В регионах Казахстана есть реальная угроза голода

В регионах Казахстана есть реальная угроза голода

За последние 10 лет цены на продукты питания выросли в 4,5 раза, а реальный доход населения — лишь на 2%. По мнению эксперта Айман Турсынкан, в Казахстане есть регионы, где существует реальная угроза голода – это Туркестанская и Атырауская области, передает «КазахЗерно.kz».

По информации экономиста, руководителя агентства EXIMAR Айман Турсынкан, анализ за 20 лет качества продуктовой корзины, доли затрат на неё казахстанцев, а также состояние торгового качественного баланса по продовольствию выявил кризис национальной безопасности.

Три факторы сделали его необратимым:

  1. Сырьевая модель АПК;
  2. Истощение ресурсов (земля, вода, экология);
  3. Угроза дестабилизации в регионе — афганский узел.

«Только за последние 10 лет цены на еду выросли в 4,5 раза, а реальные среднедушевые доходы лишь на 2%. Угроза голода реальность для Туркестанской (!), Атырауской областей. Нищета в одном регионе при низких ценах и массовые сокращения работников нефтегазового сектора вкупе с высочайшими ценами на продукты в другом, привели к доле затрат домохозяйств только на продовольствие свыше 61–65%. А это отброс в третий мир. В развитых странах при их высоких ценах затраты на питание не превышают 20% всех расходов», — отметила Турсынкан.

По ее словам, в добавлении стоимости продовольствия самая низкая рентабельность у товарного растениеводства, чуть выше у животноводства и только переработка даёт акселерацию в 3–10 раз.

«Благодаря наимудрейшей агрополитике, метавшейся от крайности к крайности все 30 лет независимости, мы упростили до примитива агроколоний весь агропром. И это привело к следующим страшным последствиям:

1) выжимая максимум с минимальными вложениями из невыгодного без пищевой индустрии сырьевого растениеводства, страна поставила под угрозу утраты 40% всех пахотных земель, уничтожила систему ирригации, подтолкнула необратимые изменения климата — ускорение повышения среднегодовой температуры именно в Казахстане втрое выше общей планетарной динамики;

2) бросив в нищету агропром, мы выжили из села народ, затянули его в города, вырастили фавелы (трущобы) с маргинализацией внутренних мигрантов и снижением покупательской способности горожан по продовольствию — региональная безграмотная политика оголила границы, перенаселенность в городах с исчерпанной ресурсной ёмкостью разрушила экосистему;

3) безудержная рибба (банки), смакуя дикие проценты на инфляции и девальвации, как прямое следствие разрушения самодостаточности экономики, проникла в 9 из 10 семей страны, превратив народ в финансовых рабов — структура расходов домохозяйств на 55% еда, 30% непродовольственные товары и услуги, 10% долговое рабство, 2,5% прямые налоги и 2,5% косвенные налоги и штрафы с физлиц. Накоплений нет. Способности тратить на не предметы первой необходимости не осталось даже у 3% вымирающего полусреднего класса», — считает эксперт.

«У нас никакой безопасности нет, ни в какой сфере жизни человека… Ни в продовольственной (никто не знает и не проверяет, из чего что делается и как делается), ни в физической, аварии автомобильные, техногенные, взрывоопасные заправки в центре жилищных массивов, ни лекарственные … В общем выживаем как можем», — считает Умит Жумагалиева.

«Печальные выводы. Других показателей в экономике, выстроенной на распределении, контроле, управлении, в основном на финансовых инструментах, работ и услуг, экспорте сырья, торговле, как правило, не бывает. Незначительные объёмы собственного производства не решают в целом не только продуктовую безопасность. Сельское хозяйство всего лишь одна из многих в нашей экономике», — считает Бакыт Муратов.

Что намерен предпринять Совет безопасности в этой ухудшающейся с каждым днем ситуации? Мы намерены следить за данной темой. Продолжение следует.

Дарья Кельм
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля