Трудно быть первым

Трудно быть первым

Вроде бы и уже какое-то время прошло с того дня, как ушёл из жизни известнейший в Павлодарской области предприниматель, аким Щербактинского района, просто хороший человек и надёжный друг Сапаргельды Кызырович Смагулов. Время прошло, а верить не хочется, Сапаргельды до конца, по-мужски боролся со страшной болезнью. И я благодарен судьбе за то, что в моей жизни был такой товарищ и человечище, как Сапар. Мы и вправду дружили, не подставляли и хорошо понимали друг друга. И сейчас, когда его уже нет с нами, как-то по-особому ощущается пустота. Не ошибусь, если скажу, что любой житель родных ему Шарбактов поминает сегодня Спаргельды только добрыми словами.

Его жизнь можно назвать своеобразным отражением эпохи, в каком-то смысле Сапаргельды – её лицо, пусть не всегда доброе, но такое, какое есть, сообщает «КазахЗерно.kz». Сапар из поколения пятидесятых годов. Это потом он станет известнейшей личностью, лидером района, которого щербактинцы не только уважали, но и любили. А между тем, начиналась карьера Сапаргельды именно в Щербактах, здесь вырос, учился в школе, сюда вернулся после окончания института и 18 лет отработал преподавателем физкультуры в Щербактинском техникуме.

Неуёмный характер, беспокойная натура, несомненные качества лидера и организатора ещё тогда, в 70-е и 80-е годы прошлого века, в советское время не давали Сапару жить спокойно, или хотя бы так, как все. Он всегда дружил со спортом и со спортсменами, он чувствовал молодёжь, и она его понимала и воспринимала как лидера. Тогда, ещё в советское время, когда многое было запрещено, проявилась его предпринимательская жилка. Организовал при Доме культуры райцентра один из лучших дискоклубов области, по вечерам у ДК всегда стояла известная всем в Щербактах «семерка» шоколадного цвета. Его второй автомобиль в жизни, а первым был белый «Москвич».

Клуб под названием «Экперимент» не стал ограничиваться вечерами отдыха, кроме дисковечеров, которые Сапар организовывал, используя собственную, новейшую в то время музыкальную аппаратуру, занялись новым делом. Выпуском так называемых слайд-фильмов. Они поднимали животрепещущие для райцентра и района проблемы. Это не всем понравилось, на Сапара началось давление. И, помнится, я тогда, побеседовав с ним, выдал критический материал «Эксперименты с Экспериментом», и в руководстве района поняли, что приходят другие времена. А Сапар благодарил меня за понимание, и это стало началом наших товарищеских отношений, которые сохранились до последних дней «Кызырыча».

Да, уже приходили иные времена, и тогда Смагулов открыл первый в районе видеосалон – вид досуга, доселе не виданный щербактинцами. И вообще, позже слово «первый» можно будет применять к множеству инициатив Сапаргельды. Он начал свой новый путь – по неизведанной, покрытой ухабами дороге. Первый видеосалон стал лишь первым опытом его коммерческой деятельности. Прошло время и Сапаргельды открывает первый в районе и Щербактах коммерческий магазин, ставший неким открытием для щербактинцев, утомлённых в то время пустыми полками магазинов официальной торговли. Да, тут всё продавалось недёшево, но жители Щербактов и района тогда впервые увидели весь коммерческий «колониальный набор» – импортные товары в ярких упаковках, незнакомые на вкус и приятные на ощупь.

Дело пошло, коммерческие интересы росли, средства вкладывались в расширение бизнеса. Сапаргельды первый выкупил место на товарной бирже в Павлодаре и приглашал меня посмотреть, как идут торги на бирже. Потом он построил в райцентре первый большой маркет в европейском стиле, туда иной раз заходили, чтобы просто посмотреть. Тут же оборудовал себе офис, а маркет стал и до сих пор остаётся одним из самых красивых зданий села. Сапар запустил собственную пекарню, торговал свежим горячим хлебом, открыл цивилизованный пивной бар, приобрёл линию по производству казахской лапши, установил две заправочные станции, стал инициатором и проводником строительства в райцентре большой мечети. И вот так во всём: первый, первый, первый…

В Галкинской лесной зоне в это время хирел бывший пионерский лагерь, принадлежавший одному из павлодарских заводов, «Космические зори». Местное руководство уговорило Смагулова выкупить этот лагерь. Для того чтобы вдохнуть в него новую жизнь. Так лагерь оказался под крылом Сапара. Сапаргельды действительно вложился в ремонт того, что здесь осталось, а потом каждый год выигрывал в области тендер на организацию в «Космических зорях» отдыха детей-сирот из детских домов области. И надо было видеть, каким авторитетом для этих непростых детей оказался Сапар – человек цельный и состоятельный, умеющий серьёзно и душевно поговорить с любым из пацанов или девчонок. На открытие сезона Сапар обычно приглашал руководителей предприятий, оказывавших ему помощь. Бывали на торжественной линейке, потом разговаривали за щедрым дастарханом.

Чем только не занимался впоследствии, даже аптеку в райцентре выкупил и неожиданно для себя нашёл самый прибыльный бизнес.

Времена были трудные, 90-е годы. Люди сидели без зарплат по полгода и больше, пенсии платили нерегулярно, безработица страшная, многие обеднели до предела. И в это время именно Сапар, который уже крепко стоял на ногах как бизнесмен, оказывал людям помощь Кому-то в организации похорон, другим – просто продуктами, третьим ребёнка в школу поможет отправить. И люди шли в его офис со своими бедами, и не только с материальными вопросами. Времена были лихие, приходилось некоторых выручать и после наездов так называемых кидал. Тут тоже помогал, жёстко, по-мужски. Уверял меня тогда, что любую проблему всегда можно обсудить и решить в серьёзном разговоре. И решал многое. А у самого семья, жена, дочь и сын.

И постепенно Сапар стал в Щербактах и районе настолько узнаваем и популярен, что никто даже не удивился, когда его назначили акимом района – это тоже было впервые, из бизнесменов, без карьерной лестницы – сразу в акимы. Время показало, что выбор был сделан верно: оказавшись в кресле акима, Сапаргельды Кызырович не страдал чиновным чванством, был открыт для всех, сразу же с головой окунулся в районные проблемы. И решал их зачастую не так, как было принято в среде госструктур, а по-своему, зачастую жёстко. В первый же год своего акимства добился в республике, чтобы в планы внесли строительство в Шарбактах нового большого спортивного комплекса, казахской школы, договорился об увеличении ассигнований на ремонт дорог, на освещение села, на завершение строительства водопровода в райцентре. И всё это он сделал достаточно быстро и эффективно, так, как привык решать вопросы в бизнесе.

При этом в общении с людьми, бизнесменами, подчинёнными оставался открытым. Не все понимали его внешнюю жесткость в решении ряда проблем, хотя, наверное, в то время иначе ему было поступать нельзя. Пусть его жёсткость и была в каком-то смысле даже подчёркнутой и напускной. Он работал на свой район и раде этого готов был пойти на многое, показывал другим пример местного патриотизма. На своих личных связях, для примера, сделал «городскую» аллею в центральном парке – с городскими лавочками и фонарями. Не затратив районных средств, с помощью городских друзей установил на въезде в Шарбакты прекрасную стелу с подсветкой. А сколько пришлось вынести во время преследовавших в те годы район лесных пожаров! Однажды оказался почти отрезанным огнём, хорошо, что успели на машине выскочить фактически из пламени.

 Сапар работал много сам и этого же требовал от других, аппарат акима иногда выглядел вымотанным до предела, а Сапару, казалось, всё нипочём – проработав ночью с документами до часу или двух, утром был на рабочем месте, с иголочки одетым и свежим. И люди это ценили: друзья давали его имя своим сыновьям, а маленькие щербактинцы старались походить на него. А Сапар одинаково по-дружески мог общаться и с ушедшим в запой земляком, и с детьми своих сверстников, и с крутыми гостями со всего света! На его мероприятиях, а полуделовые встречи за столом он проводил часто, оставаясь сам человеком непьющим, точку соприкосновения находили даже непримиримые антагонисты. Рядом с ним царила аура созидания и позитива, всё негативное и ненужное будто улетучивалось! Частыми гостями нашего района были десятки, сотни зарубежных и местных знаменитостей всех рангов и мастей, которые благодаря Сапаргельды Кызыровичу знакомились со Щербактами, становились страничкой истории района.

Несмотря на ранний, в 1965 году, уход из жизни отца – Кызыра Смагулова, когда ему было всего 13 лет, Сапар через всю жизнь пронёс сыновью любовь к родному человеку. Кызыра Смагулова, заместителя председателя райисполкома, уважал весь район за его человечность и преданность своему делу.

Сапаргельды однажды сам признался своему помощнику Куттымурату Шамшиеву:

— Отец меня брал с собой на объезды сёл района и пел Великого Абая: — Көзімнің қарасы, көңілімнің санасы, Бітпейді іштегі, ғашықтық жарасы!

Это Сапар вспоминал не раз, и в глубокой задумчивости начинал напевать Абая сам… В такие минуты он из зрелого руководителя района превращался в того юношу из 60-х годов. Таким же голосом из 60-х он звонил своей 85-летней маме:

— Мама, послушай, пожалуйста, мое выступление! – и начинал читать ей.

А из трубки слышался восхищённый и одобряющий голос Магпиры апай:

— Айналайын, Сапармысың, жаным!

Порой, в силу сложившихся обстоятельств, Сапаргельды мог поругать подчинённых и близких, но…Кызырыч был до такой степени «своим», что даже его знаменитое «Порву!» звучало как «Айналайын!». Он сам так же быстро отходил, как и заводился, одним словом разглаживал обстановку. Он действительно душой и телом всегда оставался щербактинцем, чувствовал каждого находящегося рядом человека, дорожил им!

Его творческая натура находила отраду в исполнении песен недалёкого прошлого и современных хитов. Он пел о любви к родным Щербактам, родителям, супруге, детям, внукам, друзьям, Павлодару. Записывал диски песен, дарил их друзьям и гостям. Песни в его исполнении звучат на дорогах и в домах Казахстана, России, стран Европы и Америки.

Сегодня тысячи щербактинцев, знакомых по всему миру, слушая в его исполнении песни «Знаешь, как хочется жить!», «Поговори со мною, мама!», «Я вышел ростом и лицом», из кинофильма «Весна на Заречной улице» и другие утирают слёзы. Но у них, как и у меня, осталась благодарная память. И его голос, запечатлённый на дисках, которые он мне подарил. И иногда нет-нет, а будто донесётся издалека голос Сапара:

— Көзімнің қарасыыы, көңілімнің санасыыы….

Владимир Гегер
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Аманжол

    🤲🤲🤲🤲

    Ответить
  2. Евгений

    Хороший был человек. Знал лично. Часто переписывались. Царствие Небесное.

    Ответить
  3. Сагимбек

    Когда я учился там в техникуме Сапар был учителем фискультуры это79…84г в то время он был очень авторитетный человек так что знали мы его бусть как говориться земля ему будет пухом если можно песни в егоисполнении где можно взять

    Ответить
  4. Валентина

    Лучше расскажите ,что его родственник Ахметов Даниял,и возле Сапара магазина,всегда стоял бронетранспортёр,лично видела.К нему пришла Посланница БОГА,за помощью,в 2007 году,он не остановил беспредел Оразалина Нурлана и Бознак Екатерины,любовницы Вольфа,прокурор района.Сапар ,ни раз на хамере проезжал и не брал посланницу БОГА.Водолазовский дружок,что Вовка с Катенькой,не похудели?Преступники ,они перед БОГОМ.Вместе с Адильбаевым….Захарченко….Буркацкий,Демин,Никитин,Рахимжанов Н.Н,Серикбаев Баглан ,оборотни в погонах,Обвинили,Махмуда Мавлаева,который имама не убивал.Сапар ,просто не любил ,людей похожих на кавказцев.Вы помните Гегер,как писали о Омской губернии,в газете Трибуна?Любовницей Вольфа до Бо .нак была Супрун Т.И,я лично знакома с её родными Ноздрачёвыми.Не могла Супрун в уме считать,посланница БОГА,с ней в банке работала.

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля