Сельское предпринимательство

Сельское предпринимательство

Какими только путями не приходят в сельское предпринимательство. Иногда просто удивляешься. Главное, если чего-то очень сильно захотеть – всё обязательно получится. В этом убеждена мастерица из села Железинка Павлодарской области Мадина Кусаинова, сообщает «КазахЗерно.kz».

Было бы желание…

Конечно, не как по мановению волшебной палочки, для достижения цели нужно потрудиться, но когда есть желание чего-то добиться, то труд – в радость. Эту истину она открыла для себя ещё в детстве.

Второе имя

Возможно, не все знают, что настоящее имя Мадины – Гульнара. Так написано и в её удостоверении личности, но никто её этим именем не называет. Когда же она обзавелась новым?

Выросла в Актогае. Её мама рано овдовела и одна поднимала двух дочек – Гульнару и Динару. Другой родни почти не было, а с той, что была, общались мало. Так и вышло, что Гульнара росла с ощущением, что в её жизни есть два самых важных человека – мама и Динара. Однажды она сложила первый слог от слова «мама» и два слога от имени сестры, и получила имя Мадина. Так что это имя она придумала для себя давно. В 16 лет, когда пришло время оформлять удостоверение личности, в ЦОНе высказала желание получить новое имя, но там девушку убедили не менять красивое казахское имя Гульнара. Поэтому по документам она осталась с тем именем, которое выбрали для неё родители. Но по своему мироощущению она осталась Мадиной, и сегодня все зовут её только так.

Ещё в средней школе девочку заинтересовал ислам, хотя семья не была особенно набожной, и лет в 15 ею овладело страстное желание выучить арабский язык. Твёрдо решила поступить в медресе. Такому решению воспротивилась мама, которая опасалась, что учёная дочка превратится в настоящий «синий чулок» и никогда не выйдет замуж. Однако никакие уговоры не помогли, Мадина настояла на своём и поступила в Павлодаре в медресе, где на протяжении четырёх лет вместе с ней изучали арабский язык пятнадцать девушек из разных городов Казахстана. В то время такая школа арабского языка имелась только в Павлодаре, позднее она передислоцировалась в Алматы.

На вопрос о том, насколько сложным показался ей арабский, Мадина говорит, что языком она овладела довольно легко. Считает: это потому, что желание выучить его было таким сильным, таким горячим, что учёба не была в тягость. А ведь преподаватели были довольно строгие, когда в конце обучения девушки сдавали экзамен, с каждой спросили по полной программе. Однако на этом учёба не кончилась. Дальнейшей ступенью должно было стать получение сертификата на право преподавания арабского языка. Это сейчас такие сертификаты выдают и в нашей стране. А тогда получить его можно было только после обучения в одном из исламских государств. И после медресе в Павлодаре Мадина, получившая высокий балл на экзамене, выиграла грант и вместе с другим выпускницами отправилась в Турцию для дальнейшей учёбы.

Девочек распределили по разным городам и учебным заведениям. Но поодиночке их не оставили. Мадина с ещё двумя девочками оказалась ученицей лицея в Стамбуле. Так что приезд и проживание в чужой стране не были слишком мучительными. Конечно, без сложностей не обошлось, ведь павлодарки не знали турецкого языка. Но выучить его оказалось не слишком сложно, всё-таки языки близкие, многое в них похоже. Конечно, поначалу забавляли  некоторые несовпадения, когда одно и то же слово в разных языках имело разные значения. Например, казахское слово «шөп» у нас означает «трава», а по-турецки это «мусор». А русские «дурак» и «бардак» — по-турецки «остановка» и «стакан» соответственно. Но потом и к таким языковым казусам привыкаешь. Учёба в Турции тоже казалась интересной и увлекательной. Между прочим, в колледже Мадина встретила и свою вторую половинку. Тулеген тоже учился там, только годом старше. И тоже оказался родом из Павлодарской области – он родился и вырос в Железинском районе.

После возвращения преподавала арабский язык, работала в Павлодаре и Аксу. А когда вышла замуж (развеяв тем самым старые страхи своей мамы), отправилась с Тулегеном в Экибастуз, где он получил место имама в мечети. Здесь она снова стала преподавать язык, но кроме этого работала в других местах – занималась торговлей, помогала в аптеке. И Тулеген не чурался работы, которая приносила бы дополнительный заработок. Через некоторое время молодая семья смогла самостоятельно приобрести квартиру, не прибегая ни к чьей помощи. А некоторое время спустя супруг Мадины получил другое назначение – в мечеть села Железинка, и все дружно перебралась на родину главы семьи. Здесь они живут уже пять лет. Мадина стала домохозяйкой, но довольно быстро поняла, что её деятельная натура никогда не сможет ограничиваться только домом и семьёй, хотя они всегда останутся для неё на первом месте.

Сельское предпринимательство

Учиться, учиться и учиться

Следует отметить, что Мадина — человек, которому никогда не надоедает учиться. Если её что-то интересует, обращается к Интернету, ищет подходящие курсы и записывается на них. В Железинке первым онлайн-курсом для неё стало обучение шитью национальной одежды. Занятия вела девушка из Алматинской области, из нашей области на них записались двое – Мадина и ещё одна мастерица из Аксу. Так они познакомились, подружились и продолжили общение. Именно новая подруга и порекомендовала позднее Мадине начать собственное дело, пройти обучение по программе «Бастау бизнес» и воспользоваться грантом, как это сделала она сама.

Впрочем, обучение искусству шитья не прошло даром. Мадина начала с того, что начала шить одежду для своих детей, а их в семье четверо: две дочки и два сына. Старшей дочери уже одиннадцать, младшему сыну – два с половиной года. Начинала с шитья камзолов. Конечно, это не школьная одежда, но на праздниках ребятишкам нередко даётся возможность пощеголять в маминых изделиях, и красивая одежда привлекла внимание других мам, многие стали интересоваться – кто шил, можно ли заказать что-то похожее? В общем, так вышло, что дети поневоле стали рекламными моделями для Мадины, вскоре к ней постепенно стали поступать заказы.

Вот тогда-то её новая знакомая и завела разговор про «Бастау Бизнес». Мадина сначала сомневалась, считала, что программой могут воспользоваться только те, кто испытывает какие-то трудности в жизни. Но у неё вроде было всё – семья, дом, вполне устроенная жизнь. Но вскоре она решила всё разузнать про эту программу. Обратилась в Палату предпринимателей и выяснила, что и она сама вполне может стать её участницей. Записалась на очередные курсы. Её бизнес-проектом стало шитьё национальной одежды.

Конечно, можно было шить и другую одежду или принимать заказы на реставрацию, однако эта ниша в райцентре уже занята: в селе немало мастериц, которые всё это умеют, а ей хотелось добавить к своим изделиям какую-то изюминку, деталь, которой бы славились именно её изделия. Так что ещё во время обучения в Палате предпринимателей занялась поиском такой детали. Снова обратилась к Интернету, «прошерстила» разные сайты и нашла кое-что для себя интересное – машинную вышивку. Такое в Железинке ещё никто не предлагал. Она снова записалась на курсы и прошла обучение. Когда же пришёл срок защиты проекта, успешно преодолела этот этап, выиграла грант и потратила средства на приобретение вышивальной машинки.

Вскоре к ней стали поступать заказы. Многим показалось привлекательным сделать не просто подарок, а подарок индивидуальный, личный – тогда на предметах, чаще всего полотенцах, делалась вышитая надпись в виде имени. Некоторые просили вышить вензель, корону, цветы. Мадина с удовольствием бралась за разные заказы, что-то сама советовала клиентам. Одежду можно было украсить вышивкой в национальном стиле, а однажды для семейной фотосессии ей заказали футболки с надписями «Мама», «Папа», «Дочь». Пару раз поступали заказы на махровый халат с вышивкой, но Мадина отказала – не нашла в местных магазинах однотонных махровых халатов. Конечно, если бы ей просто принесли заранее купленный халат, она бы не отказала, но чаще всего люди обращаются с просьбой дать уже готовую вещь, и тогда мастерице самой приходится отправляться в магазины.

Однако на одном виде работы Мадина не стала зацикливаться. Выручку от заказов потихоньку копила и тратила на новые приобретения – принтер, ламинатор и другие необходимые вещи. Снова прошла курс по изучению тонкостей фотошопа и стала принимать некоторые полиграфические заказы. Она может и просто распечатать текст, и представить клиенту баннер или растяжку. Правда, у себя их напечатать пока не может, зато полностью делает дизайн, согласовывает его с клиентом, отправляет макет в Павлодар по электронной почте и получает оттуда готовую вещь. Говорит, что в наше время, с объявлением пандемии, многие стали устраивать семейные праздники дома, в узком кругу родственников. Но люди не утратили желания обставить праздник как можно торжественнее. Так что делала она баннеры для разных событий – свадеб, обрядов обрезания или разрезания пут. Причём для последнего из них делала и специальную дорожку для малыша, по которой тому предстояло проделать первые шаги после перерезанных шнуров, связывающих его ножки: дабы походка его была лёгкой, быстрой и уверенной.

В её ассортименте немало и других товаров, приобретаемых на праздники. Среди них особенно популярны тойбастары и картонные бонбоньерки – коробочки для сладостей, которые дарят обычно на казахских праздниках всем гостям. Их оформление зависит от тематики праздника и от фантазии заказчиков – кто-то готов ограничиться напечатанным именем виновника торжества, а кто-то предпочитает более затейливый дизайн – например, с изображением различных мультяшных героев.

А ещё Мадина принимает активное участие в хобби мужа, который увлёкся изготовлением сувениров из дерева и фанеры. Для этого в семье появился ещё один принтер – для дерева и кожи. И она смога расширить ассортимент предлагаемых товаров – это чайные домики, юрты, подвески для лобового стекла в авто и многое другое. А ещё спросом пользуются шежире, своего рода генеалогия ребёнка: каждый мальчик должен знать своих предков до седьмого колена. И мастер на деревянной дощечке гравирует имена дедов и прадедов ребёнка. Такое панно вешают в комнате сына – это и своего рода напоминание, и дань памяти предкам. Есть такие изображения и в семье Кусаиновых. И в общем, всё у них хорошо…

Владимир Гегер
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Олжас

    ма ша Аллах

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля