризис накроет компании, выполняющие заказы по строительству соцобъектов, жилья и инфраструктуры, тем более конец года, кроме освоения денег, надо ещё по объемам догнать и сдать объекты, еще и холода наступят…

Конечно, акимы чуть позже начнут тянуть одеяло на себя, чтобы помочь своим подрядчикам, ограничивая поставки топлива частным перевозчикам, в том числе занятым на междугородных и международных перевозках грузов. Но тут тоже западня уготована. Такая тактика аукнется ростом цен из-за нехватки продуктов питания и товаров народного потребления. А там уже нас ждёт переход на зимнюю солярку, которая еще дороже, чем летная.

Вот такой вот прогноз.

И да, не забудьте, что обещали с 1 октября платные дороги. Шум среди частных перевозчиков уже есть, кого-то уже арестовали на днях. Кстати, что-то молчат МИИРовцы, их позиция какая-та неясная, как с ситуацией армянскими или киргизскими машинами, и хочется и колется…

В такой ситуации, напоминающей снежный ком, никому не удастся отсидеться, действуя по известному принципу: моя хата с краю. Конечно, чтобы такие моменты не наступали, надо комплексно подходить при составлении стратегии, а то оторванность отраслевых ведомств друг от друга может и не такой подарок подсунуть.

Надеюсь, правительство контролирует ситуацию и не пустит все на самотек, пойдя по пути создания «отложенного эффекта». Думаю, даже уверен, что разумное решение есть и его примут те, в чьей это власти и не испортит нам тридцатилетие независимости.

Лично я его вижу в том, чтобы раскупорить госматрезерв. Сейчас для этого подходящее время. Это снизит накал страстей и не спровоцирует сход «лавины» до конца года», — считает Болатбек Алиев.

«Ехал из Алматы в Астану на выходных, так бедные водители грузовиков умоляют заправщиков отпустить им больше чем 50 литров дизтоплива. Обратно пришли в совок», — рассказал Чингиз Даулетбаев.

Казахстанцы, высказываясь о дефиците дизтоплива, думают, а не нужен ли нашей стране четвертый нефтеперерабатывающий завод?!

«Давно пора построить несколько НПЗ, но чиновники никак не могут договориться о распиле. А можно было бы еще экспорт ГСМ наладить. Три НПЗ для 19 млн уже маловато. В нашей стране уже не надо быть экспертом, все и так понятно: если есть дефицит, то необходимо его восполнять за счет импорта, либо производства! О строительстве 4 завода говорят еще с 2003–2004 года, а воз и ныне там, тем более имеющиеся НПЗ остались с советского времени, а это +30 лет износа. Вечного двигателя не существует, нужно строить, обновлять и модернизировать», — считает Гулден Уристемова.

Ее оппонент утверждает, что экспорт невозможен и четвертый завод нашей стране до 2064 не нужен.

«Данная ситуация, согласно пословице: собака лает — караван идет! Понимающие, здравые люди пишут, что таким методом управления страной, мы приближаемся к катастрофе! А управленцы страной ведут себя так, будто их цель — уничтожить государство и народ! Всеми силами решают только свои шкурные вопросы», — отметил Газиз Житкеев.

«Ради интересов нефтяных олигархов будет страдать обычный потребитель. У знакомых стоят фуры на Российской границе, фермеры Костанайской области не могут собрать урожай. Если быстро не собрать, пшеница сгниет после дождей. И таких примеров много среди знакомых. Российское топливо дорогое, так как там дорогие акцизы, которые тратятся в основном на оборонную промышленность. Мы ничего не производим, кроме как экспорта сырья. Сверхдоход от топлива будет идти на офшорные счета наших «новых казахов». Инвестиции на строительства новых НПЗ не предусмотрено. Старые НПЗ после реконструкции в кредит, не могут обеспечить внутренний спрос из-за коррупции. Дальнобойщики планируют объявить бойкот всем АЗС. Нарушение логистики парализует всю экономику страны. Предлагаю заранее отовариться продуктами первой необходимости, чтобы пережить временный дефицит и подорожание всего, что перевозиться на солярке», — посоветовал Идрис Кабиден.

Эксперт в сельском хозяйстве Алмасбек Садырбаев спрогнозировал два варианта событий:

  1. Убьем все, что осталось от нашей экономики;
  2. Мясо по 5 тыс. тг/кг гарантировано.
Новость на Казах-зерно:

Известный казахстанский экономист Петр Своик высказал Уральской газете «Надежда» свое мнение о ситуации с дефицитом солярки. 

«Цены на бензин в Уральске сравнялись с ценами в Самаре, Саратове и другими приграничными городами России У нас с 2012 года есть общее таможенное и экономическое пространство – ЕАЭС На этом пространстве, цена любого товара должна быть, плюс-минус, одинаковая И в Уральске, и на Дальнем Востоке и в Белоруссии — все должно стоить одинаково Союз был создан для того, чтобы выравнивать благосостояние и экономику стран», — сообщил Петр Своик «Надежде».

«В России налогов на ГСМ гораздо больше и поэтому они дороже Когда российский автомобилист или тракторист заливает бак — половина стоимости бензина или солярки направляется в бюджет А у нас только четверть Поэтому рынок давит, — чтобы казахстанское стало таким же дорогим, как российское А то, что разница идет не в бюджет, а в карманы перекупщиков – это проблема и ее должно решить Правительства РК», — считает эксперт.

Со слов Своика, после модернизации всех трех крупных нефтеперерабатывающих заводов Казахстана, повысилась не только их производственная мощность, но и производительность Де-факто, сейчас казахстанские НПЗ способны полностью обеспечивать Казахстан своей продукцией.

«Но из-за разных налоговых систем в Казахстане ГСМ дешевле и есть искушение отправлять его в Россию, чтобы накрутить цену С одной стороны, нынешний кризис объективен из-за закрытия Павлодарского нефтеперерабатывающего завода, а с другой – наши вполне сознательно придерживают солярку Делают это владельцы крупных региональных нефтебаз», — говорит Своик.

Эксперт объясняет: в Казахстане на этом рынке есть посредники – частные нефтебазы Производство ГСМ дезинтегрировано – три завода не имеют своих нефтескважин, своих крупных распределительных нефтебаз и собственных сетей АЗС Именно поэтому на ситуацию влияют перекупщики – нефтебазы и АЗС, каждая из которых накручивает собственную маржу на бензин и солярку.

«Найти выход из этой ситуации может только Правительство. Оно должно держать цены на ГСМ на уровне цен других стран единого экономического пространства. Сделать это можно выровняв налоги в сфере промышленности. В противном случае, спекуляция будет продолжаться. За все это платят казахстанцы, и есть разница в том, куда пойдут деньги. В бюджет – на зарплаты нашим врачам и учителям, или в частные карманы перекупщиков», — говорит Петр Своик.

На днях в СЦК прошел брифинг на эту тему. Власти заявили, что потребление дизеля в Казахстане растёт, запасы, которые должны были образоваться за несколько месяцев, израсходованы, их осталось на 11–12 дней, заводы не справляются, ПНХЗ закрывается на ремонт, и без закупки российского топлива точно никак не обойтись. С Министерством энергетики РФ уже идут переговоры о содействии в этом вопросе. Но цена дизеля на наших заправках после закупки его у северных соседей однозначно возрастёт. Как спрогнозировали власти — до 280 тенге за литр летнего и 350 тенге за литр зимнего.

Дарья Кельм
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Илхам

    Сколько стоит заправить автомобиль в странах Центральной Азии и России?

    Сравнили цены на бензин, дизтопливо и сжиженный (углеводородный) газ. В Таджикистане заправлять и жить дороже чем во всех других стран ЦА, да и России тоже.

    Разница в стоимости топливо обусловлена, в первую очередь, налогообложением и субсидиями (Туркменистан), также цены могут разниться в зависимости от того, является ли страна производителем ГСМ или нет.

    Дефицит дизтоплива провоцирует рост цен

    Ответить
    1. Абай

      какой то херовый анализ

      Ответить
  2. Оразбек

    Магзум Мирзагалиев, министр энергетики РК: – Если говорить про объемы потребления в стране, то объемы исторически в эти месяца составляют порядка 400 тысяч тонн. Но в этом году мы зафиксировали рекордное потребление. Такого не было никогда. То есть было потреблено порядка 520-540 тысяч тонн в августе и сентябре месяцах. То есть на 100-150 тысяч тонн произошел рост. При этом ситуация с каждым днем только ухудшается. На заправках солярки по-прежнему нет или ее продают по талонам. Удивительно, но в этом году отечественные нефтезаводы произвели рекордное количество дизтоплива. Власти все это время ссылаются на резкий рост потребления и заявляют, что солярка утекает за границу в баках транзитных большегрузов. Однако судя по объемам, ее, скорее всего, вывозят из страны нелегально, несмотря на запрет. Все из-за цены, которая на порядок ниже, чем у соседей. На этом фоне стремительно стало дорожать и наше дизтопливо. Чиновники на местах должны проверить АЗС и нефтебазы на предмет ценового сговора. Это все, что правительство может сделать для потребителей. Магзум Мирзагалиев, министр энергетики РК: – Нужно сказать, что цены на дизтопливо, как и другой ГСМ, они не регулируются. Они регулируются рынком, исходя из спроса и предложения. Наше министерство к ценообразованию никакого отношения не имеет. Если вы отслеживаете, то идет рост цен на нефть. Буквально за пару дней выросло с 78 до 82 долларов. Естественно, цены на ГСМ коррелируются с ценами на нефть.

    Использование материалов сайта ktk.kz допускается при наличии гиперссылки непосредственно на Материал, которая должна быть расположена в первом или втором предложениях текста Материалов тем же шрифтом, что и основной текст.

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля