Легко ли быть ученым в аграрной науке?

Ученые выяснили, как влияет на рост культурных растений казахская национальная музыка

В сельскохозяйственной науке для получения качественного результата ученому необходимо три года. Это большой срок. 90% аспирантов и молодых ученых не доходят до защиты, хотя могут полностью провести исследования. Этому много причин. Основные их них — нехватка ресурсов, недостаток времени, низкие знания, передает «КазахЗерно.kz».

Казалось бы, государство выделяет на развитие аграрной науки значительные денежные средства, обучение студентов-аграрников происходит на высочайшем уровне, существует база, отличный преподавательский состав, зарубежные стажировки, наконец. Так почему же в нашей стране открытия и научные эксперименты не доходят до практического применения? Почему нет своего генофонда растений, достижений, которые применялись бы в поле, на ферме, в производстве?

Что касается государственной поддержки, грантовое финансирование исследовательских работ казахстанских молодых ученых выросло до 3 миллиардов тенге. В 2021 году аграрная наука в целом финансируется уже на сумму 15 миллиардов тенге. К 2025 году эффект от сельхознауки намерены увеличить до 40%, а уровень трудоустройства выпускников по сельскохозяйственным специальностям увеличится до 75%. Министерство сельского хозяйства на 2022–2026 годы планирует грантовое финансирование научных исследований, где научная группа будет состоять на 80% из молодых ученых возрастом до 35 лет.

В прошлом году президент страны выдвинул инициативу – ежегодно выделять пятьсот грантов казахстанским ученым, которые будут проводить исследования и стажировку в зарубежных научных центрах.

Касательно подготовки специалистов. К примеру, в Казахском Национальном аграрном исследовательском университете стартовали проекты «30 лучших молодых ученых», «30 научных проектов», «30 лучших стартап-проектов», прошел Форум молодых ученых. Например, цель проекта «30 лучших молодых ученых» – поддержать инновационные идеи молодых ученых, внесших значимый вклад в развитие фундаментальной и прикладной науки, помочь им реализовать научный потенциал в области развития АПК. По словам ректора университета, молодые ученые от сельского хозяйства занимают места лидеров научного потенциала страны.

«Сегодня я встретился с тридцатью лучшими молодыми учеными нашего университета. В ходе встречи ученые из различных отраслей науки, кафедр и НИИ поделились своим опытом работы и достижениями в своих сферах. Все они молодые профессионалы, выросшие в условиях независимого Казахстана, имеющие новое мышление и парадигму развития, свои достижения и успехи», — рассказал ректор университета Тлектес Есполов.

По его информации, для усиления практической подготовки квалификационных кадров в университете был создан Международный Агротехнологический хаб, в составе которого функционируют 7 научно-исследовательских институтов, 8 инновационных центров, 49 исследовательских лабораторий, 18 международных исследовательских центров. Только за последние годы Агрохаб пополнился шестью исследовательскими лабораториями и двумя инновационными центрами. На базе Агротехнологического хаба действуют более 500 стартапов по всем направлениям науки. В этой работе участвуют все кафедры университета.

Также успешно работает Международный исследовательский центр-Водный хаб, в состав которого входят: кафедра Водные ресурсы и мелиорация, 14 исследовательских лабораторий, Казахстанско-Американский исследовательский центр «Умная вода», Научно-исследовательский институт водных проблем и международного водного сотрудничества, Институт повышения квалификации специалистов водного хозяйства. Водный хаб успешно сотрудничает с 70 водными центрами дальнего и ближнего зарубежья. На его базе обучаются студенты, магистранты и докторанты из дальнего и ближнего зарубежья, проводятся научные исследования, поддерживается реальная связь с бизнесом, отметил ректор.

В 2020 году в КазНАИУ открыт институт по работе с университетом Вагенинген, где ведется подготовка по двум образовательным программам WUR «Наука о растениях и технологий», «Ветеринарно-пищевая безопасность и технологии». Осуществлятся набор по 50 студентов на каждую программу.

В прошлом году при университете продолжили работу шесть диссертационных советов по 16 специальностям докторантуры (PhD). Всего защитились 20 докторантов по всем направлениям специальностей. Ряды преподавателей на конкурсной основе пополнили 200 молодых ученых, которые успешно окончили магистратуру и докторантуру университета, а также получили образование в ведущих зарубежных странах. 65% руководителей структурных подразделений, заведующих кафедрами – это молодые ученые-преподаватели.

Легко ли быть ученым в аграрной науке?

«Мы не понаслышке знаем, что многие казахстанские аграрники рассматривают инновации как важный фактор успеха и заинтересованы в реализации инновационного потенциала нашего университета на своих участках. Поэтому мы на встрече попытались анализировать несколько ключевых вопроса: как молодые ученые используют инновации в своей научно-исследовательской работе, и какова отдача от этих новшеств. Каковы передовые методы и важнейшие факторы успеха, позволяющие добиться ощутимых результатов для науки.

К примеру, в Агротехнологическом парке учеными изучаются более 100 высокоурожайных сортов зарубежной и отечественной селекции по 15 видам сельскохозяйственных культур и отрабатываются технические возможности современных технологий. В течение 2021 года ученые университета совместно с голландскими специалистами провели 10 вебинаров для сельхозтоваропроизводителей страны по 7 направлениям садоводства.

Отметим, что за последние годы наши молодые ученые приняли участие в большом количестве исследований. Так, молодому ученому Кайсару Табынову, директору Международного центра вакцинологии при КазНАИУ и его единомышленникам удалось создать 7 вакцин для ветеринарии и 3 вакцины для медицины против таких опасных инфекций как высокопатогенный грипп птиц, грипп лошадей, бруцеллез крупного и мелкого рогатого скота, а также сезонный грипп человека. 60% этих разработок уже успешно внедрены или находятся на стадии внедрения в производство. Его исследовательской группой разрабатываются две вакцины против COVID-19, которые включены в список ВОЗ как кандидатные, а также вакцина для терапии аллергического ринита и бронхиальной астмы», — также рассказал Тлектес Есполов.

Руководитель Центра устойчивого земледелия КазНАИУ, который является самым крупным научным центром в стране, молодой специалист, почвовед, кандидат сельскохозяйственных наук Майра Кусаинова подготовила совместно с международными коллабораторами из США и Германии несколько научных заявок на различные научные конкурсы. В начале следующего месяца она собирается выехать на стажировку в США.

Только посмотрите на масштаб работы! Впечатляет! Однако почему же аграрная наука на практике остается в Казахстане малоразвитой? Почему знания науки остаются только на бумагах, а на полях и фермах практически не применяются?

Как сообщал Толеутай Рахимбеков на страницах газет, лишь 8% результатов научных работ ученых Казахстана доходит до агропромышленного производства. Остальные 92% пылятся на полках. Со всех трибун мы говорим о том, что Казахстан является лидером по производству зерна и муки, но при этом лишь порядка 30% посевных площадей засеяны сортами отечественной селекции. Почти половина произведённых отечественными садоводами яблок, арбузов, овощей гниют на полях. Аналогичная ситуация с мясом и молоком. А в это время наши прилавки забиты импортным товаром. А в отчетах наших НИИ фигурируют 500 научных разработок.

Почему? В Казахстане до сих пор отсутствует инфраструктура, которая довела бы научные достижения до производства. К тому же у нас все ещё действует схема распределения денег внутри общей суммы финансирования науки, оставшаяся со времен СССР.

Свою точку зрения на эти вопросы высказал ученый со стажем Бахытбек Амиров. По его словам, организаторы сейчас видят провалы в науке в отсутствии коммерциализации. А каковы результаты реализации тех грантовых проектов, которые были выполнены в предыдущие годы, и есть ли последовательность в отслеживании дальнейшей судьбы этих проектов?

«Сейчас на всех демонстрационных полигонах, которые стали создаваться за немалые бюджетные средства, наглядно показывают в основном технику и машины иностранного производства. И демонстрацию этой замечательной техники поручили отечественным НИИ и НИЦ, ученые-организаторы которых стараются, как можно умело и преданно презентовать продукцию иностранных разработчиков. В некотором смысле у меня возникает двоякое чувство – кому же мы служим, иностранному разработчику, демонстрируя и восхваляя их продукт, или отечественному товаропроизводителю, оказывая посредническую услугу по адаптированию этой техники к условиям нашего товаропроизводителя.

Организаторы науки в текущий момент под развитием научного прогресса понимают в основном внедрение результатов НИОКР в производство, следовательно, и провалы в науке они видят в основном в слабой коммерциализации или вовсе ее отсутствии.

В последне время в стране стали уделять особое внимание выделению грантов на коммерциализацию, или так называемых стартап проектов.

Тут возникает резонный вопрос: каковы результаты реализации тех грантовых проектов, которые были выполнены в предыдущие периоды, и есть ли последовательность в отслеживании дальнейшей судьбы этих реализованных проектов? Такая ситуация не только с технологическими разработками или техническими решениями. Аналогичная ситуация складывается и в растениеводческой и селекционно-семеноводческой науке – наш семенной рынок в основном заполнен иностранными сортами и гибридами от 70% и более. И как же должны вести себя в условиях такой тотальной зависимости от иностранного генофонда отечественные профильные НИИ, ответственные за селекцию и семеноводство тех или иных, как стратегически важных, так и малораспространенных культур?

Легко ли быть ученым в аграрной науке?
Cereals in sacks

Если наш селекционный фонд никак не может противостоять, то есть конкурировать с иностранным материалом, то о какой их коммерциализации может идти речь?» — отметил Бахытбек Амиров.

И предложил пути выхода из сложившейся ситуации:

  1. Предлагаю создать селекционно-семеноводческие центры по основным стратегически важным группам культур на базе профильных НИУ – по зерновым, кормовым, овощным и бахчевым, картофелю, техническим и масличным.
  2. Провести тщательную ревизию – инвентаризацию отечественного селекционного генофонда сельхозкультур с паспортизацией их признаков на молекулярно-геномном уровне, а сомнительный балласт должен быть обезличен – существующий генофонд должен быть подвергнут тщательной ревизии с разбором на фенотипическом — полевом и генотипическом-геномно-молекулярном уровнях на предмет их соответствия по типичности и генетической чистоты.
  3. Оснастить селекционно-семеноводческие центры малогабаритной селекционной техникой и лабораторным оборудованием последнего поколения – ПЦР и Реалтайм ПЦР машинами, секвенаторами, фитотронами с автоматическим регулированием всех ростовых режимов и т.д.
  4. Радикально пересмотреть текущие программы и рассмотреть возможность целевого финансирования специальных селекционно-семеноводческих программ выше перечисленных групп культур. Например, для овощных основной упор нужно делать на создание основ гетерозисной селекции и выведение гибридов первого поколения – сегодня все развитие страны пользуются на 80–100% только гибридами первого поколения, а тепличное овощеводство — только гибридами!
  5. Создать творческие совместные группы ученых секционеров по созданию сортов и гибридов нового поколения с приглашением иностранных ученых-специалистов с длительным сроком их пребывания на базе отечественных селекционно-семеноводческих центров. При этом одновременно организовать длительные научные стажировки наших специалистов в ведущих селекционно-семеноводческих компаниях.

«Вопрос о гибридном семеноводстве овощных культур я поднимаю с 2007 года. Сам проводил инициативные бесплатные исследования по гетерозису с 2007 года на луке, моркови, свекле, были результаты многообещающие — но не нашел поддержки. Писал и передавал в руки компетентных лиц — сенаторов, министров, вице-министров, директоров департаментов, публиковал в Казправде, Егемен Қазақстан, областных газетах, выступал в соцсетях, других СМИ — ТВ, совещаниях. Но не находил поддержки, меня, может быть, понимали, но дальше не было действий», — сообщил Амиров.

Легко ли быть ученым-аграрником и почему многие молодые люди не доходят до завершения проекта, до его защиты? Своими знаниями и опытом поделилась директор ООО «НПО «АгроБиоТехновации» Анара Сарсенова. Наука – это образ жизни, говорит она.

«Что такое наука и исследования? По сути, это определение рабочей гипотезы, отработка и ее проверка. Наука требует основательного подхода, чтобы зря не потратить время. Сначала изучаешь историю вопроса, опыт других, потом ставишь эксперимент. В сельскохозяйственной науке для получения результатов необходимо три года. Это большой срок. 90% аспирантов и молодых ученых не доходят до защиты, хотя могут полностью провести исследования. На это много причин у молодых ученых, в основном, нехватка ресурсов, времени, знаний, желания идти этим нелёгким путем.

Большую роль играет для начинающего учёного в его становлении заинтересованный руководитель, от его харизмы, знаний, компетентности зависит тема и идея, новизна и практическая значимость. Также методология.

Роль аспиранта, по моим ощущениям, как я себя помню в то время, это впитывающая губка, которая жадно впитывает все знания и информацию.

Важны также базовые знания и физические навыки, организаторские способности для выполнения полевых работ, строгое соблюдение методики проведения исследований.

Также для получения научного результата очень важна поддержка в семье. Например, я загорелась наукой в 2002 году, уже в 26 лет, было много трудностей, бытовых тоже. С маленьким ребёнком на велосипеде ездила на свой экспериментальный участок, за свой счет почти все исследования провела. Наука — это образ жизни для настоящего учёного, особое состояние духа и мозга. Истинный исследователь находит силы и средства для своей идеи, где бы он ни был. Главное хотеть. Многие сходят с дистанции. Это марафон на всю жизнь. Здесь не должно быть корысти и расчёта при выполнении исследования. Идея, конечно, должна быть актуальная, практически значимая и неизученная. Процесс исследований требует выкладки на 100%, если выдаешь 90%, результата не будет. Эти ощущения я поняла и прожила сама. Затем уже легче, главное найти такие же горящие глаза», — рассказала Анара Сарсенова.

По ее словам, сейчас многие молодые люди относятся к науке как к способу для повышения в карьере, получения учёного звания и титула. И на этом пыл заканчивается.

«Мой руководитель Ермохин Ю. И. метко подметил: ученым можешь ты не быть, а кандидатом быть обязан. Ученый — это состояние. Оно или остается, или уходит постепенно после защиты кандидатской или докторской.

Практическая значимость науки, обобщенно, это оптимизация затрат и технологий, позволяющая приносить прибыль. И не думай о науке свысока. Есть у нее свои знамения, они окупятся, конечно, но не в одно мгновение. Это, в первую очередь, оптимизация и коммерциализация. Также фундаментальные исследования дают новые витки в науке и НТР. Как, например открытие полупроводников, капельное орошение повело за собой индустрию различных жидких форм удобрений. Поэтому, желаю бизнесменам выделять средства на эксперименты в собственном производстве. Они позволяют оптимизировать затраты и принимать правильные решения в коммерциализации и технологических процессах», — считает Сарсенова.

Дарья Кельм
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Базытбек

    Дарья Кельм, спасибо, что без прикрас отражаетье всю реальность текущей ситуации в нашей науке.

    Ответить
  2. Базытбек

    Дарья Кельм, спасибо, что без прикрас отражаете всю реальность текущей ситуации в нашей науке.

    Ответить
  3. Бахытбек

    Дарья Кельм, спасибо, что без прикрас отражаете всю реальность текущей ситуации в нашей науке.

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля