Без силоса и сенажа никуда

Без силоса и сенажа никуда

Рассчитывать на естественный рост трав в нашей, рискованного земледелия, зоне Актюбинской области уже не приходится, озвучивает собкор «КазахЗерно.kz» мнение экспертов. Печальный опыт Мангыстауской и Кызылординской областей стал не только тревожным, но и сигналом к созданию запаса кормов. Особенно это актуально для тех, кто занимается молочным животноводством. Ведь давно известно: что у коровы на языке, то и в молоке. В помощь им и Ассоциация производителей молока и молочных продуктов Актюбинской области.

38-летний глава крестьянского хозяйства «Сыгылай» Алибек Айтбаев пока единственный в Алгинском районе сеет суданку на травяной сенаж, кукурузу на силос и ячмень на сено.

Впрочем, косить озимый ячмень на сено он решил не от хорошей жизни. По его словам, иного пути в это аномально жаркое без осадков лето у него не было. Ячмень просто-напросто не уродился, семена сафлора не взошли вообще, естественный травостой в округе села Бескопа – низкий и слабый.

— Средний балл бонитета здешних почв невысокий, всего 16. Так что результат с учетом природной эрозии и того, что земля не обрабатывалась последние 40 лет, вполне ожидаемый, — констатирует Алибек Айтбаев. – Но отрицательный результат тоже дает пищу к размышлениям. Например, о том, что милостей от природы ждать больше не стоит. Нужно брать ситуацию в свои руки и самим создавать необходимый запас кормов.

Глава КХ рассказал, что своей земли у него нет. Один гектар под пашни взял в аренду в год создания хозяйства, в 2016-м. В 2020 году — еще один, потом начали временно использовать площади частников.

Пять лет назад начал с того, что закупил на собственные средства 65 коров симментальской и черно-пестрой пород (маточное поголовье). Сейчас в КХ вместе с молодняком 240 голов КРС, из них маточных племенных — 137, дойных – 100. До осени гурты пасут в степи, зимой содержат в трех коровниках и телятнике.

Для успешной зимовки уже заготовлены 700 рулонов суданской травы, по 100 тонн силоса и сенажа. Также в меню КРС разные добавки в виде премиксов, соль, мел.

Кстати, буренки будут очень благодарны за вкусные продукты и обязательно ответят высокими надоями. В советское время силос с добавлением микродобавок был обязательным в рационе дойного стада. Постепенно к пониманию этого приходят и нынешние производители.

— В этом году хотел построить специальную траншею для силоса, но ее стоимость в 50 миллионов тенге мне пока не по карману. Но потихоньку и обязательно все планы реализую.

Для этого много работаю, когда надо скотником, дояром, механизатором, водителем, ветеринаром. После трудового дня в Интернете проясняю непонятные мне вопросы, — рассказывает фермер.

Зерно ему приходится покупать, как и шрот. К слову, с запуском в эксплуатацию маслоэкстракционного завода (АКМЭЗ) одной проблемой у молочников стало меньше.

— До этого приходилось ездить за ним в Россию или Башкирию, что было долго, дорого и неудобно. Завод на 41-м разъезде отпускает шрот только крупными партиями, — говорит глава КХ.

Алибек уделяет большое внимание заготовке кормов потому как намерен повысить потенциал своего молочного стада. Он знает: чтобы буренки давали больше молока, они должны стоять в стойле и питаться качественно и разнообразно.

— Планирую получать от пяти до шести тысяч тонн молока за 305 дней. Простым увеличением количества поголовья этот вопрос не решить. Для экономической эффективности нужно сначала подготовить инфраструктуру, чем мы сейчас и занимаемся. Процессы дойки, уборки навоза и раздачи кормов у нас автоматизированы, — говорит он. 

Фермер понимает, что собственными силами ему не обойтись, потому тщательно изучает и вникает в нюансы НПА, чтобы получить меры господдержки тоже.

Без силоса и сенажа никуда

По образованию Алибек юрист, знания очень помогают в работе. Решение начать семейный бизнес было принято отцом Сембаем Мухамедовичем, ветераном МВД, и единогласно поддержано мамой, Рахидой Сейткалиевной, работником сферы культуры, а также братьями Джамбулом и Абаем единогласно. Доверие родителей Алибек, как показало, время оправдывает.

— Я не прошу денег, хочу, чтобы профинансировали в виде кредитов (не безвозмездно) мое развитие в одном из приоритетных секторов экономики. Но у банков процентные ставки такие бешенные, что они напрочь отбивают стремление заниматься чем-либо вообще, — подчеркивает глава КХ.

Другое дело меры господдержки. Лично мне помогла ДКБ-2020: в ее рамках смог закупить первых коров. Государство помогло нам, производителям молока, и тем, что выделило субсидии на удешевление кормов для маточного поголовья. Поддержка может быть не такая ощутимая, но своевременная и важная. В прошлом году дотации не выделяли и, скажем так, было нелегко.

Сейчас мы трудимся на технике, уже бывшей в употреблении, так что теперь знаю точно и всем советую брать сразу новую современную.

Без силоса и сенажа никуда

Как бы выручила нас в этот засушливый год оросительная техника барабанного типа. Можно было бы заказать ее в Алматы. Однако свободных 1,6 млн. тенге на ее приобретение нет, а те, что есть уходят на запчасти, ремонт и аренду. От мощности и возможностей машинно-тракторного парка зависит половина успеха.

Как и от кадров, убежден он. Сегодня в хозяйстве вместе с Алибеком работают 10 человек – три доярки, тракторист, три скотника и водитель-экспедитор. В основном — это жители села Бескопа, что в километре от фермы.

Оттуда к ферме протянули газо— водопровод, электролинию, территория огорожена и заасфальтирована.

Для решения кадрового вопроса в рамках дуального обучения КХ два года сотрудничало с сельхозколледжем. Для двух будущих зоотехников-стажеров были созданы все условия – от проживания до начисления зарплаты. Но после окончания ссуза в «Сыгылай» они не вернулись.

— Надо было уже давно решать целый комплекс проблем в помощь нам, производителям молока, и сейчас не поздно. Рядом работают такие же, животноводы, как я, но принципиальная разница в том, что у меня молочное направление.

Производство молока – процесс, требующий совсем другой экономики и объемов финансирования, так как оно более затратное и трудоемкое. К примеру, ежемесячный фонд зарплаты у меня намного больше, — отмечает фермер.

Изменения, по словам Алибека, уже есть. Литр молока высшего сорта завод ТОО «Айс» принимает по 170 тенге, в 2020-м – по 120, еще раньше – по 90.

— Это тоже своего рода помощь, но можно было бы, к примеру, предусмотреть дотации при строительстве траншей для закладки силоса, — считает фермер.

Заместитель председателя Ассоциации производителей молока и молочных продуктов Актюбинской области Сагынгазы Курманалин согласен с мнением коллеги по цеху.

Кстати, сегодня в Ассоциации уже 15 членов, в том числе такие крупные как ТОО «Агрофирма Тау» (Хромтауский район), «Айс+» (Актобе), КХ «Есбол, комбикормовый завод ТОО «Милкер» (Мартукский район), два гормолзавода и другие МТФ. Желающих объединиться много.

Без силоса и сенажа никуда

— Согласно Правил субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом АПК при инвестиционных вложениях, местная исполнительная власть может увеличить норматив субсидирования до 40 процентов в рамках создания и расширения объектов для выращивания КРС молочного направления, — акцентирует Сагынгазы Курманалин. – Ведь молочное животноводство будет эффективно только при одном условии – при наличии (создании) инфраструктуры и запаса кормов.

В нашем регионе свыше 20-ти молочно-товарных ферм, где содержится более 50 голов КРС. В рамках Правил фермерам возмещают 30 тысяч тенге в месяц.

Мы предлагаем увеличить размер субсидий до 60 тысяч тенге, так как при производстве того же силоса нужно обрабатывать почву, подготавливать пары, очищать от сорняков залежные земли и орошать их, приобретать консерванты для силоса и сенажа.

Также, по нашему глубокому убеждению, необходимы заготовительные хозяйства, которые выращивали бы сочные и грубые корма. На основании реальных потребностей они могли бы планировать площади посевов по культурам.

Все эти и другие меры вкупе призваны повысить удои в разы. Убедиться в этом можно на примере наших крупных ферм – ТОО «Айс» и КХ «Есбол», где содержится от 600 голов КРС.

Если эти меры защиты местных производителей не предпринять сейчас, завтра, учитывая близость России, наши рынки и прилавки торговых сетей будут заполнены лишь одной продукцией РФ, Беларуси и Украины. Впрочем, она уже присутствует, и ее стоимость намного доступнее местной. Налицо демпинг иностранных производителей, хотя качество их молока, молочных и кисломолочных продуктов оставляет желать много лучшего.

Печальный опыт животноводов Мангыстауской и Кызылординской областей – это тревожный сигнал для всех без исключения животноводов. К сожалению, многие из них до сих пор не осознают всю серьезность ситуации и не готовы обеспечивать себя кормами.

Поэтому мы вместе с представителями управления сельского хозяйства Актюбинской области и РПП «Атамекен» изложили свое видение по решению ключевых моментов и предложения заместителю акима области, курирующему сферу АПК.

Жаксыгали Иманкулов поручил УСХ совместно с нами разработать региональную программу поддержки развития молочной отрасли. Надеемся на поддержку акимата области и на то, что в ней будут учтены рекомендации и замечания наших производителей. Задачи есть, они четко обозначены, и мы готовы конструктивно решать поставленные задачи с местной исполнительной властью.

Ляззат Егибаева
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля