Неуспех наших сортов – в отсутствии четкой цепочки для продвижения в производство

Производство сельхозпродукции в Беларуси снизилось в 2018 году на 3,4%

В Казахстане очень низкая эффективность аграрной науки. Согласно заявлениям в прессе, лишь 8% разработок находят свое применение на практике, в жизни. С недавних пор главой НАНОЦ стала Гульмира Исаева. Она очень активно взялась за внедрение и коммерциализацию отечественных разработок. В ведомстве заявили, что на коммерциализацию одной научной разработки нужно 90 млн тенге. Средства НАНОЦ рассчитывает получить от государства в рамках программы целевого финансирования, передает «КазахЗерно.kz».

В НАНОЦ считают, что подавляющее большинство технических и технологических решений в отечественной аграрной науке остаются нереализованными по причине непрофессионализма в деле патентоведения и коммерциализации готовых технических решений. Так ли это на самом деле?

Ученые говорят, что в большей степени дело кроется еще и в малой убедительности и достоверности полученных результатов на этапе демонстрации и производственных проверок, так как слабо доказуемая воспроизводимость получаемых результатов зачастую не убеждают товаропроизводителя в устойчивости результатов и явном положительном эффекте от отечественной научной продукции.

«В производственных условиях нередко убеждаемся в том, что наши сорта и гибриды сельхозкультур уступают иностранным аналогам по многим хозяйственно-полезным свойствам и генетической неустойчивостью в различных агроклиматических условиях. Будучи одним из ответственных разработчиков в НИИ в области картофелеводства и овощеводстве не раз приходилось выслушивать негативные высказывания от товаропроизводителей о неконкурентоспособности наших сортов и гибридов перед иностранными аналогами – малой урожайностью, невыравненностью получаемой продукции, внешней непривлекательностью, слабой транспортабельностью, недружностью при созревании, неустойчивостью к патогенам. Многие наши сорта, хотя и имели и имеют патенты, уже на заре выхода в производство – внесений в Реестр, были обречены на дальнейший неуспех из-за отсутствия четко отработанной семеноводческой цепочки для продвижения в производство», — отметил ученый Бахытбек Амиров.

Многие сорта, числящиеся в Госреестре, сегодня не имеют достаточного количества семян даже на небольшие производственные проверки, некоторые сорта уже потеряли оригинальность из-за генетической нестабильности. Многие сорта были выпущены в спешке в угоду выполнения укороченным селекционным программным обязательствам без достаточной генетической отработки – не были отработаны и закреплены их основные сортовые признаки, и как следствие, провалы на выходе на производственные плантации.

С другой стороны, уже с конкурсных питомников селекционеры вынуждены были реализовывать семенной материал для мелкого товарного производства, не успев наладить не только элитное, но и первичное – постселекционное семеноводство. Не секрет, что в последние годы многие селекционно-семеноводческие методические подходы в такой сложной специфической отрасли как овощеводство, были упрощены.

«В последние годы дело дошло до такого абсурда, что сорта научного учреждения включались в Госреестр по результатам конкурсного испытания самого заявителя! Естественно, в таких условиях субективный подход неизбежен! В работе селекционеров наблюдаем нарушения методических процедур — зачастую не соблюдаются изоляционные требования и нарушаются процедуры скрещивания и размножения чистых линий — родительских компонентов, селекционных отборов. Я это наблюдал при посещении селекционно-семеноводческих питомников как региональных, так и головных учреждении», — приводит пример Амиров.

По его мнению, нужно радикально менять подходы в самой селекции и первичном семеноводстве – перестраивать селекционно-семеноводческую работу на строгий процедурный лад – соблюдение всех классически отработанных технологий и внедрить современные элементы – молекулярно-геномные инструменты с использованием приборов и оборудовании последнего поколения. Нужно радикально перестраивать и подготовку кадров – селекционеров и семеноводов.

Дарья Кельм
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Серик

    есть такая организация в составе наноц — центр коммерциализации называется. Сколько лет он функционирует? Достаточно, для того, чтобы большую пользу принести нашей науке. Сколько денег выделяли на работу ЦТК? Свыше 1 миллиарда. А как они были освоены? какие у него результаты на сегодня? Прокуратуре стоит заняться этими вопросами, я считаю. Очень сомнительная контора.

    Ответить
  2. село

    Если сорт хороший,не надо никаких цепочек ,НАНОЦев.Любава 5 эта доказал,посмотрите за последнее время ,на сколько увеличились его посевы.Бесполезные НАНОЦы давно пора расформировавть,толку от них никакого

    Ответить
  3. Патриот

    Казах-зерно Исаева вошла в состав ваших спонсоров. Давно не читал хвалевные вещи в ее адрес. Читать в Казах’зерно вдвойне «приятно».
    5-6 статьи за раз это рекорд. Тем более Исаева работает всего 1.5 месяца в качестве ученного😁.
    Все вопросы решила, вода, воздух, земля, семена, комерциализация и остаеся космос (не путать с космомониторингом), даже терки многовековые решила между Казах зерно😁

    Просьба, не пропустите ее удачное освоение средств по ПЦФ и Экстешн через мясной союз.

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля