Переработка должна быть отдельным департаментом

Томская область наращивает экспорт продовольственных товаров в Европу и Азию

«Старожила» отрасли АПК Толеутай Рахимбеков рассказал, как и когда Казахстан потерял свои рынки сбыта муки. Почему казахстанские чиновники своими руками породили конкурентов из других стран для наших мукомолов. Эксперт выразил надежду на то, что новый Министр сельского хозяйства Е.Ш. Карашукеев обратит особое внимание на такой важный подкомплекс АПК, как переработка сельхозпродукции, передает «КазахЗерно.kz».

Данные мысли пришли к эксперту после высказывания президента Союза зернопереработчиков Казахстана Евгения Гана, который вспомнил, как в свое время в МСХ был создан Департамент переработки.

Действительно, как? Когда и почему Казахстан начал терять свои рынки сбыта муки?

«Я пришёл в МСХ РК в апреле 2002 года на должность начальника только что созданного Управления переработки сельхозпродукции через конкурс, без всяких «звонков», без всяких «я от Баке»», — вспоминает Рахимбеков.

На собеседовании члены конкурсной комиссии «уделили» молодому Толеутаю 45 минут! Задавали самые каверзные вопросы. А на конкурс подали 17 человек, в том числе бывший замминистра мясо-молочной промышленности Казахской ССР.

«Как потом мне говорили, выбор комиссии остановился на мне из-за наличия в моей автобиографии двух лет стажа госслужбы в должности замакима г. Сатпаев и то, что несколько лет сам возглавлял восстановление и организацию работы двух молзаводов — Жанааркинского районного и Жезказганского городского.

К слову, именно тогда я столкнулся с личными подсобными хозяйствами (ЛПХ), потому что в первое время лично сам ездил в кабине молоковоза ГАЗ-53 и собирал молоко по сёлам. Так что, в качестве ответа своим оппонентам, обвиняющим меня в теоретизировании, говорю, что это была самая настоящая практика, а не только теория.

Буквально через 2 месяца состоялась Коллегия МСХ РК, на которой был рассмотрен вопрос «О состоянии и перспективах развития отраслей переработки сельхозпродукции».

Пришлось сильно попотеть в ходе подготовки. Ведь Управление новое, ни одной цифры, ни одного показателя.

Не было известно, сколько предприятий переработки работают, сколько сельхозпродукции перерабатывается, каковы доли импорта и экспорта переработанной продукции, какова обеспеченность населения страны в продуктах питания отечественного производства, неизвестна ситуация с кадрами, как обеспечивается качество и безопасность пищевой продукции и многое другое.

Прекрасно зная, что сами будем отрабатывать поручения Постановления, в его проект внесли 8 поручений себе, Управлению переработки», — отметил Рахимбеков.

Отдельно было сказано и о проблеме НДС. Этот налог – существенно сдерживающий фактор в развитии АПК и в том числе сельского хозяйства. Она, проблема НДС, до сих пор не решена!

«После поручения Коллегии в июне 2002 года, ВицеМинистр Л.С. Мусина и я два с половиной года обивали пороги Минэкономики и Минфина, доказывая необходимость освобождения от НДС переработки сельхозпродукции или снижения ставки этого налога.

«Доводы» налоговиков «против» были на загляденье.

Первый довод: «Если вам, переработчикам сельхозпродукции, дать освобождение от НДС, то все, другие отрасли тоже захотят.»

Второй довод: «Сложно администрировать такое освобождение от НДС».

А третий «довод» вообще был суперский: «Освободить от НДС нельзя, потому что НЕЛЬЗЯ!»

Лишь авторитет Ахметжана Смагуловича Есимова позволил найти выход: начисленные и подлежащие к уплате в бюджет суммы НДС для переработчиков с 1 января 2006 были снижены на 75%. Казалось, победа, мы добились своего!

Но уже через пару месяцев это освобождение от НДС налоговики обложили такими условиями, что переработчики сельхозпродукции предпочли продолжить работать в зоне теневой экономики, скрывать на 70–75% свои обороты, чтобы избежать НДС», — рассказал эксперт.

Спрашивается — кто выиграл?

По оборотным средствам ещё ранее было предложено ввести, впервые в экономике Казахстана, субсидирование ставки вознаграждения банков по кредитам для переработчиков сельхозпродукции.

Именно из этой программы субсидирования ставки вознаграждения по кредитам банков в 2009 году выросла основа «Дорожной карты бизнеса» — аналогичное субсидирование.

«На 2003 год выделили 365 млн тенге. Мы субсидировали от 60% и до 80%.

Помню, что в 2003 году получил пять!!! выговоров «за несвоевременное освоение бюджетных средств» — за четыре квартала и по итогам года. Дело в том, опыта было мало и 365 млн тенге разделили поровну по четырём кварталам — по 90 млн тенге. Я же не знал, что надо разрабатывать Правила, что их надо согласовывать с госорганами, что самим банкам все равно – они-то свои доходы получат в любом случае, с субсидиями или без.

При определении подотраслей, включаемых в программу субсидирования, разгорелся спор: надо или не надо включать переработку зерновых. Мнение «против» основывалось на том, что зернопереработчики и так хорошо развиваются, поэтому субсидировать их не надо. Я, наоборот, настаивал, что успешных надо поддерживать. Тем более, что зерно — это стратегическая продукция.

Время показало правильность поддержки зернопереработки.

Уже в 2007 году Казахстан вышел на ПЕРВОЕ МЕСТО В МИРЕ по экспорту муки!!!» — отметил Т.Рахимбеков.

Надо сказать, что, с одной стороны, объём международной торговли мукой не такой уж и большой — в те годы он составлял всего лишь 9 млн тонн в год, а сейчас достиг примерно 15 млн тонн. С другой стороны, лидерами в экспорте муки являлись Евросоюз и Турция. (Кстати, примечателен опыт Турции по поддержке зернопереработки. Его надо изучать и применять у нас). Так вот, в 2007–2008 годы Казахстан смог обогнать Евросоюз и Турцию! С переменным успехом мы до 2011–2012 годов мы на равных боролись за места в первой тройке.

Надо было продолжить успех, но начиналась эра «Ее Величества говядины».

«Бывшее руководство Минговядины, сорри МСХ, отвечало на просьбы мукомолов о поддержке госоргана в экспорте муки: «Мы Минсельхоз и отвечаем только за производство, мы не Минвнешторг. А вы — предприниматели и крутитесь сами». При этом это же руководство министерства усиленно поддерживало экспорт говядины. Двойные стандарты!

И это при том, что в то время наш Первый Президент — Елбасы Н.А. Назарбаев неоднократно давал поручения чиновникам: «Вы должны помогать нашим предпринимателям в продвижении их продукции на экспорт»!

Так Казахстан начал терять свои рынки сбыта муки. Более того, наши, казахстанские чиновники своими действиями, своими руками породили конкурентов из других стран для наших мукомолов.

Узбекистан тоже сейчас экспортирует в Афганистан муку, муку узбекского производства, но из казахстанского зерна.

Таджикистан ранее на 95% покрывал свои потребности в муке за счёт импорта из Казахстана. А сейчас на 95% покрывает за счёт собственного производства муки. Опять же из казахстанского зерна!

Более того, наши казахстанские предприниматели стали выводить свои мельницы из Казахстана в Узбекистан и Таджикистан! Мы теряем рабочие места, налоги в наш бюджет!

Вообще, отношение руководства Минговядины к переработке сельхозпродукции поразительно!» — считает Рахимбеков.

Опять же Первый Президент — Елбасы дважды, в 2011 и в 2018, ставил задачи по увеличению объемов экспорта переработанной сельхозпродукции в 2-2,5 раза, а руководство «Минговядины» дважды ликвидировало Департамент переработки сельхозпродукции. Сначала в 2015 году, потом, в 2017. При Министре А.И. Мырзахметове Департамент был восстановлен, но уже в 2018 Департамент был снова ликвидирован при повторном возрождении «Минговядины».

«Я объяснял, что переработка должна быть отдельным Департаментом, хотя бы по той простой причине, что переработка сельхозпродукции — это промышленность и здесь всё-таки должны быть несколько другие подходы к выработке госполитики по развитию. Но! Не прислушались.

Надеюсь, что новый Министр сельского хозяйства РК Е. Ш. Карашукеев обратит особое внимание на такой важный подкомплекс АПК, как переработка сельхозпродукции.

Экспорт продуктов переработки зерновых — очень перспективное направление. Мука занимает лишь 20% в общем объёме международной торговли продуктами зернопереработки.

А есть ещё возможность экспортировать глютен, крахмал, солод с более высокой добавленной стоимостью.

Да хотя бы, если заняться всерьёз производством комбикормов для животноводства, это окажет мультипликативный эффект на зернопроизводство. Комбикорма потребуют дополнительно зерна в объёме 4–5 млн тонн в год — пшеница, ячмень, кукуруза…» — считает Толеутай Рахимбеков.

Дарья Кельм
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля