Как получать доходы от отходов пока мало кто представляет

Как получать доходы от отходов пока мало кто представляет

С 1 июля текущего в Казахстане вступает в  действие новый Экологический кодекс, подписанный главой государства Касым-Жомартом Токаевым 2 января 2021 года. До часа «Х» осталось четыре месяца, но, как выяснилось, не все готовы работать в новых условиях.

Впрочем, о стремительном переходе к выполнению международных требований в сфере сбора и переработки отходов речи пока не идет. Предприятиям и организациям, действующим в этой бизнес-нише, хотя бы элементарный порядок навести нужно. И для этого тоже понадобится время, передает корреспондент «КазахЗерно.kz».

Между тем обозначенные в новом ЭК РК сроки не такие уж и далекие – 2030 год. Осталось всего-то девять лет. И участники заседания круглого стола, состоявшегося в бизнес-центре комплекса «AraiPlaza» города Тараза отлично понимают, что начинать соответствовать мировым стандартам нужно последовательно, избегая штурма и бессмысленных движений.

Инициаторам данного мероприятия стала саморегулируемая организация «Казахстанская ассоциация по управлению отходами «KazWaste» при поддержке акимата Жамбылской области, центра «Содействие устойчивому развитию и компании «Coka-Cola». В обсуждении вопроса приняли участие представители управления природных ресурсов и регулирования природопользования акимата Жамбылской области, областного департамента экологии, предприятий, действующих в сфере сбора и переработки отходов.

Как получать доходы от отходов пока мало кто представляет

«Мы понимаем, что проблема эта очень серьезная, поэтому надеемся услышать все мнения и предложения в ходе обсуждения», — отметил в своем приветственном слове руководитель облуправления природных ресурсов и регулирования природопользования Аслан Оразбеков.

Но для начала прозвучала информация том, как раздельный сбор и переработка отходов внедряется в городе Таразе. Озвучила ее руководитель отдела УПРРП Нагима Темирбекова.

По ее словам, в настоящее время на территории области размещено три миллиона тонн бытовых отходов. В 2020 году было накоплено 76,5 тыс. тонн, из которых раздельно собрано и отсортировано 9,6 тысячи тонн, то есть 12% от общего объема сбора.

В 2019 году в регионе образовано 80,9 тыс. тонн твердых бытовых отходов. Из них собрано и отсортировано 8,5% или 1,8 тыс. тонн, которые переданы на переработку сторонним организациям.

«С 1 января 2019 года в стране вступил в силу запрет на захоронение отходов пластмассы, картона, бумаги и стекла. С 2021 года запрещено захоронение строительных и пищевых отходов. Внедрение данных норм позволило стимулировать и развивать малый и средний бизнес в сфере переработки сырья», — говорит Н.Темирбекова.

Между тем она также отметила, что в районах области раздельный сбор отходов внедряется медленными темпами. Эта работа ведется пока на двух мусорных полигонах: ТОО «Таза Мекен» в Жамбылском и ТОО «Алди и К» в Байзакском районах. На них твердые бытовые отходы прессуют и отправляют на переработку в города Алматы и Шымкент. С 2020 года на полигоне ТОО «Чистый город Beta plast» в селе Мерке Меркенского района отходы делят на пять компонентов (пластиковые контейнеры, бутылка, битое стекло, бумага, жестяные банки). В нынешнем году планируется строительство сортировочной линии.

Говоря о том, что делается для внедрения раздельного сбора отходов, Нагима Темирбекова рассказала, что в регионе установлено 659 контейнеров для сбора пластмассовых и пластиковых отходов, 106 закрытых контейнеров для сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, химических источников питания и батарей, а также 3249 контейнеров для сбора ТБО. При этом дополнительная потребность в контейнерах – 3533 штук.

Сбором отходов у населения областного центра занимаются 8 предприятий: ТОО «Жасыл ел – Тараз», «Султанказы», «Сарсенбай», «Нурлы-Тараз», ИП «Махмудов», «Баймуханбетов», «Тазалык», «Жамбай».

В Таразе функционируют 14 предприятий по утилизации пластмассовых, полиэтиленовых отходов, электронных средств, моторных масел, стекла и бумаги. В том числе, ИП «Хастал оглы П.М.», «Бахыт», «Танибеков», ТОО «Санит МиБ», «ХалалСауда», «KazEcology», «Дажан», «ТаразТехноРесурс», «ТаразТеплоСтрой», «ЮгШинТорг», «ТаразПолиХим», «Айнек-Тара», «Экотехстандарт», «Аклергруппюг»). Впрочем, из-за пандемии многие из них в настоящее время вынужденно простаивают.

Все 158 полигонов, располагающихся на территории Жамбылской области, имеют разрешения на эмиссии в окружающую среду. Однако 64 из них до сих пор не ограждены: 5  – в Жуалынском, 7 – в Т. Рыскулова, 14 – в Сарысуском, 22 – в Мойынкумском и 16 – в Шуском районах.

«Для решения вопроса утилизации бытовых отходов в регионе ведется работа по привлечению инвесторов. В настоящее время при тесном взаимодействии с Евразийским банком реконструкции и развития в 1 квартале текущего года планируется провести презентацию проекта строительства мусоросортировочного завода в г. Тараз», — говорит Нагима Темирбекова.

Как получать доходы от отходов пока мало кто представляет

Помимо этого в областном центре предполагается строительство завода по сжиганию твердых бытовых отходов. С этой целью в 2020 году специалистами Международного центра «зеленых» технологий и инвестиционных проектов проведены исследования по определению морфологического состава твердых бытовых отходов. Представлена информация по проекту оценки воздействия на окружающую среду полигона ТОО «Жасыл Ел-Тараз», расположенного в Колькайнарском сельском округе Жамбылского района, по тарифам базовых субъектов естественных монополий и др. Кроме того, было предложено выделить пять гектаров земли на том же полигоне ТОО «Жасыл Ел-Тараз». Результаты исследований и итоговый отчет о возможности строительства завода представлены в министерство экологии, геологии и природных ресурсов для дальнейшего принятия решения и определения заказчика работ.

Однако вопрос строительства мусоросжигающего завода все еще имеет зыбкую основу, так как, по словам специалистов УПРРП, низкий тариф и относительно небольшой объем твердых бытовых отходов не привлекают инвесторов в Жамбылскую область.

Что нужно сделать для того, чтобы сбором отходов охватить все население Казахстана? На этот вопрос постаралась найти ответ координатор Казахстанской ассоциации по управлению отходами «KazWaste» Айжан Рыскулова.

Напомним, что ассоциация «KazWaste» была создана в 2013 году и на сегодняшний день в нее входит 47 предприятий, действующих в сфере сбора, утилизации и переработки отходов. Ассоциация аккредитована в 5 министерствах, в том числе, в минэкологии.

«Понятно, что пока бизнесу не выгодно действовать в этой нише, дело с мертвой точки не сдвинется, — констатировала Айжан Рыскулова. – Если же перейти к вопросу управления отходами, то он касается всей страны. Несколько лет назад эта проблема не была столь злободневна, но существовали иные приоритеты. Однако в 2013 году в Казахстане приняли концепцию по переходу к «зеленой экономике» и довольно большая глава этого документа касается вопроса отходов. Таким образом, на практике установлены целевые индикаторы. Многим из присутствующих они известны. Первый – стопроцентный охват населения вывозом мусора к 2030 году. Честно говоря, сколько бы мы ни уделяли внимания этому вопросу, результатов нет. Между тем, он даже важнее уровня переработки отходов. Тем временем по Казахстану вывозом отходов охвачено всего 60-70% населения. У 30% мусор не вывозится совсем. Мы понимаем, что эти люди проживают в сельской местности, где не всегда есть мусоровывозящая организация, там не установлены контейнеры, нет тарифа. Это очень плохо, так как весь мусор в селах сжигается, чего по закону делать нельзя. Ведь часто в огонь попадает пластик, продукты горения которого чрезвычайно вредны для здоровья человека».

По ее мнению, мусорные контейнеры должны быть установлены у каждого дома в каждом населенном пункте.

Она также считает, что из имеющихся в стране 4 тыс. полигонов многие, по сути, являются обычными мусорными свалками.

«Более или менее международным стандартам соответствуют лишь полигоны городов Нур-Султан и Алматы. И еще один важный показатель – для переработки отходов. Он должен находиться на уровне 40 процентов к 2030 году. Вот к чему нужно стремиться», — говорит Айжан Рыскулова.

Далее координатор ассоциации «KazWaste» подробно разъяснила все нормы нового Экологического кодекса РК. В частности, она рассказала, что в ЭК узаконено понятие «лицензирование в сфере управления отходами». По ее словам, это должно прекратить практику возникновения множества компаний в этой сфере, оказывающих услуги исключительно на бумаге. Отныне лицензии в этой сфере предпринимательской деятельности будут выдаваться путем проведения конкурса государственных закупок.

Еще одна новелла – государственно-частное партнерство в сфере управления отходами. Эта форма взаимодействия государства и бизнеса существовала и раньше, но теперь она имеет законную основу.

Узаконено, кстати, и само понятие «отходы», которое ранее старались избегать в пользу таких определений, как «мусор» и «ТБО». Также дано разъяснение, что может считаться отходами. К примеру, сточные воды и загрязненные почвы сюда не отнесены.

Имеется и пирамида управления отходами. Вот здесь начинается самое интересное. Данное схематическое сооружение включает в себя несколько этапов управления отходами: сбор – переработка – утилизация – удаление. Пока же на практике в Казахстане применяется лишь первый и последний этапы. И с этим нужно что-то делать, считает Айжан Рыскулова.

Но сейчас важно хотя бы приучить людей разделять отходы. Для этого необходимо установить как минимум два контейнера: один для сухих, другой – для мокрых отходов. Под сухими отходами подразумеваются бумага, картон, ткань, битое стекло и так далее. Мокрые отходы – это остатки пищи. Первые шаги в этом направлении уже предпринимаются. А там, может быть, контейнерные площадки через несколько лет будут выглядеть как в Европе, где для каждого вида отходов предусмотрен отдельный контейнер.

Кстати, несмотря на то, что с некоторого времени в Казахстане список отходов, запрещенных к захоронению, дополнен строительными и пищевыми отходами, их все еще можно найти на каждом полигоне страны. Дело в том, что отечественный бизнес пока не готов к переработке данного сырья.

— В лучшем случае из пищевых отходов можно делать компост, — считает Айжан Рыскулова.

А строительные отходы в мире уже давно научились использовать повторно. Но у нас для внедрения этого опыта необходим не один год.

Еще одна проблема – строительство мусоросортировочных комплексов рядом с полигонами. По словам госпожи Рыскуловой, этими комплексами должны быть укомплектованы все полигоны. Но как они будут работать, пока неясно. К примеру, в Алматы строительство сортировочного комплекса заметно повлияло на тариф по сбору мусора – с 360 до 560 тенге с человека.

В Таразе на сегодня самый низкий тариф по сбору мусора – всего 84 тенге.

«Не понимаю, на что может хватать этой суммы», — удивилась представитель ассоциации.

Кроме того, в ходе заседания круглого стола был заслушан доклад представителя центра «Содействие устойчивому развитию» Жанибека Муханова. Он поделился опытом работы по сбору пластиковых отходов и их переработки в Алматы. В частности, во многих торговых центрах и в учебных учреждениях южной столицы сеть по сбору пластиковых отходов «PlastNet» установила специальные контейнеры для использованных пластиковых бутылок. И люди уже привыкли выбрасывать баклажки из-под напитков в эти контейнеры.

Нужно сказать, что жители Тараза и сельских населенных пунктов также приучились выбрасывать пластиковые контейнеры и бутылка в специальные сетчатые контейнеры, установленные на площадках по сбору мусора. Культура управления отходами потихоньку внедряется в массы. Но хотелось бы активизировать этот процесс. Ведь от него зависит многое, в том числе и здоровье людей, и состояние окружающей среды.

Ольга Миллер
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля