А всё ли проверили?

А всё ли проверили?

Не прошло и недели, как СМИ Павлодарской области в унисон сообщили, что в Павлодарскую область пытались завезти опасного вредителя растений. То есть всё-таки завезли, так как опасный вредитель золотистая картофельная нематода была обнаружена фитосанитарами в мешках с питательным грунтом, завезённым из России, сообщает «КазахЗерно.kz».

Вот так, не думали-не гадали, а опасную проблему поймали и не факт, что она не проявится в дальнейшем. В учебнике по фитосанитарии говорится, что золотистая картофельная нематода (Globodera rostochiensis) – вид картофельной цистообразующей нематоды, возбудитель опасной болезни картофеля глободероза. Наносит огромный ущерб урожаю картофеля. Поражает в основном картофель, томаты, перец, баклажаны. Распространена практически по всей Европе, зафиксирована в 62 регионах России. У нас в Казахстане вроде не встречалась, если наша статистика верна.

Известно из научной литературы, что это действительно серьёзная проблема, а у нас в области выращивается ежегодно до 500 тысяч тонн картофеля. Что будет, если вредитель распространится? А судя по его характеристикам, опасность нельзя недооценивать. Вообще-то, уровень заражённости почвы картофельными нематодами определяется количеством личинок и яиц, содержащихся во всех цистах, выделенных из 100 кубических сантиметров почвы. А первые симптомы поражения картофельной нематодой проявляются, как правило, на всходах картофеля. Известно и то, что заражённые растения отстают в развитии и преждевременно желтеют. При сильном поражении, картофельный куст, чтобы получить питательные вещества и воду для своего развития, образуют массу мелких корней, появляется «бородатость» корней. При этом развитие золотистой картофельной нематоды проходит в корнях растения-хозяина. В почве нематода сохраняется в стадии цисты. Весной, при наступлении благоприятных условий, под воздействием веществ, выделяемых корнями картофеля, личинки выходят из цист, внедряются в корни растения, теряют подвижность, питаются содержимым клеток и так развиваются.

А всё ли проверили?

В конце концов, из личинок образуются самки или самцы. Самцы оплодотворяют самок и после этого погибают. А вот самки, продолжая оставаться на корнях, еще больше разбухают, наполняясь яйцами, и отмирают, превращаясь в цисты. Ко времени уборки картофеля, созревшие цисты легко стряхиваются с корней и заполняют в основном пахотный слой, но могут проникнуть и в более глубокие слои почвы. За год картофельная нематода даёт одно поколение и её распространению способствуют высокая плодовитость и выживаемость, способность расселяться с почвой. Вот почему специалисты фитосанитарии говорят: главным в локализации и ликвидации очагов золотистой картофельной нематоды стало их своевременное обнаружение.

Так что, если этот вредитель обоснуется на наших полях, возникнет довольно опасная ситуация. И вот пожалуйста, новость: по словам руководителя павлодарского филиала Республиканского центра карантина растений Данияра Шекеева, во время лабораторной экспертизы питательного грунта, поступившего из России, специалисты нашли цисты золотистой картофельной нематоды.

– В случае дальнейшего распространения на территории региона этого карантинного возбудителя потери урожая могут доходить от 30 до 80 процентов. Это может привести к сокращению картофельных плантаций, ведь цисты нематоды могут жить в почве до 12 лет. Надо учитывать, что картофель — один из основных экспортируемых продуктов Павлодарской области. И в случае выявления вредителя, страны-импортёры скорее всего откажутся от нашего картофеля, – заявил Данияр Шекеев.

По его словам, в прежнее время золотистая картофельная нематода не встречалась на территории области, но кроме картофеля она может поражать другие культуры, такие как томаты, болгарский перец, баклажаны. Не случайно именно этот вредитель считается одним из самых злостных, поскольку очень быстро распространяется через посадочный материал, почву, инвентарь и почвообрабатывающими агрегатами. При этом нужно помнить, что в борьбе с нематодой не помогут химические обработки. Поэтому самое главное оружие против него – профилактика. И специалисты сразу же информировали фермеров: дабы не занести нематоду с посадочным материалом и другой подкарантинной продукцией, товаропроизводителям области необходимо обращаться в территориальные органы инспекции Комитета госинспекции АПК Минсельхоза РК. Хотя бы для проведения достоверной экспертизы.

 И хочется верить в слова руководителя павлодарского филиала республиканского центра карантина растений. А он подчеркнул, что благодаря усилиям карантинных и агрономических служб региона, самих земледельцев, золотистая картофельная нематода не встречается в области. Он в интервью добавил, что вредитель, точнее говоря, его цисты, были выявлены во время лабораторной экспертизы питательного грунта, поступившего в нашу область из России.

Так можно быть спокойными? И можно не опасаться того, что, как выразился сам Данияр Шекеев, в случае распространения на территории области этого карантинного вредителя, потери урожая будут достигать 30 — 80 процентов. Это может привести к сокращению площадей, занятых картофелем, так как цисты нематоды могут жить в почве до 12 лет. И что тогда будет с большим картофельным полем области, расширяющимся год от года? Ведь единственный способ борьбы – профилактика, как можно предположить, ставит фитосанитарную службу области во главу угла проблемы. Крестьяне возлагают на неё большие надежды относительно раннего выявления вредителя.

Отмечая положительную работу филиала республиканского центра карантина растений и других родственных ведомств, всё же трудно избавиться от сомнений. Что советуют специалисты? По их словам, чтобы не занести нематоду с посадочным материалом и другими подкарантинными товарами, товаропроизводителям региона необходимо обращаться в территориальные инспекции Комитета госинспекции АПК Минсельхоза РК для проведения экспертиз. Скорее всего, не бесплатно. И ещё вопрос: обратятся ли товаропроизводители за услугой? Здесь, очевидно, фитосанитарным контрольным службам не стоит всё же ждать обращений, а самим проверять: кто и что высаживает в качестве семенного материала на больших площадях? И обязательно разбираться, откуда получены, например, семена или тот же питательный грунт.

Есть и другой вопрос. Ведь заражённый грунт из России обнаружили тогда, когда он благополучно пересёк границу области и Казахстана и находился на территории области. Почему такое происходит, насколько надёжны наши фитосанитарные барьеры? Ясно, что на границе поступающая продукция в ускоренном режиме проверяется лишь на наличие соответствующей сопроводительной документации. То есть, скажем так, поверхностно и на доверии. И зачастую, как говорят знающие люди, товар контролируется и в дальнейшем лишь по сопроводительной документации. Другого не дано? Но тогда не стоит удивляться тому, что, почти случайно была обнаружена нематода в благополучно завезённом на территорию региона грунте. Если прошло раз, то почему не пройдёт ещё и ещё разок?

Владимир Гегер
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля