Он строил плотины и заботился о будущем процветании своей родины

Он строил плотины и заботился о будущем процветании своей родины

Есть люди, как звезды, которые освещают и согревают все, с чем соприкасаются. Они делают жизнь ярче, дарят надежду и несут созидательную энергию. К таким личностям можно отнести Берикшала Имашева.

Его знают и помнят многие жамбылцы. Он внес неоценимый вклад в развитие региона, и оставил заметный след в истории нашей области.

Если бы он был жив, то 11 апреля мы отметили бы его 80-летний юбилей, сообщает «КазахЗерно.kz». Но жизнь распорядилась иначе. Сегодня родственники и друзья Берикшала Имашевича с печалью и благодарностью вспоминают, каким замечательным и бесконечно добрым человеком он был. Он безмерно любил своих близких, опекал их, заботился. Ответственно относился к своей работе, предъявлял высокие требования к себе и не менее строго спрашивал с других. Все эти качества позволили ему достичь в жизни многого. Но главное – это уважение окружающих, которые во всем брали, и продолжают брать с него пример.

Его характер закалился еще в детские годы. В восемь лет он остался круглым сиротой, когда умерла мама. Отца не стало еще раньше. Воспитывали Берикшала, который был самым младшим ребенком в семье, братья и сестры.

— Они старались, чтобы я был сыт и одет. Благодаря им я вырос и встал на ноги, — рассказывал сам Берикшал Имашевич.

В благодарность за это он, когда уходили из жизни его родные, не оставил потом племянников, вырастил и воспитал их, как своих собственных детей.

Берикшал Имашевич всегда был полон оптимизма и заражал им всех окружающих. Мало кто верил, что детство у него было полно лишений. Когда он рассказывал о тех годах, то признавался, что их с братом Сагымбаем спасло то, что они жили в селе. Это была Каменка тогда Луговского, ныне Т. Рыскулова района. Сагымбай был на три года старше Берикшала. Когда не стало мамы, братья решили не уходить к родственникам. Им рано пришлось повзрослеть и самостоятельно заботиться о себе.

Рядом жили родственники, которые знали его родителей, и не оставляли без внимания сирот – кто-то лепешку принесет, кто-то чашку айрана или молока. Старшие братья и сестры уже были женаты и замужем, они тоже поддерживали мальчиков в меру своих возможностей.

Берикшал учился только на «отлично». Но золотую медаль ему не дали, так как кто-то из экзаменационный комиссии «зарезал» его сочинение по литературе. Когда он получил аттестат о среднем образовании, брат окончил Джамбулский статтехникум. Молодые люди не решились бросить родительский дом, так и остались в нем жить. Сагымбай работал экономистом в колхозе «Путь к коммунизму». Потом он стал секретарем Каменского сельского совета. Женился, родились дети. И Берикшал перед тем, как пойти на службу в ряды Советской армии решил построить брату дом. По сути, это была пристройка. Через год строительство было закончено, и Берикшал ушел на военную службу.

В армии он вступил в компартию, был секретарем парткома своего полка. Позже признавался, что всеми своими успехами обязан братьям и сестрам, которые всегда заботились о нем. Спустя годы, он часто рассказывал о своей армейской службе и с благодарностью отзывался о командирах.

Он строил плотины и заботился о будущем процветании своей родины

«Удивляюсь, почему нынче парни не хотят служить в армии? Там такие прекрасные условия: чистое постельное белье, обмундирование, кормят, учат», — говорил Берикшал Имашев.

Отслужив и досрочно получив офицерское звание и направление в любой институт СССР, Берикшал решил подать документы в приемную комиссию Ленинградского вуза. Но там был очень высокий конкурс, который молодому человеку преодолеть не удалось. Тогда Берикшал с первого раза успешно поступил в Джамбулский гидромелиоративно-строительный институт.

Он даже радовался, что остался рядом с братом, которому продолжал помогать содержать жену и пятерых детей.

В те годы мелиорация находилась в числе самых приоритетных отраслей народного хозяйства. Кстати, многие нынешние руководители областного уровня окончили этот вуз. ДГМСИ всегда был кузницей высококвалифицированных кадров для народного хозяйства страны. В те годы как раз началось стройотрядовское движение. Имашев стал командиром областного штаба строительных отрядов. Все заработанные деньги и ленинскую стипендию он отдавал брату, чтобы тот поднимал детей.

Нужно ли говорить, что в 1968 году Берикшал Имашевич, отличник и ленинский стипендиат, получил красный диплом и свободное распределение? Выпускник ДГМСИ выбрал трест «Джамбулводстрой», пришел туда рядовым инженером. Руководство треста сразу оценило деловые качества молодого специалиста. Скоро Берикшал стал парторгом этой организации. Потом его назначили заведующим производственным отделом. А после пригласили в Джамбулский обком партии, где он занимался вопросами мелиорации в сельхозотделе. Там проработал несколько лет.

с 1976 по 1980 год был директором дирекции строящегося предприятия Тасоткельского массива орошения.

Нужно сказать, что трест «Джамбулводстрой» возводил не только каналы, плотины и другие гидросооружения. Также строили жилье, детские сады, создавали условия для работников, находящихся на отдаленных участках. А условия труда у гидростроителей порой были очень непростые. Поэтому Берикшал Имашевич много сил времени положил, чтобы для сотрудников треста дома строили преимущественно в центре города.

В 1980 году его назначили управляющим треста «Джамбулводстрой» Главриссовхозстроя, который затем реорганизуется в производственно-экономическое объединение «Джамбулмелиорация». Б. Имашеву тогда и сорока лет не исполнилось. К тому времени к тресту присоединили проектный институт и другие подразделения, так как наверху решили, что все этапы строительства гидросооружений и их эксплуатация должны координироваться комплексно. Таким образом, в тресте насчитывалось более пяти тысячи работников.

Б. Имашев все свое время посвящал работе. Родные практически его не видели. Он женился, у него родились сын и дочь. Семья жила в трехкомнатной квартире, в которой постоянно обитали десять человек. Приезжали племянники и племянницы, которые после окончания школы поступали в институты, так как учились все хорошо. И все жили у дяди, по отечески опекавшего каждого из них.

Он строил плотины и заботился о будущем процветании своей родины

«Но чаще всего дядя неделями пропадал на работе. Когда он приезжал домой, для нас это был праздник. Как мы все помещались в его квартире, сейчас не понятно. Но дядя всегда говорил, что рад нас видеть, и счастлив нам помочь, потому что его детство было очень трудным. Поэтому он столько сил и внимания уделял воспитанию подрастающего поколения. Много лет возглавляемое им объединение «Джамбулмелиорация» шефствовало над школой-гимназией № 41. Ученики этой гимназии ежегодно летом бесплатно отдыхали в пионерском лагере «Водник» в селе Пригородное Жамбылского района», — вспоминает о своей молодости заместитель руководителя управления координации занятости и социальных программ акимата Жамбылской области Ермек Быкыбаев.

Вопрос мелиорации в советское время был чрезвычайно важным. Чтобы обеспечить страну достаточным количеством кадров, в Джамбуле решили построить хорошее здание ДГМСИ. Вуз в то время возглавил молодой и энергичный Марс Уркумбаев. Строительство современного тогда гидрокомплекса доверили тресту «Джамбулводстрой». Однако тут возникла проблема – трест не специализировался на гражданском строительстве. Жилье здесь в не в счет, его возводили исключительно для своих работников. Тресту необходимо было возвести специализированный комплекс по кубинскому проекту, с большой натяжкой привязанному к условиям южного Казахстана. Строительство координировалось Москвой на уровне Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР. Ведь таких институтов в Союзе было всего три или четыре.

Берикшал Имашевич поначалу растерялся. Но в обкоме ему порекомендовали создать специализированную ПМК, именно для гражданского строительства. Эта передвижная мехколонна была образована на базе небольшого строительного участка. Так появилась ПМК «ДГМСИ-строй», которая и приступила к выполнению нового проекта. Работы предстояло много, так как объект оказался сложным, а сроки – предельно сжатыми. Берикшал Имашев какое-то время даже ночевал на месте этого строительства в вагончике. А ведь в то же самое время в городе строили обводной канал и другие гидротехнические сооружения. Все они требовали внимания. Но комплекс ДГМСИ был сдан вовремя. И сегодня он остается уникальным по своему стилю объектом.

В тот же период, в 1990 году произошло сильное землетрясение в Зайсане Восточно-Казахстанской области. Имашев лично поехал туда, взяв с собой почти половину ПМК, создал строительный участок, который начал восстановительные работы. Дело было летом. Когда Берикшал Имашевич собирал вещи, в дипломат с документами случайно попало яблоко, выращенное в саду на даче.

Здесь необходимо рассказать предысторию. Дача находилась в районе скотного рынка. На небольшом участке Берикшал Имашевич построил небольшой домик, заложил фруктовый сад. Сюда он любил приезжать, отдохнуть, ухаживать за деревьями, полить овощные грядки. Отходил душой на свежем воздухе после суеты трудовых будней.

Яблоко, вытащенное из дипломата на глазах зайсановких детей, произвело огромное впечатление на всех. Ребятишки жадно смотрели на южный фрукт, а Берикшал Имашевич понял, что без слез не может видеть их глаза. Через несколько минут он уже звонил по межгороду жене: «Поезжайте на дачу, соберите все яблоки и передайте их в коробках моим водителям, которые будут отправляться в Зайсан. Здесь дети голодные, а у нас яблоки на земле гниют».

«И мы все, поехали на дачу, собрали все яблоки и груши, уложили их в коробки и уже на следующий день передали водителям», — вспоминает Ермек Быкыбаев.

По итогам соцсоревнований по освоению орошаемых земель и перевыполнение производственных показателей в 1986 году объединения «Джамбулмелиорация» награжден переходящим Красным знаменем ЦК КПСС Совета Министров СССР, ЦК ВЛКСМ и ЦК ВЦСПС. В 1987—1988 годах по итогам трех лет это Красное знамя оставили в объединении на вечное хранение. Сейчас оно находится в семье Берикшала Имашевича.

— С Берикшалом Имашевичем у меня связано многое. Мы часто общались не только по работе, но и запросто, так как приходились друг другу родственниками. Он всегда был приветливым и внимательным человеком. Никогда не отказывал в помощи. Одно время я был председателем колхоза имени Жамбыла Луговского района. А тогда в районе действовало ПМК, директором которого был Геннадий Ильин. Как-то я в разговоре с Имашевым затронул проблему нехватки орошаемых земель, и он поручил Ильину построить 18 скважин и лотковые каналы, по которым вода получила доступ на наши поля. Таким образом, у нашего колхоза площадь орошаемых площадей увеличились на одну тысячу гектаров. Это позволило хозяйству выйти в число передовых. Вот таким он и был. Чутко прислушивался к каждому человеку и если мог что-то сделать, как-то помочь – делал и помогал. Таких людей немного, потому и память о них сохраняется самая добрая и светлая, — говорит руководитель Ассоциации фермеров Казахстана Жигули Дайрабаев.

Берикшал Имашев очень переживал из-за того, что в годы становления независимости в регионе катастрофически сокращались орошаемые площади. Но не терял оптимизма и верил, что государство рано или поздно обратит внимание на эту проблему. И сейчас в Жамбылской области идет работа по возвращению орошаемых площадей в сельскохозяйственный оборот: реконструируются каналы, строятся новые водохранилища. В планах руководства Жамбылской области – увеличить площадь орошаемых сельхозземель со 110 до 200 тысяч гектаров. Он оказался прав, и если бы был жив, то его опыт пригодился бы сегодня, как никогда.

У Берикшала Имашева было много званий и регалий. Почетный гражданин Жамбылской области, города Тараза и Т. Рыскулова района, Почетный строитель Казахстана. При жизни его всегда окружали хорошие люди, а он сам постоянно делился с теми, кто рядом, своей исключительно позитивной энергией.

Ольга Миллер
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля