Деятельность СПК: вопросов больше, чем ответов

Новость на Казах-зерно:

Цены растут, цены кусаются. Это волнует всех: граждан, общественников, депутатов, чиновников. Что будет с простыми людьми после нынешней засухи и при таком регулировании цен социально-предпринимательскими корпорациями? Таким вопросом задался сенатор Ахылбек Куришбаев. Деятельность СПК в части сдерживания цен вызывает сомнения, передает «КазахЗерно.kz».

По словам Куришбаева, он ни единожды поднимал вопросы касаемо низкой эффективности работы СПК в части регулирования цен на продукты через супермаркеты. Время идет, а ничего не меняется.

«В прошлом я говорил, что мне непонятен принцип отбора торговых центров, когда из множества отбираются лишь несколько избранных. При волатильности цен на продтовары не только по сезонам, но и по годам, трудно предварительно спрогнозировать их минимальные значения. Что можно сказать о регулировании рынка, если объем стабфонда отдельных видов продуктов питания составляет всего 0,01–7% от минимальной нормы потребления городского населения? По такой схеме торговые центры не обязаны покупать продукты только у отечественных сельхозпроизводителей, то есть казахстанские фермеры не могут продавать свою продукцию, а бюджетные средства могут использоваться для финансирования иностранных фермеров. Этот механизм стабилизации вызывает сомнения в части его максимальной действенности на регулирование цен, эффективности использования бюджетных средств, в ней изобилуют коррупционные составляющие. К упомянутым мною даже добавились новые вопросы. Например, если в 2011 году государство регулировало цены на 30 видов социально значимых продуктов питания, то теперь оно может контролировать только 19. СПК отслеживает цены в торговых центрах только раз в неделю. Кто же контролирует их в другие дни? Почему социально значимые товары не размещаются на отдельных полках в торговых центрах? Короче, вопросов у меня больше, чем ответов. А что будет с обычными людьми осенью, зимой и весной после засухи в этом году и при таком регулировании цен СПК?» — отметил Куришбаев.

Эксперты считают, что государство зря потратило на стабфонды сотни миллиардов. Нужно было открыть сельские сервисно-заготовительные кооперативы и стабфонды вообще были бы не нужны.

«Давайте посчитаем. СтабФонды впервые появились в 2011 году. В тот год Правительство поручило АО «Продкорпорация» предоставить 16-ти Региональным СПК кредиты на формирование СтабФондов в среднем по 1,3-1,5 млрд тенге на каждый регион. На следующий, 2012 год областные и города Астана и Алматы должны были через свои СПК вернуть кредит АО «Продкорпорация» и ежегодно выделять средства на формирование Региональных СтабФондов. Прошло 11 лет. Если считать, что на каждый год выделялось даже по 1,5 млрд тенге, то всего государство потратило около 250 млрд тенге на формирование СтабФондов. А эффект с гулькин нос…» — считает Толеутай Рахимбеков.

На создание кооперативов не могут найти в бюджете 163 млрд тенге, по 1 млрд тенге на каждый из 163 сельских районов страны, отметил Рахимбеков.

«Можно было бы для начала найти хотя бы 3–5 млрд тенге для реализации пилотного проекта по созданию сельских кооперативов в трёх районах рядом со столицей. Пилотные проекты нужны для отработки механизмов взаимодействия членов кооператива внутри кооператива, взаимодействия кооперативов с другими субъектами. В дальнейшем эти пилотные районы стали бы учебным полигоном для других 160 районов страны», — уверен эксперт.

«Единственно приемлемым и эффективным механизмом выхода из ситуации по бесконтрольному росту цен видится внедрение социальной карты для малообеспеченных слоев населения (3-3,5 млн человек) и увеличение количества социально значимых продуктов питания до 30 наименований как и было ранее. И включить туда коммунальные услуги и лекарства», — считает Никанбай Омарханов.

Дарья Кельм
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля