О введении экспортных пошлин на пшеницу

Власти игнорируют потребности аграриев

На днях Министерство торговли и интеграции провело конференцию, на которой обсуждался вопрос целесообразности введения экспортных пошлин на пшеницу, передает «КазахЗерно.kz».

Свою точку зрения в соцсетях озвучил президент Ассоциации «Союз зернопереработчиков Казахстана» Евгений Ган. По его словам, в ходе конференции все выступающие разбились на два непримиримых лагеря с прямо противоположными точками зрения: зернопроизводители и трейдеры — категорически против введения пошлин, представители переработчиков — за.

«Министерство сельского хозяйства РК категорично поддержало первых.

И это натолкнуло на старые раздумья о «наших» и «чужих».

…В старые добрые времена предприятия переработки не входили в состав Министерства сельского хозяйства. У них, как и у пищевиков, были свои ведомства.

В ходе реорганизации министерств и ведомств, при обретении независимости, некоторые министерства упразднили (для зернопереработчиков это было Министерство хлебопродуктов), а оставшиеся «без руля и ветрила» отрасли передали под управление в другие министерства.

Зернопереработка попала в Министерство сельского хозяйства РК.

Не ошибусь, если скажу, что первые лет 10 наша отрасль пыталась «прижиться» в другом ведомстве и показать свою полезность и нужность. Как та пересаженная человеку почка – и вроде бы пользу приносит организму, а организм ее все равно отторгает.

Далеко не один десяток раз мне приходилось поправлять представителей МСХ, когда обсуждали проблемы отрасли — я все говорил «…не у ВАС, а у НАС».

Со временем поменялось многое, но отношение «чужеродности» осталось.

Был период, который мы вспоминаем с благодарностью — в МСХ был создан Департамент переработки (глубокая признательность за это Рахимбекову Т.С., это благодаря его настойчивости такой департамент состоялся). Нас узнавали, нас слышали, нам помогали.

Но все хорошее когда-нибудь кончается, кончилось и это.

Последнее десятилетие мы опять бесхозные. Ну не совсем, конечно. Нас примкнули к Департаменту производства и переработки растениеводческой продукции. Но, к сожалению, деление на «наших» и «чужих» не выветрилось», — отметил Ган.

Главная задача растениеводства сегодня, как и прежде — произвести. На это уходит львиная доля усилий. А проблемы переработки — это проблемы переработки…

«Один из бывших министров сельского хозяйства так и сказал: «Мы не торгаши. Мы производители продукции. А торговать не наше дело».

И в этом одна из самых больших системных проблем нынешнего МСХ. Весь мир работает от продаж. Произвести — полдела, не менее важно с умом продать. Подчеркну — с умом, а не абы как.

За годы независимости, как бы мы не сгущали краски, сельхозпроизпроизводство шагнуло далеко вперед.

Фермер — 1990 и Фермер — 2021 — это два разных фермера. Но за это время изменился и внешний мир, с его рынком, реалиями жестокой конкуренции и пандемии», — считает эксперт.

Сегодня на внешних рынках требуется усиление государственного присутствия, системный подход к внешней торговле. Министерство сельского хозяйства сегодня должно кардинально реформироваться, в соответствии с новыми вызовами и реалиями, уверен Евгений Ган.

«Оно сегодня должно быть не столько Министерством сельского хозяйства, сколько Министерством агропродовольственной политики. Или Министерством продовольственной безопасности.

С намного более расширенным функционалом – и, соответственно, иными задачами и иными подходами в развитии АПК в целом. Где есть место и переработке, и пищевке, и расширению горизонтов новых рынков.

Где есть и аналитическая служба, и служба прогнозирования.

А сегодня у нас что -? Привычки остались. И отказываться от них – годами нажитыми – ой, как тяжело», — отметил Ган.

Возьмем, к примеру, Узбекистан. Мы часто вспоминаем о нем, когда говорим, что там дают «зелёный свет» развитию перерабатывающих отраслей. И мукомолье у них интенсивно развивается. И забываем при этом, что Узбекистан (далеко не зерновая держава) в лихие годы перереформирования не отказался от Министерства хлебопродуктов, понимая его роль в обеспечении страны хлебопродуктами (не только хлебом, как мы привыкли это понимать – но и обеспечение кормами, и контроль за ресурсами). Министерство реорганизовали в АО «Уздонмахсуллот» — и теперь проблемы и нужды отраслевиков слышны без «посредников», что и является одной из причин успеха развития зернопереработки у наших соседей.

А что мы?

«Два с половиной года назад Елбасы поручил Министерству сельского хозяйства РК разработать программу поддержки зерноперерабатывающей отрасли. ДВА С ПОЛОВИНОЙ ГОДА НАЗАД. Проект программы был разработан, в содружестве с НПП РК «Атамекен». И – до сих пор гуляет по коридорам согласования.

А в это время мукомолы стремительно теряют экспортные рынки. Идет повсеместное замещение на внешних рынках нашей муки – нашим же зерном, что неудивительно, так как мы торгуем и тем, и другим на одних и тех же рынках, без ограничений, на условиях равного доступа», — сообщил глава Союза.

Мукомолы не требуют преференций для себя, говорит он. Они предлагают раз и навсегда – на уровне уполномоченного органа – принять решение

— чем стране выгоднее торговать: зерном — или продуктами переработки с добавленной стоимостью?

«Мы обращаем внимание на то, что это – не проблемы мукомолов. Это проблемы переработчиков, которые пойдут за нами на внешние рынки. И – как в воду глядели — проблемы масложировиков в этом году – один в один те же.

То есть, это – следствие отсутствия системной межведомственной торговой политики, ориентированной на стимулирование торговли продукцией с добавленной стоимостью.

Глава государства неоднократно призывал развивать торговлю переработанной сельхозпродукцией.

Эта же идеология положена в индикаторы разработанного НацПлана развития АПК на ближайшие годы – поставлена задача увеличить объемы экспорта переработанной сельхозпродукции в два раза.

Так давайте же от деклараций перейдем к делу – давайте сядем за общий стол – и выработаем общую позицию. А наши оппоненты предлагают это делать аж… два года. Не догадываетесь – зачем? А что – до этого в профильном ведомстве никто не проводил анализ – чем выгоднее торговать – сырьем – или продуктами переработки?

Возьмите, к примеру, Турцию. Там никто не страдает от того, что в Турции много мельничных мощностей – наоборот, коль скоро это уже есть, Турция старается максимально использовать этот потенциал. И поддерживает всемерно мукомольную отрасль. А результат – Турция – мировой лидер в экспорте муки – она сегодня поставляет муку в 120 стран мира. И консенсус в отношениях мукомолов и зерновиков полный. Потому что их отношения координирует Министерство сельского хозяйства Турции, нацеливая их на получение максимальной прибыли от всей цепочки «от поля до стола», а не у одного из участников.

Хотим мы того, или нет — без решительных и кардинальных шагов в стимулировании переработки и развитии торговли наше Министерство сельского хозяйства не сможет добиться реальной эффективности – и задачи, поставленные в НацПлане на ближайшие годы – так и останутся декларацией», — заключил Евгений Ган.

Дарья Кельм
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля