Хлебное место для экс-министра Омарова

Действия Продкорпорации парализовали рынок зерна в Казахстане

Любят у нас бывшие главы МСХ РК готовить себе «золотые парашюты», еще находясь при должности. Так, Асылжан Мамытбеков создал Мясной союз Казахстана, который возглавил после того, как в 2016 покинул пост министра. И вот, новый пример – потеряв должность министра после критики президента Токаева, Сапархан Омаров был избран председателем правления Продкорпорации, сообщает «КазахЗерно.kz». Той самой структуры которая ровно год назад, в июне 2020 года претерпела реорганизацию: 100% акций АО «НК «Продкорпорация» были переданы из идущего ко дну холдинга «КазАгро» в республиканскую собственность. Право владения и пользования пакетом акций закреплены за министерством сельского хозяйства РК.

Золотой парашют

История взаимоотношений Сапархана Омарова и Продкорпорации очень длительная. Пришел он туда в 1996 году, тогда как сама Продкрорпорация была создана в 1995 с целью «закупа зерна в государственные ресурсы и выработки новых кредитных и платежных механизмов в агропромышленном комплексе».

Набравшись опыта, в 2001 году Сапархан Омаров стал директором департамента, а потом и управляющим директором Продкорпорации. В 2006 – 2007 годах был ее вице-президентом, после чего ушел на госслужбу – в Управление делами Президента РК, Администрацию Президента РК и так далее, пока не возглавил Минсельхоз РК в 2019 году.

Как раз в тот период над холдингом «КазАгро» (в который входила Продкорпорация) сгустились тучи: президент Токаев выступил с критикой менеджмента холдинга, назвав его «примером абсолютно неумелого руководства».

Глава государства поручил провести аудит гиганта, погрязшего в долгах. Его результаты оказались шокирующими – 400 млрд тенге убытков за 10 лет существования (только за 2018 -120 млрд тенге) и совсем небольшой процент работающих проектов, профинансированных государством.

При этом, себя менеджеры ничем не ограничивали, раздувая штаты и назначая огромные зарплаты.

Остановимся на «Продкорпорации»: в 2018 году численность сотрудников составила 690, среднемесячная заработная плата составила 201,0 тыс. тенге. Годовой фонд оплаты труда – почти 2 млрд тенге.

Весь штат «КазАгро» составил 2163 человек, а его содержание обошлось государству только по зарплатам в 10,6 млрд тенге!

Но вернемся к аудиторской проверке холдинга «КазАгро», обратив внимание на то, что ревизоры накопали в отношении «Продкорпорации».

Аудиторский отчет в отношении «Продкорпорации» был опубликован 24 мая 2019 года. Он охватывал период 2017–2018 годов, но также содержал и данные о более ранних проверках, в том числе и того периода, когда там работал Сапархан Омаров.

Чем же отличилась Продкорпорация? Ничем иным, как нарушениями Закона РК «О зерне». Нарушения исчислялись суммами в десятки миллиардов тенге!

Первый аудит

Итак, аудит 2015–2016 годов показал следующее:

«По результатам аудита установлены нарушения Закона Республики Казахстан «О зерне» от 19 января 2001 года №143. Так, чистый доход в сумме 5 млрд 868,9 млн. тенге, полученный в 2007–2014 годах от реализации государственных ресурсов зерна, учитывался в составе нераспределенной прибыли АО «НК «Продкорпорация». Денежный резерв в сумме 5 млрд 868,9 млн. тенге и 679 383 тонны государственных ресурсов зерна учетной стоимостью 21 млрд 339,0 млн. тенге, находящиеся в распоряжении АО «НК «Продкорпорация», государству не возвращены»…

Только задумайтесь, какая гениальная схема – оперировать государственными средствами, покупая зерно у производителей, продавать его дороже, чем приобрели – а прибыль оставлять себе! Видимо, президент Токаев был не совмсем прав, когда называл действтия менеджмента «неумелыми»! Как раз наоборот, действовали они очень умело, но не винтересах государства, а своих собственных.

Читаем аудиторский отчет далее: 

«Завышение АО «НК «Продкорпорация» потребности в заемных средствах на 2014 и 2015 годы привело к неосвоению средств в сумме 1 млрд 642,9 млн. тенге. Необеспеченность гарантий СПК, повлекла рост задолженности по договорам форвардного закупа зерна на 21,5% или до 3 млрд 727,1 млн тенге по итогам 2015 года».

А вот тут уже и пример неумелого руководства, о которм говорил президент Токаев. Далее следует прямой криминал – исчезновение с элеваторов зерна, по факту чего материалы были переданы в Генеральную прокуратуру:

«Вследствие отсутствия надлежащего контроля за сохранностью государственных ресурсов зерна, нарушены условия хранения 1 688 тонн пшеницы на сумму 101,3 млн. тенге. На восьми элеваторах отсутствовали переданные АО «НК «Продкорпорация» на хранение 13 772 тонны пшеницы 3 класса в сумме 826,3 млн тенге. Материалы по данным фактам переданы в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан для принятия процессуальных мер».

По итогам этого аудита объекту аудита направлено предписание по рассмотрению ответственности должностных лиц холдинга и дочерних компаний, допустивших нарушения бюджетного и иного законодательства. Также предписано обеспечить взыскание задолженности, штрафных санкций и восстановлению расходов на общую сумму 18 млрд 719,0 млн тенге.

Хлебное место для экс-министра Омарова

Второй аудит

Следующий аудит в «Продкорпорации» был проведен в мае-июне 2017 года. Он охватил период 2016–2017 годов. Установлены процедурные нарушения на общую сумму 20 млрд 183 млн 530,0 тыс. тенге!

В частности, были выявлены нарушения при форвардном закупе пшеницы и ячменя посредством весенне-летнего финансирования в 2016 году. То есть, фермерам разрешили вернуть кредит деньгами, а не зерном, что свело на нет весь смысл форвардного кредитования. Лишь 11,8% финансирования (1 млрд 913 млн 986,1 тыс. тенге) были возвращены пшеницей и ячменем.

Помимо этого, вскрылись нарушения Правил хранения зерна: в 2016 году на ХПП числились ресурсы зерна в объеме 233 565,2 тонны пшеницы общей стоимостью 5 млрд 916 млн 700,0 тыс. тенге, которые не обновлялись с 2011–2012 годов. Тогда как предельно допустимый срок хранения составляет четыре года. Получается, Продкорпорация просто сгноила это зерно на элеваторе!

Выплыли на свет и нарушения в инвестиционных проектах, которые взялась финансировать Прокорпорация. И тут нарушения на миллиарды.

В частности, на развитие капельного орошения в Алматиснской области из бюджета в 2011 – 2012 годах были выделены 2 млрд 556 млн 300,0 тыс. тенге. Однако, к реализации проекта так никто и не преступил. А где же деньги? На депозитах в банках второго уровня и на счетах в казначействе.

Аналогичная ситуация вскрылась с проектом по выращиванию овощей в продовольственном поясе Астаны (почти 1 млрд тенге).

Не были реализованы и некоторые другие проекты – строительство оптового рынка сельхозпродукции в Астане (сумма проекта 8 млрд 623 млн 132,0 тыс. тенге), строительство заводов по производству биоэтанола, по глубокой переработке зерна, по производству биодизеля на общую сумму 37,5 млрд тенге.

Третий аудит

Что касается аудита деятелности Продкропорации за 2017–2018 годы, то проверка установила уменьшение активов структуры за эти два года на сумму более 38 млрд тенге!

Основная причина — убыток от обесценения средств в банках второго уровня. Так, на текущем счете обанкротившегося в АО «Эксимбанк Казахстана» остались денежные средства на сумму 4 млрд 032 млн 514,0 тыс. тенге. Аналогично менеджмент «Продкорпорации» профукал средства в двух других сомнительных банках — АО «КазИнвестБанк» (5 млрд 669 млн 854,0 тыс. тенге), и АО «Банк «Bank RBK» (5 млрд 172 млн 763,0 тыс. тенге).

Ревизоры резюмировали:

«Основными причинами и условиями, способствующими вышеуказанным потерям, являлись неэффективное планирование со стороны руководства АО «НК «Продкорпорация» и отсутствие должного контроля по своевременному возврату денежных средств за выданные займы, за реализацию зерна c отсрочкой платежа, за сохранности зерна на зернохранилищах, а также за форвардными закупами. В результате это привело к многочисленным фактам невозврата денежных средств, недостачи, который носил системный характер».

Итог такого вот «менеджмента» оказался плачевен – если в 2016 году «Продкорпорация» получила прибыль более 19 млрд тенге, по итогам 2017 года был сформирован убыток на 23 млрд 267 млн 975 тыс. тенге, а по итогам 2018 года убыток составил 25 млрд 808 млн 529 тыс. тенге.

В целом, аудиторское мероприятие установило неэффективное использование активов на сумму 52 млрд 667 млн 573,2 тыс. тенге, выявленные факты упущенной выгоды и экономических потерь объекта государственного аудита составили 49 млрд 012 млн 856,2 тыс. тенге.

Что дальше

Не удивительно, что получив эти результаты, президент Токаев и поручил окончательно расформировать холдинг «КазАгро». Как мы знаем, он был присоединен к холдингу «Байтерек», в рамках которого реформирование продолжается. В частности, запланировано соединение Аграрной кредитной корпорации и Фонда финансовой поддержки сельского хозяйства.

Что касается Продкорпорации, то с учетом ее роли по стабилизации рынка зерна, она и была передана в распоряжение Минсельхоза РК – в 2020 году, в период работы Сапархана Омарова главой аграрного ведомства. И как мы видим сейчас, очень кстати – экс-министр занял «хлебное» место председателя правления. Для него это хорошо, а вот каково это для АПК и фермеров?

Напомним, что в 2020 году крестьяне страны не раз возмущались тем фактом, что Продкорпорация установила закупочные цены по форвардам ниже рыночных. В результате получилось, что форвардное кредитование обошлось им не дешевле, чем если бы они кредитовались в банках. Возникает вопрос – зачем в таком случае в принципе форварды, если они не обеспечивают задачу, поставленную главной государства – дешевое и доступное финансирование полевых работ?

Возникает ощущение, что основная роль этой непотопляемой структуры – служить золотым парашютом для отставного министра.

Мырзабек Смагулов
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Игор

    В селе Возвишенское в районе Маржана жумабаева живет бабушка — 89 лет. Покупаю ей хлеб, молоко, иногда чекушечку. Так она говорит:
    — Совсем одна останусь, как ты помрёшь…

    Ответить
  2. марат

    Дело не в Сапархане Омарове, а в Караулове К.С. который готов работать кем угодно ( ничем не проявляя себя на прошлых),на любой должности лишь бы далеко не отходить от зернового бизнеса т.е. АО Продкорпорация куда был возвращен как дежурный поохранять кресло Президента АО со всеми его прошлыми грехами от не дай бог чужой команды. Сегодня готов посидеть без всякого возражения и в вице президентах т.к его будущее расписано в благодарность за покорность и послушность.
    Сапархан Кесикбаевич прекрасный человек и руководитель,но команда ему нужна новая,свежая из неиспорченных молодых людей умеющих возражать и замечать любые левые движения,прошли времена когда можно было творить беспредел с сотнями тысяч несуществующего зерна гоняя деньги из одного кармана в другой пока они не исчезали.

    Ответить
  3. Дархан

    У него мозга нет. Он съеден алкоголем и интеллект у него меньше, чем у барана.

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля