Нет контроля над потреблением поливной воды

Главная проблема аграриев решается без господдержки

О дефиците водных ресурсов казахстанские эксперты предупреждают давно. 60–70% потребляемой в стране воды используется для орошения. Специалисты говорят, что из-за изношенных ирригационных систем Казахстан потребляет вдвое больше воды, чем положено. Опытные сельхозтоваропроизводители сетуют, что в нашей стране контроль над потреблением воды вообще отсутствует, передает «КазахЗерно.kz».

«Чуть выше нашего сада, построенного давно, и оборудованного системой капельного орошения, появилось люцерновое поле. Культура эта – многолетняя, требующая постоянного полива. Владелец или арендатор земли особо не стал заморачиваться, пуская воду для полива по арыку. И самое главное — не спрашивая у двух хозяев — акимовского ГКП и министерского РГП, а может «договорняк…», — поделился владелец группы компаний «DALA-FRUIT.KZ» Болатбек Алиев.

Для несведущих эксперт пояснил: такая система полива – «дедовская» и очень сильно расточительная, потому что идет огромное испарение, фильтрация, вода растекается по местности, топит дороги. И платят за это фермеры сущие копейки, не используя технологии по экономии. И это при тотальном дефиците поливной воды, тормозящем развитие аграрной отрасли и снижающем урожаи земледельцев.

«Теперь полить наш сад стало проблемой – воды не хватает. Замечу, не хватает воды саду под капельным орошением (должны быть по идее приоритетными, но пока на словах у властимущих), где водопотребление в разы меньше, чем при арычной системе полива. К тому же, мы платим за эту воду в разы дороже, чем наш сосед (внеплановый), просто пустивший воду по полю. Я уж не говорю о том, что наш сад построен много лет назад, мы согласовали со всеми инстанциями норму забора воды, из какого источника ее берем, потребление электроэнергии и прочие нюансы, которые очень важны для нормальной работы любого предприятия.

И тут вдруг приходит какой-то чел, пашет и сеет, не задумываясь о том, из какого источника он будет брать поливную воду. Похоже, ему по барабану, хватит ли ее на всех, как и то, что он оставил без воды тех, кто работает давно и по существующим правилам. На самом деле это покушение на наш сад и на своё же хозяйство… Мы конечно со всеми «громко» связались, нам восстановили подачу», — рассказал Алиев.

И задал вопрос ко всем, кто радеет за то, чтобы обеспечить продовольственную безопасность страны, увеличить экспорт сельхозпродукции и сделать аграрную отрасль локомотивом нашей экономики.

«Все они заботятся о нас, сельхозпроизводителях. Таких ведомств у нас много – от Минсельхоза, Минэкологии со всеми ИХ структурными подразделениями — до МИО. Так вот, кто-нибудь из них реально знает накануне посевной, кто, что и где будет сажать и сеять, какая норма расхода воды и хватит ли ее на всех? Вся ваша якобы интегрированная система от аульного акима до министра – формальна, и это факт. Или все это формируется хаотично, в расчете на то, что в итоге выживет сильнейший, то есть, самый наглый, который открыто наплевал на всех, оставляя поля и сады без воды только потому, что он так решил?!

Что теперь делать таким законопослушным как мы – погубить сад или вступать в междоусобную войну? В какие двери колотить, чтобы все работали по правилам, по установленному единому для всех алгоритму? Где все наши контролирующие органы? Знает ли элементарно сельский аким, что на его территории собираются сажать и сеять, и откуда планируют брать воду? Где все водохозяйственные организации, которые не могут или не хотят навести порядок с учетом поливной воды и справедливой, то есть равной для всех, оплатой? И где земельная инспекция со своим составом, которые в обойме аж с прошлого века?!», — отметил предприниматель.

Он сообщил, что уверен, никто в нашей стране не знает реальную картину того, что происходит сегодня в сельском хозяйстве. Нет достоверной информации ни об объемах производства сельскохозяйственной продукции, ни, следовательно, об объемах потребления поливной воды и прочих ресурсах. Отсюда и вся та чехарда и неразбериха, с которой сталкиваются постоянно земледельцы.

«Исполнители внизу докладывают, вышестоящие пытаются верить, но других источников информации у них нет, а уволить нельзя — лоялен, старослужащий, коллега, знакомый друга, родственник депутата или ещё кого-то, которому тяжело отказать в связи с нашей родимой казахской ментальностью. И, в конце концов, лучшие не придут — соцпакет маленький, не стабильное рабочее место и высокие коррупционное риски.

Мы хотим работать на земле и можем это делать, что уже смогли не раз доказать за прошедшие годы. Но при таком подходе к организации того же полива, опускаются руки даже у таких, как мы», — отметил Алиев.

«Господа ответственные, дайте возможность нормально работать, обезопасив от «сюрпризов» в виде пустой поливной трубы в разгар сезона полива или признайтесь, что не можете решить проблему и отойдите от ключевых позиций, от которых зависит настоящее и будущее нашей страны. Не доводите до самоуправства на местах…

Или проведите инвентаризацию, пусть аульный аким, начальник отдела сх, замакима и представители водных ресурсов «родят» совместный реальный 100% документ — паспорт о сельхозсубъектах и дебете воды для них. Этот документ, если его правильно использовать, даст вам контролировать ситуацию и не будет локальных стычек в будущем между субъектами АПК», — считает эксперт.

Дарья Кельм
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля