Строительство ОРЦ начинается

Строительство ОРЦ начинается

Строительство первых оптово-распределительных центров стартует 1 июня. Об этом в ходе Круглого стола по вопросу создания Национальной товаропроводящей системы сообщил Министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов. Эксперты считают, что для достижения целей и задач ОРЦ, надо решить проблему НДС, передает «КазахЗерно.kz».

По информации Министерства торговли и интеграции, в текущем и последующем году в Казахстане будет создано семь оптово-распределительных центров: три ОРЦ по распределению — в городах Нур-Султан, Шымкент и Алматы, четыре ОРЦ по хранению — в п. Мичурино и г. Аксу Павлодарской области; г. Капшагай, Шенгельдинский сельский округ, Алматинской области; г. Шу Жамбылской области. Данная модель будет реализована через частную финансовую инициативу.

Первый заместитель Председателя партии «Ауыл» Толеутай Рахимбеков, который в прошлом году резко критиковал идею строительства ОРЦ, выразил свое видение по данному вопросу.

«Я никогда не был против оптово-распределительных центров. Достаточно сказать, что при Департаменте стратегии развития АПК МСХ РК, в котором я имел честь работать в 2001–2005 годы, работал Проект TASIS, главной задачей которого была разработка Концепции строительства оптово-продовольственного рынка. А ОПР и ОРЦ — это суть одно и то же. И такая Концепция была разработана к 2005 году.

Я ведь никогда не был и против экспорта говядины. Но в экспорте говядины бывшее руководство МСХ схватилось тоже за последнее звено — строительство откормплощадок. А что делать с кормовой базой, с ветеринарией, с кадрами? А где взять молодняк для тех же откормплощадок?

А почему я так резко критиковал в прошлом году идею строительства ОРЦ? Да потому что правильная в целом идея создания товаро-проводящей сети тоже начиналась со строительства последнего звена в этой сети — ОРЦ.

А кто для ОРЦ будет по сёлам собирать, подрабатывать, хранить все эту сельхозпродукцию?» — отметил Рахимбеков.

Например, в цели создания ОРЦ сказано, что они нужны для обеспечения доступа фермеров к инфраструктуре долгосрочного хранения продукции и первичной её обработке/доработке для сбыта. Это — не задача ОРЦ.

Это должен делать сельский сервисно-сбытовой кооператив, считает Рахимбеков.

Далее. Даны три типа ОРЦ. Первый, ОРЦ-Хранение, не нужен. Возложенные на этот тип ОРЦ — это задачи кооперативов, уверен эксперт.

Почему среди клиентов ОРЦ нет предприятий по переработке сельхозпродукции? Переработчики же тоже могут покупать сельхозсырье на территории ОРЦ. Заготовку, первичную подработку, хранение сельхозпродукции должны делать сельские кооперативы.

И ещё два очень серьезных и сложных момента. Эти ОРЦ, даже при условии их строительства, не смогут выполнить свои две главные задачи: цивилизованный сбыт сельхозпродукции сельских тружеников и повышение их доходов; стабилизация цен на продовольственные товары в городах и, соответственно, снижение затрат горожан.

«Во-первых, я не согласен с предложением по передаче ОРЦ в управление частным компаниям. Частник захочет влезть в ценовую цепочку и получить максимальную прибыль. И это нормально. Но тогда как ОРЦ будет решать задачу стабилизации цен? ОРЦ должны быть в форме АО, находиться в коммунальной собственности акимов областей и трёх городов. Но со временем, 51% акций должны перейти к кооперативам СХТП, кооперативам фермеров.

Во-вторых, для достижения целей и задач ОРЦ, надо решить проблему налога на добавленную стоимость. Пока мы не освободим обороты продовольственных товаров от НДС, мы не построим цивилизованный рынок продтоваров. Переработчики, заготовительные организации из-за этого страдают от конкуренции серых дилеров. И у ОРЦ эти серые дилеры никуда не денутся», — сообщил Толеутай Сатаевич.

Например, в 1995 году, при принятии Налогового кодекса, банки, страховые компании, пенсионные фонды были освобождены от НДС.

«Надо весь рынок продтоваров, от производства на поле, на ферме, до переработки, до реализации и до потребления человеком освободить от НДС, включая экспорт и импорт. Тогда мы сможем убрать серых перекупщиков.

Потери бюджета я оцениваю от недополучения НДС в 150–200 млрд тенге в год. Но польза будет во много раз больше. Как сам работавший на молзаводе, как бывший директор департамента переработки МСХ РК скажу, что до 75–80% оборотов перерабатывающих предприятий находится в теневой экономике. Точно также и у заготовительных организаций», — заключил эксперт.

Дарья Кельм
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля