Самое главное в сохранении генофонда – его востребованность

Самое главное в сохранении генофонда – его востребованность

В Казахстане необходимо провести инвентаризацию генофонда растений. Такое предложение высказал ученый Бахытбек Амиров. При таком скудном финансировании науки как сейчас, деньги нужно распределять грамотно. Однако на данное время в реестре генофонда мы имеем невостребованные экземпляры, мертвый балласт, передает «КазахЗерно.kz».

«Важность сохранения и развития гермоплазмы ценных растений, безусловно, заслуживает всяческой поддержки. Но при скудном финансировании науки средства нужно использовать как можно целенаправленно и рационально. Нужно провести тщательную инвентаризацию имеющегося фонда, ведь не секрет, что в погоне за большими цифрами в последние годы мы забыли об основной миссии – о развитии и использовании ценного генофонда в селекционных исследованиях», — отметил ученый.

А что мы имеем сегодня в арсенале генофонда? Представляют ли они собой ценный оригинальный генетический устойчивый донор?

«Многие образцы фонда не являют собой какую-либо генетическую ценность. Чтобы не быть голословным, приведу пример о генофонде овощных культур. Некоторые зачисленные в реестр генофонда образцы представляют собой простой гибридный материал первого поколения, которых невозможно репродуцировать в силу гетерозиготности генома. Есть также сложные популяционные сборы семян некоторых перекрестно опыляемых культур. Их тоже нельзя отнести к устойчивым стабильным генетическим материалам. Такой материал может представлять собой только как материал для селекционного изучения, а не готовый устойчивый донор с определенным закрепленным признаком. Есть также и в коллекции и другие семена, собранные из свободно опыленной популяции с неизвестными родословными, случайно приобретенные семена и т.д. Поэтому, нужно подходить к развитию генофонда овощных культур очень ответственно и со знанием их специфики, фотопериодизма, требовании к географической долготе и широте, биологии семеноводства, методов их репродукции, причем с соблюдением всех процедур выращивания семян и созданием всех агротехнологических условий», — сообщил Амиров.

Самое главное в сохранении генофонда – востребованность для будущих селекционных и семеноводческих исследований. Поддержание мертвого балласта в генофонде растений за бюджетные средства — не это сегодня нужно нам и нашему следующему поколению, отметил ученый.

Дарья Кельм
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Роман Богуславский

    В целом так. Но надо учесть, что мы не можем предусмотреть, какие образцы генофонда окажутся востребованными в будущих селекционных и научных программах. Опыт уже показал, что старый материал оказывается полезным при открытии новых направлений. Например, на качество продукции (зерна и др.). Родительские формы гибридов защищены, их трудно получить для включения в коллекции. Поэтому на первых порах не лишне хранить и определенные гибриды F1. Конечно, не все, нужно определить ценность и перспективность, но это уже вопрос квалификации хранителя генофонда = куратора коллекции.

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля