От гибридного семени…

Семена — под контроль!

Современное растениеводство невозможно вести без хорошо разработанного семеноводства. Качественные семена — одна из основных составляющих гарантированного урожая. И земледельцам, особенно агрономам, даже бригадирам, нужно вовремя разбираться: каким материалом работать, а главное – какого качества семена.

Сегодня, когда Казахстан готовится отмечать 30-летие своей независимости, логично поговорить и об истории развития семеноводства. Особенно после того, как мы его бездарно почти полностью потеряли в так называемые реформенные 90-е годы прошлого века. В наши дни уже многое исправлено, с семенами стараются работать более внимательно, но говорить, что семеноводство у нас уже на высоком уровне вряд ли кто-нибудь из специалистов рискнёт, потому что это стало бы явным преувеличением. Но вспомнить о чём-то не мешает.

В минсельхозе решили недавно напомнить, как развивалось семеноводство. При этом напоминают в материале, появившемся на сайте сельхозведомства, что в конце девяностых годов состояние отечественного семеноводства оказалось критическим. Это действительно так — больше половины площадей в те годы засевали некондиционными семенами, ничего другого попросту не было после катка так называемых реформ на селе, сообщает «КазахЗерно.kz». Была ликвидирована и сошла на нет сеть производителей семян, производство же отечественных семян высоких репродукций оказалось настолько незначительным, что что и говорить то стыдно. Из-за этого мы стали терять экспортные позиции по зерну, качество не удовлетворяло покупателей.

И только в начале двухтысячных годов опомнились, начали предпринимать какие-то меры для улучшения положения дел в семеноводстве. Тогда в качестве обеспечительной меры создали законодательную базу, регулирующую деятельность участников семенного рынка. Ну, какого рынка — так, зачатков его в некоторых каким-то образом выживших семхозах. А 8 февраля 2003 года приняли Закон Республики Казахстан «О семеноводстве». Он определил правовые, экономические и организационные основы деятельности в семеноводстве и направлен на регулирование организации и функционирования системы семеноводства и государственного контроля за производством, заготовкой, обработкой, хранением, транспортировкой, реализацией и использованием семян сельскохозяйственных растений. Прошли годы, и сейчас в Казахстане работают 216 аттестованных производителей семян.

Минсельхоз напоминает нам, что ещё, цитирую, «с 2003 года реализуется бюджетная программа по экспертизе качества семян, предназначенных для посева сельхозтоваропроизводителями. В результате доля кондиционных семян возросла с 53% в 2001 году до 100% в 2021 году, доля семян 1–2 классов — с 37% до 90%. Введено субсидирование семеноводства, это оказало стимулирующее воздействие на развитие первичного и элитного семеноводства». Ну и конечно, наладили производство семян гибридов, о последнем стоит поговорить отдельно.

В сельхозведомстве республики считают, что принятые меры позволили нарастить производство семян, превратив его в отдельную отрасль — семеноводство. По официальным данным министерства, под урожай нынешнего года произведено 121,6 тыс. тонн элитных семян, что в 2,6 раз больше по сравнению с 2001 годом (47,1 тыс. тонн). Учитывая, что главным фактором повышения качества семян отечественного производства считается техническая оснащённость, приняты меры по переоснащению материально-технической базы семеноводческих хозяйств. В 2018–2019 годах для 12 дочерних организаций Национального аграрного научно-образовательного центра (НАНОЦ) приобретено 1163 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования. Всё это на 12,2 млрд. тенге, достигли такого за счёт увеличения уставного капитала НАНОЦ.

С 2019 года в инвестиционное субсидирование включили дотирование 25% приобретения селекционно-семеноводческой техники и семяочистительно-сортировального оборудования европейских стран. А с прошлого года перечень техники расширился, благодаря включению субсидирования семяочистительно-сортировального оборудования стран СНГ и Украины. Плюс другие меры государственной поддержки растениеводства. И семеноводческие хозяйства смогли производить конкурентоспособные семена, в последние пять лет можно видеть рост обеспеченности производителей семян посевной техникой с 70 до 89,4 процента, уборочной — с 80 до 92%, семяочистительной —с 63 до 81,4 процента.

Итак, все наши успехи — это 121 тысяча тонн элитных семян, подготовленных под нынешний полеводческий сезон. Много это или мало? Судите сами, только Павлодарская область — не самая крупная по размерам растениеводства — готовила под посевную 2021 года 145,4 тысячи тонн семян различных культур. Этого, конечно, хватило на посев с лихвой, даже с учётом страхового фонда. Но много ли мы сеяли суперэлитой, элитой, или третьим четвёртым годом после элиты?

Если разобраться, то получается не совсем благолстная картина. Не случайно у нас каждый год перед весной для улучшения качественных характеристик, приходится вести семяобмен, дабы запастись на весну качественным посевным материалом. А нам только семян зерновых культур надо в общей сложности запасать под посев 94800 тонн. Есть ещё масличные, овощи и картофель. При этом нас всегда успокаивает, что успеваем обменять и докупить качественные семена в срок, тем более что под это идут государственные субсидии. И всё вроде бы в порядке, теперь ежегодно сеем только кондиционными семенами

От гибридного семени…

В принципе, у нас есть кое-какие резервы для развития семеноводства. В области работают аттестованные семхозы, способные продавать семена высоких репродукций. Среди таких хозяйств ТОО им. Абая, ТОО ОХ «Иртышское», ТОО «Галицкое», ТОО «Павлодарская СХОС», КХ «Бакауов», КХ «Тимур», КХ «Агата», КХ «Смирнов». Но все вместе они могут обеспечить в год поставку пяти или шести тысяч тонн кондиционных семян — зерновых, кормовых культур и картофеля. Заметьте, речь идёт отнюдь не об элите или оригинальных семенах, а о кондиционных. А тут есть большая разница. Итак, 5–6 тысяч своих семян имеем. А остальное? Потребности привычно закрываем импортом — кто-то приобретает российские семена, например, наши северные районы предпочитают зерновые Омской селекции. Кто-то везёт семена, например, картофеля и кукурузы, аж из Европы. Многие используют семена местной селекции, хотя оригинаторов у нас до обидного мало. При этом года полтора прошло как даже бывший Павлодарский НИИ СХ преобразовали по статусу в опытную станцию. И что, больше оригинальных сортов, суперэлиты и элиты стали предлагать после понижения статуса? Сомневаюсь.

История Красноармейской опытной станции вообще заслуживает отдельных слов, здесь ещё с советских времён шли полевые и лабораторные испытания самых разных перспективных в нашей зоне сортов зерновых и крупяных культур. Отрабатывались не только сорта, но и технологии земледелия применительно к особенностям разных районов. Тут всегда был по-настоящему крепкий костяк учёных и опытнейших работников, закладывались и выводились новые сорта. Уже в годы независимости это был Павлодарский НИИСХ, и журналисты часто вместе с учёными бывали на его опытных делянах. Сейчас это ТОО в ранге опытной станции. Не хочу ничего предварять, но понижение статуса вряд ли может привести к улучшению результатов работы. Тем не менее, всё сделано именно так, реформаторский дух в нас сидит крепко. Ещё бы и разум при этом не подводил и трезвый расчёт тоже.

Вот и получается, что возможности для внутреннего манёвра у нас не столь велики, хотя мы успокаиваем себя тем, что сеем кондиционными семенами. А какой процент из них — это гибриды, кто-нибудь подсчитывал? И вообще, есть ли у нас элитсемхозы?

Может, и есть на бумаге. Вот, например, ТОО им. Абая из Иртышского района по всем статьям может потянуть на элитсемхоз, тем более что приобрели дорогостоящее оборудование для сортировки семян по группам качества. Агрегат отбирает зерно по четырём различным фракциям и в перспективе может дать возможность выходить на рынок с элитой. Хотя это и не решит проблемы оригинаторов.

У нас вроде бы в последнее время разобрались с субсидированием семян. Они дороги, но львиную долю их стоимости возмещает государство. По-разному это происходит — кто-то платит полную стоимость и потом получает госсубсидию на закупленные семена, другие, наоборот, сразу берут справку, получает семена дешевле уже в семхозе, а семеноводческому хозяйству потом возмещают реальную стоимость семян. Сейчас в ходу оба варианта, хотя второй всё-таки предпочтительнее. Это действительно позволяет хозяйствам иметь кондиционные семена. Но какие?

По мнению начальника отдела растениеводства облсельхозуправления Есентая Базарбаевича Мурсалимова, мы, разбаловав крестьян субсидиями, стали закрывать глаза на так называемую гибридизацию семенного материала. У нас ведь субсидии на 60–70 процентов идут именно для покупки гибридов, как правило, импортного производства.

Да, гибрид даёт урожай, меньше подвержен болезням, но всё равно не всегда понятно — почему этим все довольны? Разве мало других факторов надо учитывать, когда мы ведём речь о хорошем сорте, да и семеноводстве в целом. Возможно, после того, как появилась хоть какая-то стабильность — урожаи, стабильно выделяемые средства на дотации к семенам, одобрение многих крестьян — стали забывать о некоторых вещах, известных каждому агроному. А уж тем более агроному-семеноводу, которых у нас сегодня в большинстве хозяйств попросту нет. Изжили как класс! А вместе с ними и научный подход к ведению семенного дела. В результате мы из государственной казны ежегодно и спокойно, да ещё выдавая это за некую стратегическую линию в земледелии, платим громадные деньги зарубежным импортёрам гибридных семян. Это закамуфлировано псевдонаучной и рыночной риторикой, но так оно и есть на самом деле. Давайте разберёмся.

Тут ведь как получается — мы каждый год платим одним и тем же крестьянам из одних и тех же хозяйств за покупку дорогих гибридных, а значит, как правило, импортных семян. Платим в виде довольно солидных дотаций. Адреса производства гибридов разных растений — это Россия и Европа, туда по сути дела и идут наши государственные субсидии. Тут в чём хитрость, известная только специалистам? От гибридных семян ты урожай вырастить можешь, но семян отобрать с урожая не сможешь. Потому что гибрид только год показывает свои сортовые качества. А вот если брать у оригинаторов, в том числе и местных, районированные семена суперэлиты, то можно будет потом года три собирать свои семена и не идти к государству за субсидиями. Чувствуете разницу: один раз купил — на три года, а то и на четыре, если семена калибруешь, или заплатил — и взял на один год?

Но похоже, что всех, в том числе и минсельхоз, устраивает ситуация гибридизации семенного фонда страны. А что, в самом деле — субсидии идут исправно, урожаи получаем, так зачем голову забивать какими-то там элитсемхозами? Хотя в это время мы просто кормим своими деньгами российские и западные семхозы, помогаем им развиваться и усиливаем наше отставание от них. Наше облсельхозуправление ставило вопрос в минсельхозе. Там выслушали, но и только. Похоже, и впрямь решили не заморачиваться. А крестьянину ведь хорошо: дают деньги на семена гибридов — он и берёт их. Тем более что гибриды дают-таки урожай. Но разве это государственный подход? Отмечая 30-летие страны, вспоминая трудную историю семеноводства в Казахстане, надо бы вспоминать и о государственных подходах к ведению дела.

Владимир Гегер
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля