Лесной резерв

В Китае создадут Национальный парк тропических лесов

Лесное дело никак не назовёшь одним из основных занятий павлодарцев, однако именно на территории Пвавлодарской области тянутся реликтовые ленточные сосновые боры. И у тех, кто причастен к охране и возобновлению лесных богатств работы не убавляется, пишет собкор «КазахЗерно.kz».

Сейчас площадь государственного лесного фонда Павлодарской области насчитывает 478,7 тысячи гектаров, правда, только 267,5 тысячи га действительно покрыты лесными культурами. И если не ограничивать лесной фонд области только ленточным бором, а учесть пойменные леса и берёзовые колки на севере области, то лесокультуры представлены у нас сосной и берёзой, в пойме стоят другие лиственные деревья – семейства ив, боярка, осина, серебристый тополь, тал, шиповник, ягодники ежевики, есть разные кустарники. И примерно год назад, аккурат осенью, павлодарские в очередной раз озаботились повышением «лесистости» области, которая, несмотря ни на что, очень низка в наших степных краях. Как водится в таких случаях, в кабинетах разработали впечатляющие планы, которые своим гигантизмом породили и некоторые сомнения в их реальности. Тем не менее, процесс пошёл…

 Тут, естественно, надо надеяться, прежде всего, на работников леса, у которых святая обязанность разводить и охранять леса. Но нужны и ресурсы. А тут ещё второй год подряд ковид мешает работать, правда, в меньшей степени, чем в городах, на чистом лесном воздухе болезнь не сильно злобствует. И в сентябре, в День работников леса, руководство шалдайского резервата, как и баянаульского, северных лесничеств, наверное, будут чествовать лучших работников, они этого заслуживают. Тем более, что все лесничества, входящие в резерват, или работающие в государственных лесных структурах в других районах области объединяет одно большое дело. Кто ещё займётся воспроизводством и охраной лесных богатств, растительного или животного мира не очень богатой лесами Павлодарской области.

Многие годы, ещё с той поры, когда в советское время работали мехлесхозы, лесники, работники службы охраны леса и пожарных станций, все живущие на территории шалдайских ленточных боров, занимаются сохранением и приумножением лесных богатств. А, как ни крути, шалдайские лесоводы отметят уже своё 74-летие. Семь с лишним десятков лет назад был учреждён Чалдайский мехлесхоз. Он считался многие годы лучшим предприятием лесного хозяйства в Казахстане, особенно в 80-е годы прошлого века, когда лесхоз возглавлял знаменитый на всю область и республику Каримжан Мухаметжанович Апсаликов.

Конечно, по давней и нехорошей традиции лесная деятельность оплачивается плохо, в лесных предприятиях не найти высоко оплачиваемых должностей, работа ещё со времён Петра-1 мало денежная. И в то же время работать в лесу, любить и лелеять его способен не каждый. Такое отношение воспитывается с рождения и воспринимается раз и навсегда. А в целом, у нас, в стране с низкой культурой отношения к лесу, далеко не все и не всегда бережно и с любовью относятся к лесным богатствам. Не случайно, уже в наши времена, после обретения Казахстаном независимости чалдайский лес, был чуть не уничтожен пожарами, как говорили искусственными, и криминальными рубками, плохо боролись с вредителями и болезнями.. И только годами позднее, когда лесу был нанесён фактически невосстановимый ущерб, у властей дошли руки до того, чтобы начинать останавливать криминал в лесу. Работу тогда организовали в сотрудничестве с правоохранительными органами и местными жителями, целью ставили прекращение браконьерской вырубки, минимизацию других факторов, вредящих реликтовым ленточным борам.

И были годы, когда у нас в открытую профессионалы стали говорить о том, что скоро чалдайские боры вообще могут потерять способность к воспроизводству. Учёные прекрасно знают, чем это грозит нашим краям. Сам слышал от учёных местной опытной научной станции, что ленточные боры в нашей области выступают надёжным барьером, сдерживающим наступление песков. Ведь под тонким слоем иголок и лесного гумуса, стоит ковырнуть носком ботинка, увидишь именно песок. Не будь леса, ветра, которые в нашей области дуют круглый год, уже давно бы ускорили наступление песков на степную зону области. Это не научное преувеличение, такой сценарий событий предсказывают научные расчёты, павлодарщину и впрямь может засыпать песком, если не сохраним данный нам богом реликтовый бор. Об этом говорят и известные истории и науке факты — под всеми пустынями Африки и Азии находятся плодороднейшие почвы, но они в свое время, из-за природных катаклизмов, оказались покрыты песчаными барханами. Пустыни, пески и сейчас наступают во всём мире, сокращая площадь земель сельскохозяйственного назначения в мире.

А мы в Казахстане слишком обделены лесными богатствами, вот и в Павлодарской области леса покрывают совсем небольшую площадь. Только около четырёх-пяти процентов территории. Примерно в общеказахстанском соотношении, аи в эту логику ложится как перспективный — создание рукотворных лесов вокруг столицы. Нечто подобное, судя по всему, сейчас задумали в павлодарской области, только ресурсы для этого найти не так-то просто. Хотя, если лесов не дала природа, нам надо самим позаботиться об их создании.

Лесной резерв

В Павлодарской области все леса и примыкающие к ним территории входят в особо охраняемые природные территории, где промышленная рубка строго запрещена. Более того, в чалдайских борах запрещены вообще любые рубки, даже рубки ухода, что не очень хорошо влияет на сохранение посадок леса, допустим, 30-летней давности.. Когда исчез во время реформ в стране мехлесхоз, на его месте создали природный резерват «Ертыс Орманы» площадью 280 тысяч гектаров, произошло это уже в 2003 году. Основная задача резервата: восстановление уникальных ленточных боров Прииртышья. Разрабатывать в лесу сегодня можно только горельники прошлых лет, с последующей высадкой на их территории свежих саженцев из питомников.

Разным мне помнится чалдайский ленточный бор, аналог которого есть только в Канаде. Приходилось писать про судьбу бора, начиная с 1980-х годов, когда, вопреки протестам лесовиков, шли промышленные рубки главного пользования, до 120 тысяч кубометров в год. Писал про лес и в лихие 90-е, когда хозяйничали в лесу все, кому не лень, целые организованные банды появились. А государство на это до поры, до времени смотрело сквозь пальцы, скорее всего, не будучи способным противостоять криминалу в лесу. Шло откровенное и бесстыдное воровство и в двухтысячных годах, но здесь уже государство вмешалось свой возросшей мощью. Ситуация изменилась в корне, хотя рецидивы случаются. Но, слава Богу, удаётся избегать крупных пожаров, даже в нынешнем году, когда лето выдалось чрезвычайно жарким, удалось пережить пожароопасный период без серьёзных потерь. А в это время в России полыхает тайга почти всё лето. Павлодарцы сумели остановить крупные браконьерские рубки, и сейчас любая хозяйственная деятельность в резервате запрещена.

Можно говорить, что сегодня жизнь резервата вошла в предназначенное ей деловое русло. Это масса положенных технологических мероприятий, направленных на сохранение животного мира охраняемых территорий. Даже травоядных диких животных, которых не так уж и много, зимой подкармливают каждой зимой. Хотя основная задача — охрана, сохранение и преумножение лесных богатств. Постоянно ведётся патрулирование с целью охраны леса и животного мира.

В последние годы резерват пытается развивать туристическое направление, хотя работа ограничивается введёнными карантинными мерами. Сильно не развернёшься. А по большому счёту проблем у резервата, как всегда, предостаточно, приходится их решать изо дня в день. Тем более, повторим, в области власти задумали заняться лесистостью. За десятилетку в Павлодарском Прииртышье чиновники рассчитывают резко улучшить, а главное – расширить имеющийся в регионе лесной фонд. Он пока невелик, всего около 3–4 процентов занимают в области хвойные и лиственные леса, лесопосадки, за которыми, кстати, не следят.

Теперь, взяв ориентиром 2030 год, создали планы масштабной высадки новых лесов – на проплешинах в бору и по его периметру. Предстоит, кроме всего прочего, провести инвентаризацию, создать внятную картину имеющихся лесонасаждений и рассчитать планы по их расширению на длительную перспективу. Пока же площадь лесов по отношению к общей площади земель области остаётся около трёх процентов, для увеличения лесистости написан для начала подробный план ускоренного воспроизводства лесов и лесоразведения. Судя по этому плану, в 2030 году заживём! Пока же планируется посадка саженцев деревьев и кустарников на тысячах гектаров, на землях государственного лесного фонда, есть планы засадить несколько тысяч гектаров зелёных зон в населённых пунктах.

Область. По мнению авторов программы, имеет весомый потенциал для разведения лесов. У нас до 28 тысяч гектаров насаждений, которые не входят в состав государственного лесного фонда, надо их законно оформлять и приступать к охране и обслуживанию. Уже резко возрастёт показатель. Можно и деревья выращивать. Здесь два пути: посадка в лесу и вокруг него силами государственных лесоводческих структур, и создание «зелёных» поясов вокруг «грязных» промышленных предприятий и населённых пунктов. Если первая задача возлагается на плечи работников лесного хозяйства, то вторая выглядит пока как мероприятие для галочки. Из года в год у нас гибнут без полива тысячи уже саженцев, потому что, как ни странно, полив не предусмотрели. А как без него вырастить дерево, судя по всему, никто и думал, важно галочку поставить. Это, скорее всего, следствие плохих тендеров по проведению посадочных работ, они не привязаны к дальнейшему уходу за высаженными культурами. Ну и не проявляют энтузиазма в посадке зелёных барьерных зон крупные промышленные предприятия области, которые вообще-то по закону обязаны садить деревья в селитебной зоне городов и при создании «зелёных» зон. Но вместо этого просто загрязняют атмосферу, за редким исключением. У нас в индустриальной области много заводов с вредными выбросами и маловато зелени вокруг них. И это тоже факт. Дело дошло до того, что о важности экологических проблем в Павлодарской области говорил во время своего приезда в Павлодар президент страны Касым-Жомарт Токаев.

В Павлодарской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира считают, что за последние годы в лесничествах в общей сложности разместили саженцы почти на полутора десятках тысяч гектаров. Приживаемость саженцев 68 процентов и это довольно неплохой показатель. Их приживаемость, в общем-то, неплохая — до 68 процентов. Потому что лесники имеют представление о том, где, в какие сроки и как размещать качественные саженцы лесных культур. Потому и приживаемость плановая обеспечивается. Сами готовят на собственных питомниках саженцы, тем более что в Павлодарской области в работе три местных лесопитомника, их общая площадь 60 гектаров. Два питомника – один старый и второй гораздо новее — выращивают посевной материал в резервате «Ертыс Орманы», третий, меньший по размерам расположен в Баянаульском национальном природном парке. Каждый год питомники дают на посадку около 25 миллионов саженцев, выращенных здесь из собственных семян, которые заготавливаются в лесу после сбора шишек. Другое дело, когда к лесоразведению под нажимом сверху начинают заниматься те, кто имеет смутное представление о том. как вырастить дерево. И тут надо придумывать характерные для города методы работы. Наверное, хорошо, что у нас в области теперь написана «Дорожная карта» перевода земель, покрытых лесом, из других категорий в земли государственного лесного фонда. Ну, а под государевым оком и работается по-другому…

Владимир Гегер
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля